В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 31, 2008

Мои первые экспедиции

Автор 23:43. Рубрика Мои экспедиции

Обсуждение. Этой статьёй я выполняю задачу третьей экспедиции - обследование камня, лежащего перед зданием завода ЭФКО. Мои выводы: камень является культовым, и представляет собой не только маяк храма Макоши, входящего в святилище Яра, но и камнем мима Яра, из-за которого он, вероятно, выпрямлялся в полный рост и появлялся перед верующими, а затем показывал им мистерию. На этом камне изображены также мимы других богов, например, мима Мары.

Тем самым, те задания, которые я получил от руководства ЭФКО, я выполнил полностью. Правда, на это ушло три года, однако я смог справиться с ними только по мере роста моего опыта. Проще всего мне оказалось описать холмы перед учебным центром, поскольку у меня уже был опыт описания святилищ, приобретенный мной во время написания моей книги ЧУ4. Гораздо сложнее оказалось выполнить описание поверхности «каменных баб», поскольку на них находились вторичные, а порой и третичные изображения со своими надписями, которые я к тому времени еще не научился выявлять. Ну, и теперь я выполнил еще более сложное описание данного культового камня, ибо здесь лики мимов обладают меньшей проработанностью деталей, более грубые, так что их опознание было возможным провести только при наличии определенного опыта выделения таких изображений. Тогда я еще не знал (а понял только этим летом), что электронная оптика цифрового фотоаппарата обладает более высокой контрастностью. Это означает, что не только сама электронная фотография, но даже вид объекта на электронном дисплее даёт возможность видеть малоконтрастные детали лучше, чем их можно увидеть невооруженным глазом. Тогда я этого не знал, и весьма смущался, что вблизи культового камня я не вижу тех надписей, которые видел на фотографиях.

Так что первый вывод, который можно сделать из анализа материалов данных экспедиций - это вывод о разной сложности эпиграфических задач. Одно дело - выявлять надписи метровой величины, хорошо различимые на склонах холмов, но несколько деформированные осыпями камней и проросшей травой. Другое дело - выявлять на поверхности статуи лики меньшей величины, где контуры лица уже обозначены не столь чётко и осложнены наличием вторичных изображений. И, наконец, третий, еще более высокий уровень сложности - выявление ликов и надписей на вроде бы однородной поверхности крупного валуна, не имеющего никаких видимых особенностей.

Из этого следует, что и уровень эпиграфического мастерства может быть оценен по тому, задачи какой сложности были решены эпиграфистом. Разумеется, эта задача требует отдельного обсуждения, однако в данной статье она уже поставлена.

Далее, можно отметить, что я в то время еще не вполне освоился с работой цифровым аппаратом. По аналогии с плёночной камерой я стремился за поездку сделать не более, скажем 50 кадров, хотя в то время блок памяти у меня вмещал порядка 200 снимков. Если в плёночном аппарате многократное фотографирование объекта приводит к большому расходу фотоплёнки, то в плёночном таких ограничений вовсе нет, так что срабатывает только привычка, в данном случае неуместная. Поэтому если своими съёмками малой Мары я остался доволен, то в случае съёмки последнего культового камня, а также общего вида многих сооружений центра обучения ЭФКО я не вполне удовлетворён - кадров отснято явно мало. Но отрицательный опыт - тоже опыт.

К положительному опыту можно отнести тот, что экспедиции всегда можно минимизировать по стоимости, а в некоторых особенно удачных случаях, как описываемый, на них можно даже заработать (хотя такую задачу я никогда перед собой не ставил - это вышло случайно). Так что передо мной появилось счастливое стечение обстоятельств, которым я воспользовался. Кроме того, некоторые сотрудники ЭФКО на те три дня, которые я находился у них в гостях, стали моими добровольными помощниками, что тоже очень ценно, поскольку далеко не всё можно выполнить собственными силами.

В ходе экспедиции меня поразило то, насколько бережно руководство ЭФКО относится к наследию Древней Руси. Они не только организовали закупку и перевозку двух «каменных баб» (ликов Мары) с территории Украины на землю своего учебного центра, но и позаботились о приобретении других экспонатов своего малого музея истории отечества (например, старинной пушки). Более того, для экспозиции Большой Мары был построен специальный павильон. Меня же пригласили для атрибуции этих артефактов, чтобы они стояли не безгласными памятниками неизвестно чего, а полноценными экспонатами. Тем самым на данном примере могу констатировать, что теперь древнейшие предметы русского ведизма охраняются не только государством, но и отдельными предприятиями, то есть, предприятия смогли стать в этом смысле помощниками государственных музеев.

К сожалению, на месте не удалось выяснить, откуда были доставлены экспонаты. У меня имеется подозрения, что какие-то из них могли быть вывезены из Бердянска. Однако это только предположение. Так что если сама по себе идея организации «малого музея» русской старины в рамках одного предприятия великолепна и достойна всяческого поощрения, то утеря данным о месте и времени приобретения артефакта может быть отнесена к досадным издержкам. Однако со временем, когда можно будет составить базу данных по многим артефактам России, Украины и Белоруссии, не исключено, что удастся выйти и на источник этих приобретений.

Заключение. Первые экспедиции показали, что они являются вполне возможными и без участия государственных организаций, за счёт частных спонсоров, которые знают толк в русских древностях и умеют их сохранять не хуже государственных музеев. А государственные музеи пока от культовых древностей отказываются, как и вся археология в целом. Это тем более важно, что в Волгограде открывается новый негосударственный музей, созданный энтузиастом, хотя и при поддержке руководства государственным лицеем и государственным Институтом русского языка.

Литература

ЧУ1: Чудинов В.А. Святилище под Алексеевской. Сайт www.chudinov.ru, статья от 15.02.2007

ЧУ2: Чудинов В.А. Лик малой Мары в центре обучения ЭФКО под Алексеевкой. Сайт www.chudinov.ru, статья от 19.11.2007

ЧУ3: Чудинов В.А. Большая Мара из Алексеевки. Сайт www.chudinov.ru, статья от 14.01.2008

ЧУ4: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М., Гранд Фаир, 2004

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.208sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.373 секунд