Об иконографии и этимологии имени славянских мифологических существ
В.А. Чудинов
Эта статья была написана 29. 04. 2000 года и явилась первой, с которой началось мое исследование иконографии и этимологии имени славянских мифологических существ. Она была полностью опубликована в [17].
К большому сожалению, в славянской мифологии за редким исключением почти нет подписных изображений мифологических существ. По словам Гельмольда (XII в.) «во всей славянской земле господствовало усердное поклонение идолам», ими изобиловали все города [1, с. 129 и 185]. Имеется сводная карта из 47 мест, где были найдены идолы; однако большинство городов приходится на Германию и Польшу; к тому же идолы не были подписаны, так что остается лишь гадать о том, кто на них изображен. Целью данной заметки является демонстрация облика тех или иных поименованных славянских мифологических персонажей, где подписи выполнены слоговыми знаками. Больше всего изображений посвящено богине Живе.
Рис. 1. Различные изображения и надписи, посвященные богине Живе
Изображения Живы. Прежде всего, рассмотрим ее средневековые изображения. В городище Звенигород на реке Збруч в Тернопольской области Украины в жилище 14 был найден камень с рельефом, рис. 1-1 [1, с. 148, рис. 4-2 и 149, рис. 5-2]. Грубый рельеф плохо сохранился, однако дает возможность прочитать надпись как БОГЪ ЖИВА ВЪ ВОДЕ, рис. 1-2. Кроме того, рельеф можно принять за черты лица: толстый, мясистый нос, тонкие губы, складка под подбородком, тонкая шея. Другое изображение передает портрет Живы в профиль; это - песчаниковый нос лодки из пещеры Рыбы (место № 56) Бог-горы (Каменной Могилы), находящейся в 18 км от Мелитополя Запорожской области Украины, рис. 2-3 [3, с. 98, рис. 62-8]. Надписи по бокам изображения я читаю ДЕВЫ ЖИВЫ НОСЪ. ДЕВЫ ПЕНЬ, рис. 1-4 - 1-8. Вероятно, в необходимых ритуальных случаях этот нос водружался на лодку. Еще на одном камне оттуда же, но уже из грота данной богини (хотя археологи назвали данную пещеру гротом Козы, место № 60), можно видеть изображение лица человека, рис. 1-9 [3, с. 113, рис. 75-1]. Надпись читается ДИКИЕ ЖИВЫ БОГА ДИВЬНЕ ЛОНА, рис. 1-10, что можно понять как ПРИРОДНЫЕ ДИВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕЩЕРЫ БОГИНИ ЖИВЫ. Портрет Живы дан в профиль, рис. 1-11, часть лишних линий удалена. Наконец, имеется камень, рис. 1-12 [1, с. 120, рис. 80-5] с надписью БОГЪ ЖИВА, рис. 1-13. Этот камень удостовряет принадлежность пещеры и всего, что в ней находится, богине Живе.
Богиня Жива известна и по более ранним изображениям. Одно из них привел Радивое Пешич, описывая культуру Винча, где он подчеркнул на фигурке знаки, рис. 2-1 [4, табл. III]. Как известно, культура Винча существовала примерно 4500-4000 лет до н.э. Я читаю эти знаки как текст ЖИВА, БОГИНЯ,ИДИ, ДЕВА!, рис. 2-2. Следовательно, здесь мы видим уже не лицо (оно не моделировано), а торс богини. В более позднюю эпоху, в среднем Триполье (этап ВI-BII), (нынешнее село Щербаковка) существовала статуэтка в виде креста, рис. 2-3 и 2-5 [5, с. 62, рис. 13-13]. Я читаю надпись на груди ЛЮБОВЬ, ЛЕЛЯ, рис. 2-4, и на спине ЖИВА, ЛЕЛЯ, КОБЕЛА, рис. 2-6. Если Жива - славянская богиня жизни, то Леля - богиня любви, а Кобела (это же имя во Фригии произносилось как Кибела; Кибелу как богиню плодородия позже стали почитать и в Греции) - богиня женского плодородия. Таким образом, здесь мы видим нагрудный крест (с дырочками для продевания веревок), где славянская "троица" из трех богинь, жизни, любви и плодородия, носился на груди в качестве амулета. Но вообще-то центральной богиней к среднетрипольскому времени (3600-3150 гг. до н.э.) становится уже Леля. Что же касается богини Кобелы, то ей посвящена статуэтка раннетрипольского времени (4000-3600 гг. до н.э.) из Александровки, рис. 2-7 и 2-9 [6, с. 163, рис. 1-1].
Рис. 2. Изображение Живы культуры Винча, трипольский крест и трипольская фигурка Кобелы
На левом бедре спереди у Кобелы можно прочитать ИДИ, БОГЪ!, а на животе - БЕЧАТА, то есть ПЕЧАТЬ, рис. 2-8. На спине есть какие-то знаки, которые хорошо видны только при крупном увеличении - они показаны на рис. 2-10. Я читаю на спине КОБЕЛА, а также ИДИ БОГЪ, а на ягодицах - БЕБИ, рис. 2-11. Так представляли себе праславяне всех трех богинь - Живу, Лелю и Кобелу. Призыв ИДИ, БОГЪ, надо понимать как приглашение к появлению богини и исполнению ею ее функций.
Изображения Велеса. Перейдем теперь к изображениям Велеса. В гроте № 2 Бог-горы (Каменной Могилы) на потолке помещена интересная абстрактная фигура, которую можно читать вроде бы произвольно, поскольку неясно, при каком повороте зрителя на нее смотреть. Поэтому я ее публикую так, как она расположена у Рудинского [7, с. 29, рис. 10] и у Бадера [9, с. 132, рис. 6]:
Рис. 3. Изображения Велеса
Для меня, однако, ориентиром являются два слоговых знака V и L, по которым я и поворачиваю все изображение. Эти два знака являются началом слова ВЪЛЕСЬ, то есть ВЕЛЕС; остальные знаки можно прочитать как ЛОСЕВЪ СЫНЪ КАБАНЪ, рис. 1-2. Иными словами, ВЕЛЕС как бог существовал в давнее время, но он не медведь, он - кабан, и к тому же ЛОСЕВ СЫН. Тем самым оленихи или лосихи мыслились как более древние богини. Что же касается волосатости, то в этом кабан, видимо, не уступал медведю. Кстати, весьма удивляет сходство слоговых знаков ВОЛОСЬ и выражения ВЪ ЛОСЯ; последнее можно понять как некую перестановку знаков у слова ЛОСЕВЪ. В связи с этим возникает предположение, что само слово ВОЛОСЪ или, точнее, ВЪЛОСЬ есть производное от слова ЛОСЬВЪ. В таком случае мифическим прародителем Велеса являлась не корова, а лосиха с лосем, что, кстати сказать, следует и из рисунка 3-1, на котором, если приглядеться, можно опознать морду лося, повернутую влево, и рога над ней. Так что наиболее древняя ипостась Велеса - не медведь, а кабан.
Более реалистическое изображение кабана находится на южной части плиты из места 6, где «петроглифы в виде бороздок сгруппированы в определенные числа 2, 3, 4, 5, 8 и т.д. Здесь же имеются небольшие кресты, ряды линий и решетчатые подквадраты, рис. 5-1» [3, с. 36]. Возможно, что штрихи действительно сгруппированы по нескольку штук в группе, однако автор не называет полученного изображения. Между тем, тут нарисована морда кабана в профиль, повернутая влево, где хорошо различимы как пятачок, так и зубы. Более того, надпись на рисунке в виде деталей шерсти и рта может быть прочитана как ВЕЛЕСЬ, рис. 3-4 (самый правый клок шерсти над зубами) и КАБАНЪ, рис. 3-5, (правая часть нижней челюсти, всё нужно повернуть на 900 вправо). Похоже, что Б.Д. Михайлов не стал вглядываться в рисунок, и не заметил на нем кабаньей морды. Следовательно, Велес в древности имел зооморфный облик. Об этом, в частности, свидетельствует и икона святого Николая Чудотворца (под которым обычно понимался Велес в период распространения христианства) из северных областей России (собрание музея истории религии и атеизма), рис. 3-6 [10, илл. VI], где святой имеет кабаний пятачок и густые волосы на шее. Так что даже в антропоморфном облике он пережиточно сохраняет черты кабана.
Вид Перуна. Изображений Перуна, другого основного бога славян, мне найти не удалось. Впрочем, в городище Звенигорода на реке Збруч в Прикарпатье археологами найдена постройка № 11, а в ней ряд предметов XII-XIII вв., в частности, привеска [2, с. 43, рис. 54-11], рис. 5-1. Я перевернул ее вверх ногами, рис. 4-2, и прочитал: наверху КИЕВЪ, РУСЬ, рис. 4-3, внизу - ПЕРУНЪ, рис. 4-4. Впервые я стал читать не сами знаки орнамента, но пробелы между ними; письмо пробелами может означать род тайнописи в орнаменте. Вероятно, привеска была талисманом Перуна и в какой-то степени его портретом. Интересно, что привеска очень напоминает косой крест (в виде пробела), вписанный в окружность, то есть символ небесного огня (солнечный круг) и замного огня (крест как перекрещенные палочки для добывания огня). Иными словами, Перун имел солярную символику, чего нельзя сказать о Велесе.
Рис. 4. Мое чтение надписи на привеске из Звенигорода
Боровой. Можно говорить также и об изображениях духов. Так, в культуре Винча была найдена фигурка с зооморфной головой, напоминающей морду барсука или енота, и с антропоморфным телом, рис. 5-1, 5-2 и 5-3 [2, с. 121, рис. 139]. Надписей на фигурке немного и они выглядят как украшение костюма. Чтение начинаем с головы, где приходится читать 2 знака справа налево БО и РО; на затылке расположен знак V, ВЪХ, который находится не в ряду с другами и читается позже; затем читаются знаки ВО и Й, что дает слова БОРОВОЙ ВЪ, рис. 5-4. Затем читается строка спереди, внизу камзола, РУСЕ ВИ, рис. 5-5. Далее эта строка продолжается на спину, где читается слово ВОЛЕ, окончание которого расположеной возле сердца спереди, ВОЙ, то есть ВОЛЕВОЙ, рис. 5-6. На спине на уровне лопаток читается слово РУСЬ, рис. 5-7. На бедрах читается слово БЕБИ, рис. 5-8. Полный текст гласит БОРОВОЙ ВЪ РУСЕ ВЬ ВОЛЕВОЙ. РУСЬ, БЕБИ, что означает БОРОВОЙ В РУСИ В СВОБОДНОЙ. РУСЬ, МАЛЫШ. Славянская мифология знает существо по имени Боровой или Боровик. Оно почти то же, что и леший, но имеет вид громадного медведя без хвоста и является духом бора. Питается животными, хотя иногда заедает и людей, однако может возвращать пропавший в лесу скот и лечить от лесных болезней; вступает с людьми в переговоры [11, с. 37]. Иными словами, в отличие от проказника-лешего это в большей степени добрый дух леса. В данном случае мы имеем Борового-малыша, видимо, медвежонка и, скорее всего, прообраза тех медвежат, которых в наши дни делают из плюша или синтетического меха и дарят детям. ВОЛЕВА РУСЬ, т. е. СВОБОДНАЯ РУСЬ - это обозначение для тех областей Европы, за которыми еще не закрепилось имя какого-либо постоянно проживающего в них этноса. Тем самым надпись означает БОРОВОЙ ИЗ ВОЛЬНОЙ ЕВРОПЫ. ЕВРОПА. МАЛЫШ.
Здесь обращает на себя внимание несколько моментов. Так, боровой изображен с зооморфной головой и человеческим телом, что неизвестно в культуре праславян, но известно в культуре египтян. Кроме того, в отличие от более поздней трипольской культуры, в которой мифологические персонажи изображались обнаженными, здесь мы видим существо полностью одетое. Тем самым, в сравнении с ней ранненеолитическая культура Винча стояла на более высоком уровне развития материальной культуры, хотя в плане внешнего вида мифологических существ стадиально она была ближе к мезолиту.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.367 секунд