В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 2, 2009

Ошибки наблюдения

Автор 09:32. Рубрика Методология науки


Ошибки наблюдения

В.А. Чудинов

Я долго откладывал написание этой статьи, поскольку она должна была  получиться довольно большой. Кроме того, она требовала исследования ряда смежных наук, причем в значительной степени. Но более всего мне не хотелось начать разгребать Авгиевы  конюшни в ещё одной области научного знания, в психологии, подобно тому, как я это уже делаю в историографии и лингвистике. Ибо любой новый подход - это масса новых недовольных, которых мне уже и так хватает. Но что делать - я вынужден этим заняться, поскольку иначе моё понимание многих психологических фактов по умолчанию сочтут академическим, а этого у меня нет.

И поскольку мои оппоненты сочли, что отсутствие моих высказываний по поводу ложных ощущений, восприятий, галлюцинаций и миражей - это признак признания за мной определенных ошибок наблюдения, я счёл необходимым пояснить, что всё не так просто.

Методология науки. Начало это дисциплины можно отнести к работам Френсиса Бэкона. «Бэкон Фрэнсис (1561-1626), английский философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений («идолов», или «призраков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент. Прежде всего, необходимо очистить познание от мешающих ему "призраков", т.е. некоторых установок сознания или сложившихся традиций мышления. "Существуют четыре вида призраков, которые осаждают умы людей. Назовем первый вид призраков - призраками рода, второй - призраками пещеры, третий - призраками рынка, четвертый - призраками театра ". Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 196. Под призраками рода Бэкон понимает устойчивость некоторых человеческих представлений, например, представление о том, что Земля плоска; призраки пещеры - это заблуждения одного отдельного человека, обусловленные его индивидуальными особенностями,; призраки рынка - мнение толпы или большинства (невольно вспоминается библейское "не следуй за большинством на зло"); и, наконец, призраки театра - это вера в высшие авторитеты - ученых, религиозных догматов и т.д. Только подвергнув свое знание строгой проверке, можно отыскать в мире истину. Главным учителем человека должна быть природа. "Лучше рассекать природу, чем отвлекаться от нее. Это и делала школа Демокрита, которая больше чем другие проникал в природу". Ф.Бэкон. Там же., с. 198. Бэкон впервые после долгого забвения упоминает имя Демокрита, возрождая, таким образом, античное философское наследие в его полноте, заложенную именно там традицию опытного постижения природы» http://sireo.narod.ru/Philo/Ques11.htm.

Одной из задач методологии науки является рассмотрение условий, мешающих проведению достоверных наблюдений. Правда, этот раздел пока еще недостаточно разработан, и данная статья, во второй части которой будут рассмотрены примеры из моих собственных работ, явится определенным вкладом именно в этот раздел.

Двоякая природа ошибок. В процессе наблюдения ошибки могут возникнуть как от психических искажений наблюдателя, так и от состояния среды. Первый род ошибок - субъективный, второй - объективный. Иными словами, первый род ошибок можно устранить, заменив наблюдателя, тогда как второй требует замены окружающей среды, что гораздо сложнее. Субъективные ошибки изучает психология, объективные - физика.

Понимание ощущения и восприятия в интернете. «Ощущение и восприятие - это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования. Ощущение - это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия.Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний». http://www.effecton.ru/185.html.

В целом эти определения весьма неточные. Ощущение строится на врожденных реакциях организма, которые могут быть обострены в личном опыте. Восприятия обязательно связано с узнаванием или опознанием объекта, то есть с памятью о личном опыте общения с ним. Впервые предъявленный субъекту объект воспринимается весьма плохо, но по мере разнообразных взаимодействий с ним узнаётся и опознаётся всё лучше, детальнее и системнее. Этот личный опыт и становится затем источником как познания, так и заблуждения.

Ошибки ощущения. По сути, все психические ошибки связаны с излишней активностью субъекта. Недостаточная активность к ошибкам не относится, что создаёт неравное отношение критиков к гипо- и гиперфункции мозга исследователя. А именно: человек, который ощущает то, чего нет в действительности, считается относящимся к патологии, тогда как человек, не ощущающий в полной мере, считается нормальным, но со слабым ощущением. То же самое и в отношении строения организма: инвалиды, то есть люди с ампутированными конечностями, вызывают жалость, но не удивление, тогда как люди, родившиеся с избыточными конечностями (что встречается неизмеримо реже), считаются уродами, и как бы возникшими «не от мира сего».

Между тем, небольшая гиперактивность свойственна всем органам чувств в норме. Так, человек, закрыв глаза, наблюдает фосфены - чередование голубоватых и красноватых причудливых пятен, которые меняют форму и переходят друг в друга. Это - проявление активности сетчатки глаза. Мозг охотно подхватывает эти пятна и может под них выстроить сновидение - точно так же как мозг «подхватывает» ощущение и подстраивает под него восприятие.

Первоначально фосфены понимались только как цветовые ощущения, вызванные надавливанием на глазное яблоко, однако со временем список явлений увеличился.

«Фосфены световые - представляют световые явления, вызываемые местным давлением на глазное яблоко. Известно вообще, что всякий удар по глазному яблоку сопровождается субъективными световыми образами, возникающими в поле зрения и не имеющими ничего общего со светом. Все дело тут в механическом раздражении сетчатки глаза, всякое достаточное возбуждение коей вызывает субъективное ощущение света. Световые ощущения возникают поэтому также и при перерезке зрительного нерва во время операции вылущения, напр., глазного яблока. Если закрыть веки и начать давить пальцем на глазное яблоко с носовой стороны, то на противоположной, т. е. височной, стороне глаза появляется светлый центр, окруженный темным и затем светлым кругом. Яркость этого Ф. достигает наибольшей силы, когда давление на глазное яблоко производится возле экватора глаза, т. е. места наименьшей толщины белочной оболочки глаза. Если придавливают наружную, т. е. височную, сторону глазного яблока, то Ф. появляется на носовой стороне; такая локализация световых образов, относимых в сторону, противоположную с местом раздражения сетчатки, определяется общими законами проецирования световых образов и хода лучей по глазному яблоку. При умеренном и однообразном давлении на глазное яблоко в поле зрения появляются разнообразные световые образы, очень блестящие и притом быстро изменяющие свою форму (Пуркинье). Глаз так чувствителен к механическим влияниям, что даже быстрого перемещения взгляда достаточно, чтобы вызвать огненные круги или полумесяцы в области зрительного соска. Если в темноте аккомодировать глаз вблизь и затем внезапно перейти на аккомодации вдаль, то на периферии поля зрения можно видеть огненный круг, быстро исчезающий; явление это замечено Чермаком и называется фосфеновой аккомодацией. К категории этих же явлений принадлежат и фантастические световые образы, вызываемые усиленным приливом крови в глаз, повышающим внутриглазное давление, а также и физическими усилиями, ведущими к тому же повышению этого давления. Иногда даже эти световые образы возникают и без видимых причин и ярче всего появляются при продолжительном пребывании в темноте и при фиксировании глаза на темном поле зрения. И в этом случае явление определяется меняющимися усилиями аккомодации, вызывающими аккомодационные Ф. Нет сомнения, что эти физиологические явления бывали нередко исходной точкой появления многих привидений и призраков. В заключение рядом с разбираемыми явлениями может быть поставлен факт, известный под названием собственного света сетчатки. Поле зрения глаза даже в совершенно темной комнате и при закрытых глазах никогда не бывает абсолютно темным, но оно представляет ритмические то просветления, то потемнения, изохронные, по Иоганесу Мюллеру, с дыхательными движениями; кроме того, в поле зрения появляются меняющиеся светлые пятна, то полосы, круги и т. д. на более или менее слабо освещенном фоне. Этот кажущийся слабо освещенный фон поля зрения обусловливается, вероятнее всего, глазным кровообращением в особенности в сфере самой сетчатки, для которой это кровообращение является и механическим, и химическим раздражителем - механическим - через боковое давление крови, а химическим - через питательные явления, поддерживаемые этим кровообращением. При усиленных пульсациях последние могут служить раздражителями сетчатки и давать периодические световые явления, синхроничные с пульсом. Возможно, что субъективные световые явления в глазу, в том числе и Ф., обусловливаются не только раздражением сетчатки, но и центров ощущений серой коры мозговых полушарий. По крайней мере, люди, лишенные глазных яблок, сохраняют способность видеть» Ф. И. Тарханов. Из "http://www.wikiznanie.ru/ruwz/index.php/%D0%A4%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D0%BD%D1%8B_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5".

Гораздо хуже исследованы ошибки акустических ощущений, например, гул, возникающий при опускании на глубину или при увеличении кровяного давления, а также разного рода шумы при воспалении внутренней части уха.

В любом случае речь идёт о том, что орган чувств генерирует небольшие ощущения и без внешнего воздействия из окружающей среды, что, естественно, обрабатывается мозгом. К счастью, такого рода ощущения весьма непохожи на привычные, и тут же отличаются познающим субъектом от обычных ощущений.

Индуцированные фосфены. А могут ли фосфены быть вызваны посторонней силой, то есть не самим испытуемым, а неким внешним фактором (характер которого испытуемым не осознается)? Оказывается, да. Вот что поведала одна из экспериментаторов.

Рис. 1. Фосфены, вызванные наблюдением многополосных структур

oshibki1.jpg

На рис. 1 показаны фосфены, вызванные наблюдением многополосных структур (OlgaR, 11 ноября 2007, http://dmp.fuzzy.ru/modules.php?name=Reviews&op=showcontent &id=21). Ольга Р при этом описывала свои ощущения так: «Был период, когда приходилось часто ездить на электричке. Там-то я и занялась плотно ФОСФЕНАМИ. Условие (желательное) - яркий солнечный свет в глаза, прикрытые веки и не очень болтливые попутчики. Быстро выбрав и увеличив узорчик, начала "рассматривать" его то левым, то правым глазом. Вскоре поймала себя на чётких ощущениях переключения с правого полушария мозга на левое. Начала на этом фиксироваться. А потом... совершенно реальная картинка с высоты птичьего полёта. Тем же способом, что и с узорами, приблизилась к толпе людей внизу, выбрала одного, увеличила до максимально возможного, могла свободно перемещаться. Включился звук (говорили не на русском языке), а вначале был непонятный  гул. ПОЛНЕЙШЕЕ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛА! Я, конечно, отслеживала на периферии сознания  своё физическое тело, которое едет в электричке, но чем чётче становилось ЗДЕСЬ, тем смазаннее становилась связь с физическим телом. Пришлось вернуться (после я ещё несколько раз повторяла этот опыт, результат был близким, но, если честно, побаиваюсь заходить дальше)». Заметим, что сначала у нее действительно шли фосфены, которые, однако, очень скоро перешли в галлюцинации, природа которых совершенно иная. Однако зарисованные ею по памяти фигуры всё-таки являются фосфенами. Особенно интересен левый нижний рисунок, который пытается передать чередования красноватых и голубоватых пятен, но с упорядоченной структурой.

Ошибки восприятия. Эти последние, напротив, представляют собой излюбленную тему психологических исследований и называются иллюзиями. В этом случае органы чувств работают нормально, не передают информации в мозг «от себя» (или «от чужого дяди», как в случае индуцированных фосфенов), однако наш прошлый опыт их интерпретирует их так, что они становятся источниками ошибок. К досаде моих оппонентов иллюзии - это ошибочные восприятия, которые всеми людьми считаются нормой. И наоборот, безошибочное восприятие любой психолог сочтёт патологией.

С XIX века психологи описывают всё новые виды иллюзий зрительного восприятия. Я использовал примеры сайта http://www.psy.msu.ru/illusion/ (психологический  факультет МГУ), чтобы проиллюстрировать наиболее распространенные иллюзии.

oshibki2.jpg

Рис. 2. Иллюзии непараллельности параллельных прямых

Иллюзии непараллельности параллельных прямых. На рис. 2 мы видим ряд примеров таких иллюзий. Так, иллюзия Геринга показывает, что на наше восприятие параллельных линий оказывает воздействие вид окружности с расходящимися от нее лучами. Прямые кажутся в какой-то степени огибающими эти лучи, и потому как бы расстояние между ними увеличивается до максимума над черным кругом. Иллюзия Вундта состоит в том, что две окружности с лучами перемещаются справа и слева за пределы видимости, а сами лучи представлены кривыми или ломаными линиями в центре рисунка. При этом эффект оказывается обратным: параллельные линии кажутся сближающимися к центру. Естественно, что данные иллюзии могут иметь варианты, когда кривые линии заменяются ломаными, а ломаные - некоторой ёлочкой коротких диагональных отрезков.

Весьма интересную иллюзию описал Грегори, посетивший кафе «Стена» и передавший рисунок кафельных плиток на его стенах. Если бы рисунок черных плиток был прямым, то и горизонтальные линии казались бы параллельными. Однако вертикальные линии образуют параллельные волны, небольшие синусоиды, на фоне которых параллельные кажутся исходящими (более узкими) в области пучности (вершины волны) и расходящимися в области дна волны.

Как видим, все иллюзии непараллельности основаны на взаимодействии восприятия прямых линий на фоне линий кривых, ломаных или с параллельными диагоналями. Мне как физику эти картинки знакомы. В иллюзии Геринга мы видим ход лучей в рассеивающей линзе, тогда как в иллюзии Вундта - в собирающей. При этом сама линза нам в первом случае кажется выпуклой, а во втором - вогнутой. Однако на воздухе стеклянная выпуклая линза является собирающей, а не рассеивающей, так что в данном случае человеческий культурный опыт не работает. Зато рассеивающей будет двояковыпуклая воздушная линза в водной среде, равно как и двояковогнутая - собирающей. Эти факты известны физикам, изучающим оптику в разных средах, но неизвестны большинству людей иных профессий. Но в водной среде живут рыбы, так что в иллюзиях воспроизводится память о той ступени эволюции человечества, когда нашими предками были рыбы.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.27MB | MySQL:11 | 0.422sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

управление:

. ..



20 запросов. 0.592 секунд