Затем я читаю надпись на плите более высокого слоя: ВОЙСКА СКОЛОТОВ. А слева от основной плиты можно видеть лик № 2мужское усатое и бородатое лицо анфас с лёгким поворотом влево и лик № 3, тоже усатое мужское лицо с небольшими карикатурными чертами. И затем я перехожу к эпиграфическому анализу нижних камней.
Рис. 19. Моё выявление ликов и чтение надписей на рис. 18
Что касается нижних камней, то они являются продолжением того массива, который я рассмотрел на рис. 15, так что в целом их назначение понятно. Хотел бы обратить внимание на самый крупный лик этой группы, лик № 6. Это небольшое лицо старика с усами и очень большой седой бородой. На этом лике имеется надпись, которую я читаю, как: СКИФОВ-ВОИНОВ ХРАМ.
Остальные лики - более или менее обычные. Лик № 4 - это довольное, улыбающееся мужское лицо анфас Лик № 5 - тёмное и маленькое возможно, усатое, лицо старика анфас. Лик № 7 - тое лицо старика анфас с лёгким поворотом влево: усы - маленькие, зато борода клином - большая. Лик № 8 - это как бы две тигриных головы рядом. И, наконец, лик № 9 - это лицо анфас усатого и пучеглазого самодовольного мужчины.
Возможно, что тут имеется и ещё несколько ликов.
Рис. 20. Памятник финскому сказителю Вяйнемёйнену
Далее меня заинтересовал памятник финскому сказителю. Википедия пишет о нём: «Вяйнемёйнен, играющий на кантеле - статуя героя эпоса Калевалы Вяйнемёйнена с карело-финскими гуслями «кантеле» на коленях, установленная в 1873 году в выборгском парке Монрепо, утраченная в ходе советско-финляндской войны (1939-1940) и восстановленная в 2007 году.
По словам Владимира Марцинковского (книга «Записки верующего»):В парке Монрепо, на самом берегу залива, под высокими нависшими скалами, поросшими мхом и осененными соснами, стоит белый мрамор - это Вейнемейнен, седой певец из финской поэмы «Калевала». Он поет вдохновенную песню в честь витязей духа, в честь того, кто жизнь отдает во имя добра за людей. Он поет славу павшим героям и зовет все новых бойцов в ряды великой Божьей рати.
Первоначально на большом валуне, где сейчас находится статуя, предполагалось установить скульптурную группу со статуей
В 1871 году неизвестные разбили гипсовую статую Вяйнемёйнена. Тогда было принято решение заменить её скульптурой, отлитой в металле. Заказ получил финский скульптор Йоханнес Таканен. Работа над второй статуей, также как и над первой, велась в Копенгагене, в мастерской Кристиана Готтлиба Биссена, у которого Таканен проходил курс обучения. Своему Вяйнемёйнену Таканен придал портретное сходство с Магдалусом Колдом, в доме которого он жил в Дании. Певец был изображён сидящим с кантеле на коленях, при этом левая рука сказителя устремлялась вверх. Композиция схожа с изображением Оссиана на картине датского художника Н. А. Абильдгора. К началу 1872 года был готов эскиз памятника, а в 1873 году его отлили в цинке, перевезли морем в Монрепо и установили на прежнем месте.
В годы войны статуя вновь была утрачена. По некоторым предположениям, она могла в 1940 г. оказаться на дне Финского залива. Идея о необходимости воссоздания «первого в Европе памятника литературному герою» была высказана в 1988 г. Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в документальном фильме «Монрепо». Поиски водолазов на дне залива у парка Монрепо оказались безрезультатными. Поэтому скульптором К. Н. Бобковым была изготовлена бетонная копия статуи Таканена, которую торжественно открыли на прежнем месте 2 июня 2007 года.
Рис. 21. Моё выявление ликов и чтение надписей на камнях
Меня, честно говоря, заинтересовал не сам памятник, а камень в качестве постамента и прочие камни. Сначала я рассматриваю камень как постамент. У него имеется наклонная грань, а также боковая, и они заполнены ликами. Сначала я рассматриваю два лика анфас на скосе между наклонной и вертикальной гранями. Лик № 1 двойной: это либо лицо мужчины с острой бородкой, либо, чуть правее, напротив, лицо полностью бритого мужчины. Лик № 2 читается однозначно как лицо мужчины средних лет с небольшими усами и небольшой бородой. Затем я рассматриваю лики наклонно грани. Лик № 3 - это три ракурса одного женского лица, повёрнутого вправо, влево и опять вправо. Лик № 4 - неприятное мужское лицо с разворотом вправо. Наконец, я рассматриваю лики на вертикальной поверхности боковой грани. Лик № 5 одутловатое мужское лицо с разворотом вправо, лик № 6 - мужской лик анфас, лик № 7 лежит, при повороте влево он превращается в мужское лицо анфас.
Далее я рассматриваю валун на переднем плане. Здесь я встречаю мелкое изображение сидящего человека, лик № 8, и наверху скоса - два мужских лика, № 9 и № 10. Правее можно вдеть женский лик анфас № 11, на фоне недовольного мужского лика № 12
Далее я рассматриваю лики на скалах, идя справа налево, от небольших фигур и лиц к крупным. Мужской лик № 12 анфас показан почему-то перевёрнутым на 180 градусов. Далее, левее, можно видеть женскую фигуру в длинном платье и в кокошнике анфас с разворотом вправо, лик № 15, причём части её платья можно тоже трактовать, как лики с мужскими лицами. Так, торс женщины - это лицо пожилого мужчины, старика. Слева от женщины - лицо старика с двумя торчащими нижними зубами, лик № 15. Над ним - изображение старика, лик № 17 и под ним - изображение пожилого мужчины, лик № 18.
На вертикальной поверхности этой же части скалы можно видеть лицо пожилого мужчины, лик № 19, и женское лицо анфас, лик № 20. А надпись находится на самом нижнем камне справа от постамента, и я её читаю так: 35 АРКОНА РЮРИКА ВИМАН, то есть, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД ВИМАН РЮРИКА. Иначе говоря, то же, что и прежде.
Обсуждение. Парк Монрепо оказался не совсем тем, о чём я подумал при поездке туда: не совокупностью храмов, мест размещения воинских гарнизонов и взлётных площадок летательных аппаратов, а гигантским кладбищем, занимающим как всю территорию парка, так и места нынешних озёр. Но об этом можно было рассуждать только после того, как удалось разглядеть лики и прочитать надписи.
Признаюсь, раньше я выделал лики чисто механически. Они мне казались не всегда реалистичными, что я списывал на неразвитость древней эстетики, однако теперь выясняется, что в то время сосуществовало множество художественных стилей, о чём мы не имеем ни малейшего представления. Так что с точки зрения истории изобразительного искусства эти лики весьма интересны. Кроме того, они довольно любопытны и с точки зрения истории костюма и истории русского ведизма.
Однако, помимо эстетического наслаждения от изображений древних художников, невольно возникает чувство глубочайшего уважения к этим неизвестным нам героям, мужчинам и особенно женщинам, которые отдали свои жизни, защищая нашу Родину от различных врагов. Да будет вечной их память! Полагаю, что придёт тот день, когда мы будем отмечать и их подвиги, как мы отмечаем и иные победы истории Руси!
Понятно, что парк Монрепо дал только импульс для подобных исследований. Теперь, после того, как в ряде статей я выделял ряд ликов на могильных плитах воинов Рюрика в разных местах планеты, можно было бы заняться и их сравнительным анализом. Но это уже предстоит сделать в следующем году. А вообще этим годом доволен, ибо мне удалось продержаться на уровне 5 статей в месяц, что было не просто.
Заключение. Всех моих читателей я поздравляю с наступающим Новым 2020 годом!
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.550 секунд