В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 24, 2010

Теоретические положения эпиграфики

Автор 10:04. Рубрика Методика эпиграфических исследований

Трудности чтения или соответствия между буквой  и звуком.  В принципе, каждая буква алфавита должна отражать определенный звук, а каждому звуку данного языка соответствовать определенная буква. Заметим, что для большинства европейских языков так и есть, хотя в каждом языке имеются свои исключения. Во-первых, существуют так называемые «немые» буквы, которые пишутся, но не произносятся (хотя могут влиять на произношение других букв). В качестве совершенно непроизносимых можно отметить наличие французской буквы t в конце слов или наличие в дореволюционном русском правописании концевого твердого знака Ъ. В слове «тушь» знак Ь вовсе не означает смягчение предшествующего согласного звука, а служит только для демонстрации женского рода. А вот конечная английская буква Е, или русская Ь уже влияют на произношение предшествующего звука.

Во-вторых, имеются буквы, входящие в состав сложного знака, например ch и sh в английском языке, cz и sz в польском языке, sch и tsch в немецком языке, где каждая буква внутри сочетания не имеет собственного чтения, а читается только сочетание. Также имеют особое чтение сочетания гласных в английском языке, например, ЕЕ читается как долгое И, а ОО - как У.

В-третьих, напротив, существуют буквы, которые означают сразу два звука, например, в русском языке слоги я, ё, е, ю, или сложные согласные ц, ч.

В-четвертых, существуют лигатуры, которые соединяют буквы, чтобы дать новое звучание, например, лигатура Æ в латинском языке или Œ во французском. Однако некоторые лигатуры не бросаются в глаза. Так, например, лигатура polozheniarrrr1.jpg в этрусском языке может быть прочитана и как AN, и как NA, однако она выглядит как буква А с косой перекладиной. Здесь также одна буква соответствует сразу двум звукам.

В-пятых, одна и та же буква может читаться по-разному в зависимости от окружения, Например, буква А в английском языке читается как А в закрытом слоге и как ЭЙ в открытом, так же буква I может быть прочитана и как И, и как АЙ. В русском языке буква Г на конце слова читается как К, Д - как Т, Ж - как Ш, З - как С и т.д.

В-шестых, в ряде языков приняты сокращения, например, в русском языке слово БГ обозначает слово «бог», сочетание IС ХС означает «Иисус Христос» и т.д.

В-седьмых написанные буквы могут обозначать цифры, так что, например, надпись CMLVIII означает не труднопроизносимое слово ЦМЛВИИИ, а цифру 958.

В-восьмых, в некоторые шрифты возможны вкрапления букв из других алфавитов, например, в немецком языке применяется греческая буква ß, означающая ss, в русские руны Рода (протокириллицу) возможны вкрапления слоговых знаков из руницы, например, лигатура polozheniarrrr2.jpg со смыслом БОГЪ.

Если учесть, что в древних текстах могут содержаться и дополнительные трудности, например, наличие выносных букв, отсутствие деления строки на отдельные слова, наложение орнаментальных хвостов букв друг на друга и т.д., становится понятно, что последовательное применение всех этих особенностей делает акт чтения весьма запутанным. При этом ряд таких условностей рядовому читателю, пытающемуся самостоятельно прочитать древние тексты, остаётся неизвестным, и единственным профессионалом остаётся эпиграфист.

Понятие письменности. Это понятие также известно лингвистике. Его определение дает И.М. Дьяконов: «ПИСЬМО - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Первоначально для передачи информации использовались другие способы, например, пиктография, бирки, зарубки, вампумы, кипу и т.д. Собственно письмо вырабатывается в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни» (ДЬЯ, с. 375). Если с общим определением письма вполне можно согласиться, то положения второго и третьего предложений, до сих пор разделяемые большинством ученых, кажутся некоторой кабинетной гипотезой XIX века, когда эпиграфических данных было собрано еще немного. Вообще говоря, бирки, зарубки, вампумы, кипу, рабоши, узелки на платках и прочие формы фиксации некой информации являются мнемоническими средствами, то есть, напоминанием о каких-то фактах, известных только автору насечки или узелка. Многие из этих средств существуют и по сей день, хорошо выполняют свои функции и потому не вытесняются и не могут быть вытеснены письмом, поскольку предназначены для иных целей. Что же касается пиктографии, то она со временем только развивается, и современные знаки дорожного движения, обозначения на спортивных сооружениях, некоторые вывески современных магазинов, маркировки в виде рисунков слов «осторожно, бьется», «боится сырости», «верх», «европейский сертификат экологического качества», обозначения «вход в автобус», «выход из автобуса» и т.д. представляют собой весьма привычные пиктограммы. Они могут быть переведены на любой из современных языков (хотя и не вполне точно) и призваны как раз заменить буквенные надписи для того, чтобы не повторять одну и ту же надпись на разных языках. Пиктография является уже не мнемоническим средством, а действительно «рисунчатым письмом», и в каком-то смысле - предшественником анимационного кино. Ее можно поставить в один ряд с такими средствами передачи информации, как пантомима, мимика, танец, жестикуляция. Всё это - вспомогательные языки человечества, ограниченные, однако, в своих возможностях. Всех их можно рассматривать не как предшественников человеческой звуковой речи, а как неких младших братьев, в качестве параллельных, но очень специфических средств передачи информации. Некоторые из них, например, жестикуляцию, уже начала изучать лингвистика в разделе «паралингвистика».

Но особенно удивительно читать положение о позднем возникновении письменности - раннеклассовое общество возникает только в эпоху бронзы, тогда как надписи относятся к гораздо более раннему сроку. Не буду ссылаться на свои собственные чтения, относящиеся к разным эпохам каменного века (массив надписей составляет несколько сотен), поскольку пока этот материал хотя и введен в науку, но не получил в ней однозначной оценки; сошлюсь на исследования Мэри Сеттгэст 1979 года (SET). К моменту написания этих строк со дня публикации ее статьи прошло уже более 30 лет - срок вполне достаточный для всесторонней оценки. Вот что она писала (перевод с английского - мой): «Давно отмечалось, что красивая наскальная живопись пещеры Мадлен включала не только графические изображения животных и других вещей, но и несколько уединенных письменных символов. Если бы Вы перестроили индийские, греческие или Рунические знаки так, чтобы заставить идентичные или подобные символы выстроиться в линию друг с другом, вы бы увидели, что эти системы письма и символы в пещерах, были чрезвычайно идентичны.

Этот вывод ошеломляет! Невозможно избежать осознания того, что графические символы искусства эпохи Мадлена, созданные 20000 лет назад были теми, которые явились  базой для создания ранней рунической, греческой и индийской системы письма. Мой вопрос таков: являлись ли пещеры тем местом, где люди начали практиковать искусство письма? Существовала ли письменность 20000 лет назад?» (SET, р. 366). Меня этот вывод не ошеломил, поскольку имеются многочисленные примеры и более ранних надписей; однако он ошеломляет саму исследовательницу только потому, что наука еще не готова признать существование письменности в ту эпоху, когда никакого классового общества не существовало.

Она приводит пример надписи из пещеры Мадлен в сопоставлении с другими видами письма.

polozhenia2.jpg
Рис.6. Знаки на пещере Мадлен (а), греческие (b), индийские (с) и рунические (d)

Естественно, что данный пример оказалось нетрудно атрибутировать (вид письма - руница, имеется несколько лигатур) и прочитать (ЧУВ, с. 503):

polozhenia3.jpg
Рис. 7. Авторское чтение надписи пещеры Мадлен

Здесь первая строка - оригинальный текст, вторая - разложение лигатур, третья - транскрипция знаками руницы, четвертая - транслитерация буквами кириллицы. Опять-таки, данный пример я привожу не как единичное или оригинальное чтение, а как образец одного из рядовых чтений большого массива палеолитических надписей. К сожалению, пока академическая наука ни саму возможность палеолитического письма, ни существование руницы, ни русский язык как древнейший в мире по разным причинам не признает. Хотя уже активно и не отрицает. Полагаю, что это - разумная позиция. Время покажет, что именно в данных чтениях можно будет принять в науку, а что - отбросить как ошибочное. Я бы хотел обратить внимание именно на то, что только повседневная эпиграфическая работа может либо подтвердить, либо опровергнуть многие лингвистические положения XIX века.

Естественно, что с позиций эпиграфики можно было бы дать несколько иное понимание письменности. ПИСЬМЕННОСТЬ - фиксация речи графическими знаками, представляющими собой искусственно созданные неоднородности на различных поверхностях в виде надписей или развернутых текстов. Фиксированная знаками речь может быть передана в пространстве и времени. Знаки представляют собой отображение или целого слова (логография), или слога (силлабография), или согласного звука (консонантное письмо), или любого звука (фонетическое или буквенное письмо).

Типы (системы) письма. Письмо существует как логографическая, силлабографическая (включая консонантную) и фонографическая (буквенная) система. Их уместно называть типами письменности.

Логографическая система - это письмо целыми словами. Классическими примерами являются китайские и египетские иероглифы. Однако китайские иероглифы весьма геометризованы, тогда как египетские выглядят как различного рода изображения. Это дало повод более двух веков считать, что логографическое письмо произошло от пиктографического (рисунчатого), хотя прямых доказательств этого найдено не было. Более того, блестящий знаток западносемитских систем слогового письма, куда, в конце концов, было отнесено и классическое иероглифическое письмо, египетские иероглифы, Джей Гельб, писал: «Ни один из знаков семитского письма не имеет формы, которая бы явно указывала на его первоначальный рисуночный характер» (ГЕЛ, с. 273).

Между тем, появляется всё больше доказательств полагать, что логографическое письмо возникло позже слогового, поскольку ранние слова не превышали размера слога. Даже египетское письмо, по мнению Дж. Гельба, не было чисто логографическим: «На протяжении всей своей многовековой истории египетское письмо оставалось словесно-слоговым (лого-силлабическим), то есть употребляющим как знаки для слов (логограммы), так и знаки для отдельных слогов (силлабограммы). Термин «силлабарий», применяемый нами для обозначения египетских фонетических (несемантических знаков), следует понимать в его самом обычном смысле, то есть, как систему, содержащую слоговые знаки» (ГЕЛ, с. 279). Кроме того, практически все слоговые письменности мира пользуются абстрактными, а не изобразительными знаками для слогов. Поэтому есть веские основания считать, что логографическая письменность появилась в качестве стилизации слоговых знаков и их лигатур изображением различных близких к ним по внешнему виду вещей. Большим недостатком подобной системы является неоправданно большой запас различных знаков (иероглифов), подлежащих запоминанию. Обычный человек в состоянии усвоить лишь небольшую часть из этого запаса, достигающего количество в десятки тысяч и даже сотню тысяч знаков.

Силлабографическая система письма - письмо слогами. А.М. Кондратов предпочитает называть его силлабическим письмом, отмечая, что название восходит к греческому слову syllable - слог (КОН, с. 445).  Иными словами, один знак этой письменности изображает один слог. По всей видимости, это и есть наиболее древний вид письма, о происхождении которого можно лишь строить некоторые предположения (ЧРР, с. 235-247). Поскольку любое слово членится на слоги, слоговые знаки можно считать наиболее естественными минимальными единицами письма. Слоговая письменность легко усваивается детьми (склады позволяют научиться читать быстрее, чем буквы), а на письме любое слово передается 2-3 знаками, что позволяет создавать очень экономные по количеству знаков тексты. Для славянских языков слоговая письменность была особенно удобно в тот период, когда в них действовал закон восходящей звучности и закон открытого слога. Величина силлабария существенно меньше, чем репертуар иероглифов, и обычно составляет от 7-8 до порядка 10-12 десятков знаков, что всего лишь в 2-4 раза превышает объем азбуки. Так что заучить силлабарий оказывается вполне возможным даже детям.

В некоторых языках наличие гласного звука после согласного несет не столько лексическую, сколько грамматическую семантику, и поэтому вполне определяется контекстом. В этом случае можно писать только одни согласные, добавляя гласные по смыслу, что образует консонантную систему письма. Таковы, например, семитские языки, арабский и иврит. В некоторых случаях отдельными знаками писали и по-русски, например, в средние века КНЗ ВСВЛД - «Князь Всеволод», или в ХХ веке композитор ПРКФВ - Прокофьев.

Буквенная система письма - письмо знаками для отдельных звуков, каждый из которых никакой семантики не может нести в принципе. Деление слова на звуки - вещь очень абстрактная, слово, произнесенное по отдельным звукам, мало узнаваемо, поэтому такая система письма появляется позже всего. Однако надежных данных о времени появления этой системы нет. И.М. Дьяконов называет это письмо алфавитным и полагает, что историческим родоначальником его является древнесемитское (финикийское), однако тут же оговаривается, что это письмо было консонантным (ДЬЯ, с. 377). Имеются данные, что наиболее древними буквенными надписями оказываются протокирилловские (ЧУВ). Название «алфавитное» к нему может подойти только на наиболее поздних ступенях, когда создаются алфавиты. Однако буквенное письмо на ранних ступенях развития алфавитов еще не имело, а репертуар знаков мог передаваться, например, азбучными молитвами.

Утрата прямой связи между буквой и звуком привело к необходимости введения особой разновидности буквенного письма, так называемой фонетической транскрипции. Здесь число знаков было расширено как за счет заимствования их из разных алфавитов, так и за счет лигатур или изобретения новых графем.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.25MB | MySQL:11 | 0.234sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.405 секунд