В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 31, 2008

Мои первые экспедиции

Автор 23:43. Рубрика Мои экспедиции

Далее я стал просто выделять лики, не обращая внимание на подписи. Шестой лик в квадратной черной рамке - мужское бородатое лицо в ¾, развернутое вправо. Под ним в прямоугольной рамке - два мужских лика, напоминающие театральные маски. Хотелось бы отметить, что если на камне из Волгоградского музея истории письменности такого рода маски изображались в совершенно примитивном стиле, как обычно рисуют дети, то тут маски представлены с некоторыми чертами реализма. Это - 7-й и 8-й лики.

Лики 9-11 обладают весьма карикатурными чертами лица, к тому же едва намеченными, что предполагает изображение опять-таки масок мимов.

Полагаю, что данный камень, несомненно культовый, являлся камнем не русских богов, но мимов определенной местности. И установив это, я посчитал своё обследование культовых сооружений учебного центра завершенным. Две скульптуры и Мары и культовый камень мимов при входе - это очень неплохая коллекция русских древностей, созданная руководством завода ЭФКО.

ekspedizia5.jpg
Рис. 5. Камень перед проходной завода

Э № 3. Еще одна цель моего приезда состояла в осмотре камня, лежащего перед зданием самого завода. так что прямо сразу после приезда меня повели к нему. Я сожалею, что сделал всего один кадр, рис. 5, понадеявшись на то, что еще в Москве мне дали диск с фотографией этого объекта. Да, действительно, там камень был показан в разных ракурсах и со многими фрагментами, но общего вида там не было, а я перед поездкой в этот город на такую деталь внимания не обратил. Правда, был общий вид на двух минутных видеосюжетах, однако, во-первых, у меня и до сих пор нет аппаратуры, позволяющей перенести любой кадр именно с данной записи в память компьютера, и, во-вторых, разрешающая способность такого кадра очень низка. Кроме того, камень снимали в зимний пасмурный день на фоне снега, и его светло-серая поверхность выглядела весьма тёмной, почти чёрной. Иными словами, его съёмка производилась непрофессионалами, а я, имея весьма малый опыт по чтению надписей на камнях, еще не знал, какие кадры должен был получить. Тем не менее, один кадр я всё-таки отснял.

На рис. 5 мы видим весьма внушительных размеров валун. Правда, Марина Владимировна Звягинцева присела на корточки, поэтому на самом деле камень был ей, вероятно, до пояса (еще одна моя ошибка: человек как масштаб изображения должен стоять в полный рост). Тем не менее видно, что он имеет почти три метра в длину и порядка метра в высоту. Его доставка в данное место должна была потребовать наличие подъёмного крана и крупнотоннажного грузовика.

ekspedizia6.jpg
Рис. 6. Моё чтение надписей на передней нижней поверхности камня

Первое, что выявляется на нижней передней кромке камня, это карикатурное мужское бородатое лицо анфас, где правый глаз расположен ниже левого, нос приплюснут и необычайно широк, рот велик, а нижней губы не видно. Надпись на верхней губе с продолжением на левую щёку гласит: МИМ ЯРА. Это, видимо, и определяет назначение камня: это камень мима, из-за которого он выходил во время мистерий. - Не лучше выглядит и второе бородатое мужское лицо анфас с оттопыренным левым ухом; ноздри образуют слово ЯРА, а губы - слово МИМ.

Далее я уже не рассматриваю надписи, полагая, что на ликах изображены иные мимы Яра. Так, лик № 3 является самым крупным бородатым мужским изображением анфас; на его носу внизу видна надпись МИМ. А вот лик № 4 двойной: справа видно мужское бородатое лицо, повёрнутое вправо, тогда как слева изображена, видимо, львиная морда анфас. Маска № 5 - тоже двойная; оба лика смотрят в разные стороны - один слегка развёрнут влево, другой - вправо. Лик № 6 показывает анфас бородатое мужское лицо, только нос в виде перевёрнутой буквы Т расположен наклонно.

Довольно своеобразен лик № 7, где, вероятно, показаны два женских лица, смотрящие вправо; у более правого открыт рот. А лик № 8 - какой-то страшный и несуразный, с торчащим левым ухом. Лик № 9 - соединение двух лиц: левый представляет собой мужской профиль, смотрящий влево, тогда как правый показывает мужское лицо с полуоткрытым ртом, из которого видны верхние зубы. Наконец, лик № 10 в белой квадратной рамке справа имеет глубоко спрятанные в глазницы глаза, приплюснутый нос и косой рот. Впрочем, левее находится еще один лик, а справа - еще один, так что у этого объединенного тройного лица насчитывается 4 глазницы.

Естественно, что всё это - мимы, что у многих читается открытым текстом.

ekspedizia7.jpg
Рис. 7. Моё чтение надписей на правой нижней поверхности камня

Здесь я рассматриваю лики справа налево, выделяя очень большой лик справа. Это - лик № 11, повёрнутый влево и имеющий кожу в сплошных угрях. На глазах написано слово МАРЫ, на губах - ХРАМ, на подбородке - МИМ. Лик № 12 находится слева и обведен белой рамочкой. Точнее - это два лика, смотрящие друг на друга. Левый напоминает черта с рожками, имеет усы, приплюснутый нос и маленькую бородку. Правый отличается острым носом и длинной козлиной бородой. На уровне глаз через два лика идёт надпись МАРА, тогда как на шее правого можно прочитать слово МИМ. Скорее всего, слева и есть Мара, где на человеческие черты наложились черты козлика. Такие изображения нам уже встречались. Далее в крупном белом квадрате следует еще одно лицо мима, которое я, однако, не анализирую и подпись на нем не читаю. Наконец, внутри черной рамочки ниже можно видеть мужское лицо в ¾, развернутое влево и обладающее длинной козлиной бородкой. На нем на уровне глаз читается надпись МИМ. Таким образом, на правой стороне камня лики более разнообразны. Кроме того, на последнем фрагменте написано МАКАЖИ ЯРА ХРАМ.

ekspedizia8.jpg
Рис. 8. Камень, сфотографированный мною с торца

С торца камень выглядит несколько иначе, он уже и сжимается книзу. А на его верхней части имеется ложбина, в которой могла бы собираться вода, и имеется круглое изображение. Лицо безбородое и безусое, а чёлка содержит надпись МИМА МАРЫ. Это означает, что перед нами женщина-мим, служительница храма Мары. На верхнем фрагменте, обведенном черной рамочкой, можно прочитать те же слова МИМА МАРЫ.

Можно выделить также ряд ликов. Так, лик № 14 представляет собой нечто вроде кошачьей мордочки анфас с широко разнесенными крупными глазами. Над бровями - надпись ЯРА, на глазах - МАРА. Зооморфный лик Мары в виде кошки нами был впервые отмечен на камне возле храма Александра Невского в Переславле-Залесском. Лик № 15 больше напоминает морду тигра анфас, хотя возможно, что это - лев. Надпись на лбу по диагонали уверяет нас, что это - МИМ ЯРА. А лик № 16 напоминает морду гориллы анфас. Обезьяньи лики характерны для Мары, поэтому нет ничего удивительного, если на глазах и губах читаются надписи ЯРА МАРА. А лик № 17 являет нам женское лицо, развернутое в профиль; женщина пожилая, но не лишена грации. Она улыбается, что я считаю большой редкостью. На лбу и глазах надпись - ЯРА МАРА. Как видим, не только этот торец камня посвящен преимущественно Маре, но даже на виде сбоку данная часть показывала нам мима Мары.

ekspedizia9.jpg
Рис. 9. Фрагмент торцевой поверхности в области углубления

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.178sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.333 секунд