В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 16, 2007

Об иконографии и этимологии имени славянских мифологических существ

Автор 12:17. Рубрика Славянские боги

Об иконографии и этимологии имени славянских мифологических существ

В.А. Чудинов

Эта статья была написана 29. 04. 2000 года и явилась первой, с которой началось мое исследование иконографии и этимологии имени славянских мифологических существ. Она была полностью опубликована в [17].

К большому сожалению, в славянской мифологии за редким исключением почти нет подписных изображений мифологических существ. По словам Гельмольда (XII в.) «во всей славянской земле господствовало усердное поклонение идолам», ими изобиловали все города [1, с. 129 и 185]. Имеется сводная карта из 47 мест, где были найдены идолы; однако большинство городов приходится на Германию и Польшу; к тому же идолы не были подписаны, так что остается лишь гадать о том, кто на них изображен. Целью данной заметки является демонстрация облика тех или иных поименованных славянских мифологических персонажей, где подписи выполнены слоговыми знаками. Больше всего изображений посвящено богине Живе.

Различные изображения и надписи, посвященные богине ЖивеРис. 1. Различные изображения и надписи, посвященные богине Живе

Изображения Живы. Прежде всего, рассмотрим ее средневековые изображения. В городище Звенигород на реке Збруч в Тернопольской области Украины в жилище 14 был найден камень с рельефом, рис. 1-1 [1, с. 148, рис. 4-2 и 149, рис. 5-2]. Грубый рельеф плохо сохранился, однако дает возможность прочитать надпись как БОГЪ ЖИВА ВЪ ВОДЕ, рис. 1-2. Кроме того, рельеф можно принять за черты лица: толстый, мясистый нос, тонкие губы, складка под подбородком, тонкая шея. Другое изображение передает портрет Живы в профиль; это - песчаниковый нос лодки из пещеры Рыбы (место № 56) Бог-горы (Каменной Могилы), находящейся в 18 км от Мелитополя Запорожской области Украины, рис. 2-3 [3, с. 98, рис. 62-8]. Надписи по бокам изображения я читаю ДЕВЫ ЖИВЫ НОСЪ. ДЕВЫ ПЕНЬ, рис. 1-4 - 1-8. Вероятно, в необходимых ритуальных случаях этот нос водружался на лодку. Еще на одном камне оттуда же, но уже из грота данной богини (хотя археологи назвали данную пещеру гротом Козы, место № 60), можно видеть изображение лица человека, рис. 1-9 [3, с. 113, рис. 75-1]. Надпись читается ДИКИЕ ЖИВЫ БОГА ДИВЬНЕ ЛОНА, рис. 1-10, что можно понять как ПРИРОДНЫЕ ДИВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕЩЕРЫ БОГИНИ ЖИВЫ. Портрет Живы дан в профиль, рис. 1-11, часть лишних линий удалена. Наконец, имеется камень, рис. 1-12 [1, с. 120, рис. 80-5] с надписью БОГЪ ЖИВА, рис. 1-13. Этот камень удостовряет принадлежность пещеры и всего, что в ней находится, богине Живе.

Богиня Жива известна и по более ранним изображениям. Одно из них привел Радивое Пешич, описывая культуру Винча, где он подчеркнул на фигурке знаки, рис. 2-1 [4, табл. III]. Как известно, культура Винча существовала примерно 4500-4000 лет до н.э. Я читаю эти знаки как текст ЖИВА, БОГИНЯ,ИДИ, ДЕВА!, рис. 2-2. Следовательно, здесь мы видим уже не лицо (оно не моделировано), а торс богини. В более позднюю эпоху, в среднем Триполье (этап ВI-BII), (нынешнее село Щербаковка) существовала статуэтка в виде креста, рис. 2-3 и 2-5 [5, с. 62, рис. 13-13]. Я читаю надпись на груди ЛЮБОВЬ, ЛЕЛЯ, рис. 2-4, и на спине ЖИВА, ЛЕЛЯ, КОБЕЛА, рис. 2-6. Если Жива - славянская богиня жизни, то Леля - богиня любви, а Кобела (это же имя во Фригии произносилось как Кибела; Кибелу как богиню плодородия позже стали почитать и в Греции) - богиня женского плодородия. Таким образом, здесь мы видим нагрудный крест (с дырочками для продевания веревок), где славянская "троица" из трех богинь, жизни, любви и плодородия, носился на груди в качестве амулета. Но вообще-то центральной богиней к среднетрипольскому времени (3600-3150 гг. до н.э.) становится уже Леля. Что же касается богини Кобелы, то ей посвящена статуэтка раннетрипольского времени (4000-3600 гг. до н.э.) из Александровки, рис. 2-7 и 2-9 [6, с. 163, рис. 1-1].

Изображение Живы культуры Винча, трипольский крест и трипольская фигурка КобелыРис. 2. Изображение Живы культуры Винча, трипольский крест и трипольская фигурка Кобелы

На левом бедре спереди у Кобелы можно прочитать ИДИ, БОГЪ!, а на животе - БЕЧАТА, то есть ПЕЧАТЬ, рис. 2-8. На спине есть какие-то знаки, которые хорошо видны только при крупном увеличении - они показаны на рис. 2-10. Я читаю на спине КОБЕЛА, а также ИДИ БОГЪ, а на ягодицах - БЕБИ, рис. 2-11. Так представляли себе праславяне всех трех богинь - Живу, Лелю и Кобелу. Призыв ИДИ, БОГЪ, надо понимать как приглашение к появлению богини и исполнению ею ее функций.

Изображения Велеса. Перейдем теперь к изображениям Велеса. В гроте № 2 Бог-горы (Каменной Могилы) на потолке помещена интересная абстрактная фигура, которую можно читать вроде бы произвольно, поскольку неясно, при каком повороте зрителя на нее смотреть. Поэтому я ее публикую так, как она расположена у Рудинского [7, с. 29, рис. 10] и у Бадера [9, с. 132, рис. 6]:
Изображения Велеса
Рис. 3. Изображения Велеса

Для меня, однако, ориентиром являются два слоговых знака V и L, по которым я и поворачиваю все изображение. Эти два знака являются началом слова ВЪЛЕСЬ, то есть ВЕЛЕС; остальные знаки можно прочитать как ЛОСЕВЪ СЫНЪ КАБАНЪ, рис. 1-2. Иными словами, ВЕЛЕС как бог существовал в давнее время, но он не медведь, он - кабан, и к тому же ЛОСЕВ СЫН. Тем самым оленихи или лосихи мыслились как более древние богини. Что же касается волосатости, то в этом кабан, видимо, не уступал медведю. Кстати, весьма удивляет сходство слоговых знаков ВОЛОСЬ и выражения ВЪ ЛОСЯ; последнее можно понять как некую перестановку знаков у слова ЛОСЕВЪ. В связи с этим возникает предположение, что само слово ВОЛОСЪ или, точнее, ВЪЛОСЬ есть производное от слова ЛОСЬВЪ. В таком случае мифическим прародителем Велеса являлась не корова, а лосиха с лосем, что, кстати сказать, следует и из рисунка 3-1, на котором, если приглядеться, можно опознать морду лося, повернутую влево, и рога над ней. Так что наиболее древняя ипостась Велеса - не медведь, а кабан.

Более реалистическое изображение кабана находится на южной части плиты из места 6, где «петроглифы в виде бороздок сгруппированы в определенные числа 2, 3, 4, 5, 8 и т.д. Здесь же имеются небольшие кресты, ряды линий и решетчатые подквадраты, рис. 5-1» [3, с. 36]. Возможно, что штрихи действительно сгруппированы по нескольку штук в группе, однако автор не называет полученного изображения. Между тем, тут нарисована морда кабана в профиль, повернутая влево, где хорошо различимы как пятачок, так и зубы. Более того, надпись на рисунке в виде деталей шерсти и рта может быть прочитана как ВЕЛЕСЬ, рис. 3-4 (самый правый клок шерсти над зубами) и КАБАНЪ, рис. 3-5, (правая часть нижней челюсти, всё нужно повернуть на 900 вправо). Похоже, что Б.Д. Михайлов не стал вглядываться в рисунок, и не заметил на нем кабаньей морды. Следовательно, Велес в древности имел зооморфный облик. Об этом, в частности, свидетельствует и икона святого Николая Чудотворца (под которым обычно понимался Велес в период распространения христианства) из северных областей России (собрание музея истории религии и атеизма), рис. 3-6 [10, илл. VI], где святой имеет кабаний пятачок и густые волосы на шее. Так что даже в антропоморфном облике он пережиточно сохраняет черты кабана.

Вид Перуна. Изображений Перуна, другого основного бога славян, мне найти не удалось. Впрочем, в городище Звенигорода на реке Збруч в Прикарпатье археологами найдена постройка № 11, а в ней ряд предметов XII-XIII вв., в частности, привеска [2, с. 43, рис. 54-11], рис. 5-1. Я перевернул ее вверх ногами, рис. 4-2, и прочитал: наверху КИЕВЪ, РУСЬ, рис. 4-3, внизу - ПЕРУНЪ, рис. 4-4. Впервые я стал читать не сами знаки орнамента, но пробелы между ними; письмо пробелами может означать род тайнописи в орнаменте. Вероятно, привеска была талисманом Перуна и в какой-то степени его портретом. Интересно, что привеска очень напоминает косой крест (в виде пробела), вписанный в окружность, то есть символ небесного огня (солнечный круг) и замного огня (крест как перекрещенные палочки для добывания огня). Иными словами, Перун имел солярную символику, чего нельзя сказать о Велесе.
Мое чтение надписи на привеске из Звенигорода
Рис. 4. Мое чтение надписи на привеске из Звенигорода

Боровой. Можно говорить также и об изображениях духов. Так, в культуре Винча была найдена фигурка с зооморфной головой, напоминающей морду барсука или енота, и с антропоморфным телом, рис. 5-1, 5-2 и 5-3 [2, с. 121, рис. 139]. Надписей на фигурке немного и они выглядят как украшение костюма. Чтение начинаем с головы, где приходится читать 2 знака справа налево БО и РО; на затылке расположен знак V, ВЪХ, который находится не в ряду с другами и читается позже; затем читаются знаки ВО и Й, что дает слова БОРОВОЙ ВЪ, рис. 5-4. Затем читается строка спереди, внизу камзола, РУСЕ ВИ, рис. 5-5. Далее эта строка продолжается на спину, где читается слово ВОЛЕ, окончание которого расположеной возле сердца спереди, ВОЙ, то есть ВОЛЕВОЙ, рис. 5-6. На спине на уровне лопаток читается слово РУСЬ, рис. 5-7. На бедрах читается слово БЕБИ, рис. 5-8. Полный текст гласит БОРОВОЙ ВЪ РУСЕ ВЬ ВОЛЕВОЙ. РУСЬ, БЕБИ, что означает БОРОВОЙ В РУСИ В СВОБОДНОЙ. РУСЬ, МАЛЫШ. Славянская мифология знает существо по имени Боровой или Боровик. Оно почти то же, что и леший, но имеет вид громадного медведя без хвоста и является духом бора. Питается животными, хотя иногда заедает и людей, однако может возвращать пропавший в лесу скот и лечить от лесных болезней; вступает с людьми в переговоры [11, с. 37]. Иными словами, в отличие от проказника-лешего это в большей степени добрый дух леса. В данном случае мы имеем Борового-малыша, видимо, медвежонка и, скорее всего, прообраза тех медвежат, которых в наши дни делают из плюша или синтетического меха и дарят детям. ВОЛЕВА РУСЬ, т. е. СВОБОДНАЯ РУСЬ - это обозначение для тех областей Европы, за которыми еще не закрепилось имя какого-либо постоянно проживающего в них этноса. Тем самым надпись означает БОРОВОЙ ИЗ ВОЛЬНОЙ ЕВРОПЫ. ЕВРОПА. МАЛЫШ.

Здесь обращает на себя внимание несколько моментов. Так, боровой изображен с зооморфной головой и человеческим телом, что неизвестно в культуре праславян, но известно в культуре египтян. Кроме того, в отличие от более поздней трипольской культуры, в которой мифологические персонажи изображались обнаженными, здесь мы видим существо полностью одетое. Тем самым, в сравнении с ней ранненеолитическая культура Винча стояла на более высоком уровне развития материальной культуры, хотя в плане внешнего вида мифологических существ стадиально она была ближе к мезолиту.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.334sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.491 секунд