В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 2, 2009

Ошибки наблюдения

Автор 09:32. Рубрика Методология науки

Замечу, что имеется генетическая память от той ступени эволюции и в других примерах. Прежде всего, это - сновидения о якобы полётах. Мне в разные годы снился сон, будто бы я в помещения отрывался от пола и медленно, за счет усилий воли, всплывал под потолок. Это - не полет и не парение, а именно всплытие.

Итак, получается, что иллюзии - мощное средство обнаружения нашей генетической памяти.

oshibki3.jpg

Рис. 3. Иллюзии деформации квадратов

Иллюзии деформации квадратов. На рис. 3 изображены иллюзии деформации вида квадратов. Интереснее всего рис. 3.2, на котором центр образует подушкообразную дисторсию, а также рис. 3.4, где чередуются бочкообразные и подушкообразные дисторсии. Рис. 3.2 напоминает мне упрощённую линзу Френеля, но, опять-таки, работающую не в воздушной, а в водной среде. Напомню, что Френель изобрел линзу, в которой чередуются светлые и тёмные кольца, а в центре находится черный круг.

oshibki4.jpg

Рис. 4. Иллюзии превращения окружностей в витки спирали

Иллюзии превращения окружностей в витки спирали. Вообще говоря, иллюзии тут основаны на том, что в пределах толщины окружности помещен отрезок спирали. Иными словами, глаз наш и видит отрезки спирали, и по частям реконструирует целое, тогда как окружности представлены на рисунках бледнее спиралей. Иными словами, глаз «работает» по тому, что дано ярче.

oshibki5.jpg

Рис. 5. Иллюзии неравной величины равных объектов

 

Иллюзии неравной величины равных объектов. Их причины - в сравнении самих объектов с их окружением. Эти иллюзии показывают, что мозг распознаёт не абсолютные, а относительные величины, и при этом постоянно сравнивает объект с фоном. Кроме того, светлое на тёмном всегда воспринимается крупнее, чем тёмное на светлом.

Я бы добавил сюда еще и своё наблюдение: светлые тексты на тёмном фоне воспринимаются как менее реальные или менее значимые (хотя и более крупные) по сравнению с тёмными текстами на светлом фоне. Именно поэтому в моей эпиграфической практике я прибегаю к обращению (инверсии) цветов.

Двойные изображения как полисемия восприятия. «Двойственные Изображения - (англ. ambiguous figures, reversible figures) - изображения, допускающие различные соотношения "фигуры" и "фона" в зависимости от имеющихся у субъекта представлений. Выделенный предмет (фигура) становится объектом восприятия, а все, что его окружает, отходит к фону восприятия. Так, рисунок может восприниматься то как изображение черной вазы на белом фоне, то как два профиля лица человека на черном фоне. Возможны и более многозначные изображения. Напр., при непрерывном рассматривании фигуры ("фигура Шредера") на другом рисунке вид ее меняется, при этом можно наблюдать: 1) лестницу; 2) бумажную полосу, сложенную гармошкой; 3) нависающий карниз. Двойственные или многозначные изображения объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображенному. Поэтому достаточно выделить к.-л. характерную деталь, соответствующую определенному представлению, чтобы затем сразу же увидеть определенный предмет. Добавление: Классической фигурой с обратимой перспективой является куб Неккера; это Д. и. названо в честь швейцарского математика и физика Луиса Альберта Неккера (1730-1804), который сообщил о том, что кристаллы и их рисунки во время научных наблюдений кажутся спонтанно обращающимися по глубине (что, конечно, весьма затрудняет их визуальное исследование). Вышеупомянутая обратимая ваза опубликована в 1915 г. датским философом Эдгаром Рубином (1886-1951); эта ваза весьма популярно иллюстрирует обратимость фигуры и фона. Д. и. нередко встречаются на картинах известных художников, примером чему может служить картина Сальвадора Дали "Невольничий рынок с появлением незаметного бюста Вольтера" (при рассматривании с близкого расстояния доминируют фигуры людей, при увеличении дистанции наблюдения становится заметен бюст Вольтера). Другим примером поразительного соревнования фигуры и фона является гравюра М. Эшера "Концентрический предел IV (Небо и Ад)": здесь спонтанное чередование дьяволов и ангелов, которому нет конца, символично и имеет глубокий философский смысл. Теоретическое значение Д. и. в психологии восприятия состоит в том, что они убедительно доказывают известный тезис гештальтпсихологии об относительной независимости перцептивного целого от сенсорных элементов. Способ доказательства прост: на одном и том же сенсорном базисе, при одной и той же стимуляции могут возникать совершенно разные перцепты. Т. о., Д. и. доказывают тот же тезис, что и эффект транспозиции (заключающийся в демонстрации постоянства, устойчивости перцептивного целого при полной смене сенсорного базиса), но прямо против, способом» (Б. М.), сайт интернета  http://mirslovarei.com/content_psy/DVOJSTVENNYE-IZOBRAZHENIJA-1336.html.

Из этого мы видим, что 1) в двойственных и многозначных изображениях доминирует не столько восприятие, сколько представление (что является нормой, а не патологией), и 2) перцептивное целое (гештальт) относительно независимо от сенсорной базы. Мне неясно только одно - почему данный тип психологических феноменов относится к иллюзиям, то есть, ложным изображениям. На самом деле достоверны все возникающие восприятия, ни одно из них не ложно, однако каждое из них образует самостоятельный сюжет, не объединяемый в единое целое. Но такое вполне может существовать и на уровне ощущений. Так, на побережье Черного моря в районе Лазаревского я испытывал дискомфорт от одновременного сочетания двух факторов: холодного ветра с гор, и очень горячего солнца. Мне было одновременно и жарко, и холодно, как библейскому Лазарю, хотя, казалось бы, одно уравновешивается другим.

Поэтому, на мой взгляд, многозначные изображения должны быть выведены за рамки иллюзий и составить особый класс сложных восприятий, соответствующих сложному характеру действительности. Тогда и родственные им другие психические феномены так же не будут считаться иллюзиями.

oshibki6.jpg

Рис. 6.  Примеры двойственных изображений.

Примеры двойственных изображений. Они  показаны на рис. 6. Так, на первом изображении голова птицы может быть принята за голову зайца, на втором - вид молодой женщины сзади может быть понят как лицо старухи в профиль. Но наиболее интересно третье изображение, где лицо молодого человека образовано надписью, причём само изображение дано в обращённом цвете. Именно так, двойным изображением, и писали чаще всего и в древности, и, кроме того, иногда изображение обращали в цвете. Об этом я и пишу уже несколько лет, причём мои оппоненты тут же делают вывод о том, что ко мне следует звать санитара, поскольку я якобы безнадёжно болен. Но если следовать логик, то санитара следует вызывать и к автору данного рисунка, а заодно и ко всей профессуре психологического факультета МГУ за поддержку такого рода примеров.

На четвертом рисунке вблизи видны две обнаженных женщины, издали - голова осла. Опять-таки, при рассмотрении ряда скульптурных изображений Мары я неоднократно выделял на ее теле вторичные лики других богов, а иногда на вторичном лике еще и третичные. Так что двойные изображения были широко известны нашим предкам. Замечу также, что на скульптуре большой Мары из ЭФКО я обратил внимание на небольшую эротику в трактовке художником изображений в районе промежности, на что мои недоброжелатели тут же прореагировали как на некое моё пристрастие. Однако на примере с сайта МГУ более откровенные позы, чем на скульптуре Мары, как бы не замечаются и никак не комментируются читателями. Равно как и следующее изображение, показывающее с одной стороны, лицо Зигмунда Фрейда, а с другой стороны, опять-таки обнаженную женщину. Таким образом, наличие большой эротики в наши дни допустимо, а гораздо более скромные изображения у наших предков вроде бы никоим образом недопустимы. Или их автором вообще якобы являюсь я. Налицо явная двойная бухгалтерия моих оппонентов.

На шестом рисунке в первом приближении нарисованы извилины мозга, тогда как после вглядывания понятно, что речь идёт о массе рисунков на сюжет «мать и дитя».

oshibki7.jpg

Рис.7. Многозначные картины художников

 

Многозначные картины художников. Современные художники высоко ценят многозначные изображения и охотно их пишут. Так, на картине Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» показывается группу людей на фоне открытой арки свода, но именно контуры арки оказываются контурами бюста Вольтера, а их головы - глазами писателя. На картине Игоря Лысенко «Родина Оскара Уайльда» две женщины и собачья морда являются чертами лица великого британца, а растительность холма - его волосами, однако его портрет дан в лежачем расположении, а для того, чтобы увидеть его в нормальном виде, его необходимо повернуть на 90 градусов влево, что я рядом и показываю. И опять хочу напомнить, что точно так же я поступаю и в моих эпиграфических работах, где располагаю надписи или лики так, чтобы они были видны зрителю наилучшим образом. Однако и в этом случае мои оппоненты уверяют меня, что этого делать нельзя. Почему? Да не почему - их задача состоит вовсе не в дешифровке изображений и надписей, а в фальсификации моих методов исследования. Но в данном случае я показываю, что поступаю точно так же, как зрители картин современных художников, а художники за эти изыски (которые знали наши предки и десятки, и сотни тысяч лет назад) считаются «гениями» и «первопроходцами».

Картина «Поющие мексиканцы» совмещается в себе уже три семантики. Первая - общеизвестный сюжет «Ваза и два профиля», где есть и центральная ваза (первое значение), и два профиля, слева старушки, справа старика (второе значение), и составленость лиц из фигур поющих мексиканцев (третье значение). Тройное значение имеется и на картине Октавио Окампо «Дон Кихот», где портрет Мигеля де Сервантеса (первое значение) передан через фигуры дона Кихта и Санчо Панса на фоне пустынного пейзажа с ветряной мельницей (второе значение), тогда как детали и пейзажа и мельницы разбиваются на самостоятельные изображения (третье значение), которые я показал рядом на том же рисунке.

Двойные и тройные смыслы изображения, таким образом, осваиваются современным изобразительным искусством, вызывая восхищение у наших современников изобретательностью авторов соответствующих композиций.

Парейдолия. «Парейдолические иллюзии, или парейдолии -  это иллюзорное восприятие реального объекта. В отличие от двойственных изображений, иллюзий восприятия глубины, картинок на распознавание образов, где изображения созданы специально, чтобы провоцировать возникновение иллюзий, парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке,  облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Впервые парейдолии описаны Калбаумом и Ясперсом (Kahlbaum К., 1866; Jaspers К., 1913). Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений. В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей».

Такова точка зрения факультета психологии МГУ. Соглашаясь в целом с тем, что в некоторых обстоятельствах природные объекты или даже артефакты, созданные для прикладных целей могут случайно нести на себе узнаваемые человеческие лики или фигуры, всё же не могу согласиться с последними двумя предложениями. Эту свою позицию я хочу пояснить приводимыми теми же авторами примерами.

 oshibki8.jpg

Рис. 8. Две банкноты и моё чтение надписей

 

Две банкноты. «50 сейшельских рупий. Не видите тут странных надписей? А некоторые, при взгляде на пальмы сбоку видят чёткую надпись "SEX"».

Во-первых, если видит не один человек, а многие, то это никак нельзя считать психическим расстройством, ибо это - не патология, а норма. Во-вторых, как эпиграфист, могу сказать, что первое  слово тут прочитано не полностью, ибо полное слово - SEXY (СУКСУАЛЬНАЯ), тогда как второе слово читается в обращенном цвете, поскольку это блик в волосах. Читается что-то вроде MYDU (МАЙДУ или МИДУ), что можно принять за имя королевы. Тем самым, никакой парейдолии на самом деле в данном случае нет, а имеется хулиганская выходка художника, который решил таким образом за что-то отомстить данной женщине. И профессионал выполнил свою задачу прекрасно, ибо на первый взгляд придраться к его работе невозможно.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.26MB | MySQL:11 | 0.370sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.528 секунд