В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 30, 2019

Моя поездка в парк Монрепо в Выборге

Автор 19:43. Рубрика Мои экспедиции

Затем я читаю надпись на плите более высокого слоя: ВОЙСКА СКОЛОТОВ.  А слева от основной плиты можно видеть лик № 2мужское усатое и бородатое лицо анфас с лёгким поворотом влево и лик № 3, тоже усатое мужское лицо с небольшими карикатурными чертами. И затем я перехожу к эпиграфическому анализу нижних камней.

monrepo19.jpg

Рис. 19. Моё выявление ликов и чтение надписей на рис. 18

Что касается нижних камней, то они являются продолжением того массива, который я рассмотрел на рис. 15, так что в целом их назначение понятно. Хотел бы обратить  внимание на самый крупный лик этой группы, лик № 6. Это небольшое лицо старика с усами и очень большой седой бородой. На этом лике имеется надпись, которую я читаю, как: СКИФОВ-ВОИНОВ ХРАМ.

Остальные лики - более или менее обычные. Лик № 4 - это довольное, улыбающееся мужское лицо анфас Лик № 5 - тёмное и маленькое возможно, усатое, лицо старика анфас. Лик № 7 - тое лицо старика анфас с лёгким поворотом влево: усы - маленькие, зато борода клином - большая.  Лик № 8 - это как бы две тигриных головы рядом. И, наконец, лик № 9 - это лицо анфас усатого и пучеглазого самодовольного мужчины.

Возможно, что тут имеется и ещё несколько ликов.

monrepo20.jpg

Рис. 20. Памятник  финскому сказителю Вяйнемёйнену

Далее меня заинтересовал памятник финскому сказителю. Википедия пишет о нём: «Вяйнемёйнен, играющий на кантеле - статуя героя эпоса Калевалы Вяйнемёйнена с карело-финскими гуслями «кантеле» на коленях, установленная в 1873 году в выборгском парке Монрепо, утраченная в ходе советско-финляндской войны (1939-1940) и восстановленная в 2007 году.

По словам Владимира Марцинковского (книга «Записки верующего»):В парке Монрепо, на самом берегу залива, под высокими нависшими скалами, поросшими мхом и осененными соснами, стоит белый мрамор - это Вейнемейнен, седой певец из финской поэмы «Калевала». Он поет вдохновенную песню в честь витязей духа, в честь того, кто жизнь отдает во имя добра за людей. Он поет славу павшим героям и зовет все новых бойцов в ряды великой Божьей рати.

Первоначально на большом валуне, где сейчас находится статуя, предполагалось установить скульптурную группу со статуей святого Николая, однако затем владелец имения барон П. А. Николаи заказал датскому скульптору Готтхельфу Борупу (Borup Cotthelf, 1804(?) - 1879) изваяние героя карельских рун[2]. До выхода в свет первого издания «Калевалы» оставалось четыре года, и не имелось чёткого представления о том, как должен выглядеть Вяйнемёйнен - певец-сказитель, волшебник, заступник всех бедных и обездоленных. На единственном скульптурном изображении - барельефе работы Эрика Кайнберга в зале Абоской академии - длиннобородый «вековечный песнопевец», подобно Орфею, собирал своей игрой на кантеле лесных слушателей - медведей и рыб. Вяйнемёйнен Борупа, стоящий с маленькой лирой или кифарой в руках в одеждах, напоминающих римскую тунику, стал подобием античного бога Аполлона и получил противоречивые отзывы критики. Несмотря на это, сам факт установки памятника «отцу песен» вызвал в Выборге и в Финляндии в целом большой энтузиазм. Статуя по модели Борупа была изготовлена из гипса в Санкт-Петербурге и установлена в Монрепо в июне 1831 г. Рунопевец неожиданно возникал меж скал перед идущим по узкой прибрежной тропе человеком в отдалённом уголке парка, получившем название «Конец света».

В 1871 году неизвестные разбили гипсовую статую Вяйнемёйнена. Тогда было принято решение заменить её скульптурой, отлитой в металле. Заказ получил финский скульптор Йоханнес Таканен. Работа над второй статуей, также как и над первой, велась в Копенгагене, в мастерской Кристиана Готтлиба Биссена, у которого Таканен проходил курс обучения. Своему Вяйнемёйнену Таканен придал портретное сходство с Магдалусом Колдом, в доме которого он жил в Дании. Певец был изображён сидящим с кантеле на коленях, при этом левая рука сказителя устремлялась вверх. Композиция схожа с изображением Оссиана на картине датского художника Н. А. Абильдгора. К началу 1872 года был готов эскиз памятника, а в 1873 году его отлили в цинке, перевезли морем в Монрепо и установили на прежнем месте.

В годы войны статуя вновь была утрачена. По некоторым предположениям, она могла в 1940 г. оказаться на дне Финского залива. Идея о необходимости воссоздания «первого в Европе памятника литературному герою» была высказана в 1988 г. Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в документальном фильме «Монрепо». Поиски водолазов на дне залива у парка Монрепо оказались безрезультатными. Поэтому скульптором К. Н. Бобковым была изготовлена бетонная копия статуи Таканена, которую торжественно открыли на прежнем месте 2 июня 2007 года.

 monrepo21.jpg

Рис. 21. Моё выявление ликов и чтение надписей на камнях

Меня, честно говоря, заинтересовал не сам памятник, а камень в качестве постамента и прочие камни. Сначала я рассматриваю камень как постамент. У него имеется наклонная грань, а также боковая, и они заполнены ликами. Сначала я рассматриваю два лика анфас на скосе между наклонной и вертикальной гранями. Лик № 1 двойной: это либо лицо мужчины с острой бородкой, либо, чуть правее, напротив, лицо полностью бритого мужчины. Лик № 2 читается однозначно как лицо мужчины средних лет с небольшими усами и небольшой бородой. Затем я рассматриваю лики наклонно грани. Лик № 3 - это три ракурса одного женского лица, повёрнутого вправо, влево и опять вправо. Лик № 4 - неприятное мужское лицо с разворотом вправо. Наконец, я рассматриваю лики на вертикальной поверхности боковой грани. Лик № 5 одутловатое мужское лицо с разворотом вправо, лик № 6 - мужской лик анфас, лик № 7 лежит, при повороте влево он превращается в мужское лицо анфас.

Далее я рассматриваю валун на переднем плане. Здесь я встречаю мелкое изображение сидящего человека, лик № 8,  и наверху скоса - два мужских лика, № 9 и № 10. Правее можно вдеть женский лик анфас № 11, на фоне недовольного мужского лика № 12

Далее я рассматриваю лики на скалах, идя справа налево, от небольших фигур и лиц к крупным. Мужской лик № 12 анфас показан почему-то перевёрнутым на 180 градусов. Далее, левее, можно видеть женскую фигуру в  длинном платье и в кокошнике анфас с разворотом вправо, лик № 15,  причём части её платья можно тоже трактовать, как лики с мужскими лицами. Так, торс женщины - это лицо пожилого мужчины, старика.  Слева от женщины - лицо старика с двумя торчащими нижними зубами, лик № 15. Над ним - изображение старика, лик № 17 и под ним - изображение пожилого мужчины, лик № 18.

На вертикальной поверхности этой же части скалы можно видеть лицо пожилого мужчины, лик № 19, и женское лицо анфас, лик № 20. А надпись находится на самом нижнем камне справа от постамента, и я её  читаю так: 35 АРКОНА РЮРИКА ВИМАН, то есть, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД ВИМАН РЮРИКА. Иначе говоря,  то же, что и прежде.

Обсуждение. Парк Монрепо оказался не совсем тем, о чём я подумал при поездке туда: не совокупностью храмов, мест размещения воинских гарнизонов и взлётных площадок летательных аппаратов, а  гигантским кладбищем, занимающим как всю территорию парка, так и места нынешних озёр.  Но об этом можно было рассуждать только после того, как удалось разглядеть лики и прочитать надписи.

Признаюсь, раньше я выделал лики чисто механически. Они мне казались не всегда реалистичными, что я списывал на неразвитость древней эстетики, однако теперь выясняется, что в то время сосуществовало множество художественных стилей, о чём мы не имеем ни малейшего представления. Так что с точки зрения истории изобразительного искусства эти лики весьма интересны. Кроме того, они довольно любопытны и с точки зрения истории костюма и истории русского ведизма.

Однако, помимо эстетического наслаждения от изображений древних художников, невольно возникает чувство глубочайшего уважения к этим неизвестным нам героям, мужчинам и особенно женщинам, которые отдали свои жизни, защищая нашу Родину от различных врагов. Да будет вечной их память! Полагаю, что придёт тот день, когда мы будем отмечать и их подвиги, как мы отмечаем и иные победы истории Руси!

Понятно, что парк Монрепо дал только импульс для подобных исследований. Теперь, после того, как в ряде статей я выделял ряд ликов на могильных плитах воинов Рюрика в разных местах планеты, можно было бы заняться и их сравнительным анализом. Но это уже предстоит сделать в следующем году. А вообще  этим годом доволен, ибо мне удалось продержаться на уровне 5 статей в месяц, что было не просто.

Заключение. Всех моих читателей я поздравляю с наступающим Новым 2020 годом!

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.193sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.334 секунд