В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 23, 2016

Птицевидный идол из-под Екатеринбурга и другие новости археологии

Автор 14:40. Рубрика Чтения новых текстов

pticevidniy11.jpg

Рис. 11.  Меч из Мстиславля и моё чтение надписей

Древний меч из Мстиславля. Эта заметка [8] о «Чёрной археологии»: «Эта история началась в сентябре 2013 года, когда во время Дня белорусской письменности, проходившего в Быхове, Краеведческий музей Мстиславля представил доспехи рыцаря Великого Княжества Литовского конца XV - начала XVI века, найденные на дне реки Вихры.Тогда на эти раритеты обратил внимание минчанин Андрей Радков.  Оружие «ушло» на Восток.

В конце лета прошлого года об этих уникальных артефактах активно рассказывали белорусские СМИ. И не удивительно: в наших музеях крайне мало аутентичных предметов вооружения и экипировки средневековых воинов. Но, как оказалось, летом 2013 года в Мстиславский музей были переданы не все предметы, найденные на речном дне. Часть из этих уникальных вещей все же была вывезена в Россию.

«К сожалению, оружие литвина стало добычей «черных археологов». Вскоре, после обнаружения артефактов на одном из российских интернет - аукционов был выставлен меч воина ВКЛ», - рассказывает Андрей.Студент БГУ занялся поиском информации, касающейся этой истории. Оказалось, что кирасы и другие части рыцарского снаряжения сдали в музей местные «любители древностей». Андрею удалось разыскать этих «краеведов» и те сообщили, что артефакты были обнаружены дайверами из России. Место для своих «изысканий» гости с Востока выбрали не случайно. Дело в том, что в устье реки Вихры на протяжении последних нескольких десятилетий постоянно находят различные элементы доспехов и снаряжения рыцарей эпохи Великого Княжества Литовского.

Нету тела, нету дела? Вместе с латами и оружием были обнаружены и останки воина ВКЛ. «Черные копатели» просто вытряхнули кости из кирасы и, сложив их в мешок, закопали. Вскоре Андрею Радкову стало известно место повторного захоронения рыцаря и после «эксгумации» содержимое пакета было передано в Музей истории города Могилева. Также удалось установить, что фото меча (с интернет-аукциона), вывезенного в Россию, и других доспехов были сделаны одной камерой и, более того, во дворе частного дома белорусского «любителя древностей», того самого, который и принес часть находок в музей Мстиславля.

«Главное, что я хотел - это получить контакты россиян, которые вывезли белорусские раритеты за пределы нашей страны. Я не следователь, и не прокурор. Оценку действиям этих людей должны давать правоохранительные органы. Мне же нужны были контакты «черных археологов», чтобы обсудить возможность возвращения меча, а также двух боевых топоров и копья в Беларусь. Ведь это наши культурные ценности и являются для нас, белорусов важнейшими памятниками прошлого», - отмечает Андрей. После того, как минский студент обратился в милицию и сообщил правоохранителям о данной истории, местных «краеведов» удалось «разговорить», и те признались, что оказывали помощь «партнерам» из России. Впрочем, вскоре студент Андрей получил письмо из мстиславской милиции, в котором сообщалось, что проверка по факту его обращения ничего не дала и, в связи с этим, прекращена.

Что делать? Наш «Индиана Джонс» не собирается сдаваться. Им подано второе заявление, уже в Могилевское областное управление милиции. «К сожалению, белорусское законодательство в сфере охраны историко-культурных ценностей слишком не совершенно. Жаль, что вот так, какие-то люди могут приехать из соседней страны, забрать белорусский памятник и, пользуясь тем, что между Беларусью и Россией нет границы, вывезти раритет к себе. Все разговоры о необходимости сохранения белорусских археологических памятников, к сожалению, до сих пор остаются разговорами. А ведь выход из ситуации есть. Нужно просто ввести лицензирование частной поисково-археологической деятельности. К тому же, стоило бы проводить аттестацию тех, кто хочет заниматься археологией.

Вы же не можете прийти с улицы и заняться хирургией. Для этого нужно учиться 6 лет, потом интернатура и т.п. История и археология -- это тоже сложные науки, в которых без специальной подготовки делать нечего. Здесь должны работать профессионалы. В официальный реестр внесены далеко не все археологические памятники Беларуси, поэтому наша страна рискует потерять значительную часть своего культурного наследия. Я очень надеюсь, что необходимая законодательная база в Беларуси все же будет принята», - подчеркивает Андрей Радков.

Но есть в этой истории и еще один нюанс. «Мы обращались в Министерство обороны с просьбой помочь похоронить воина ВКЛ с должными почестями. В конце концов, он ведь погиб в бою за Отечество. К тому же, в Беларуси нет ни одного мемориала средневековым воинам. Но военные чиновники пока разводят руками. Они не знают, как оформить останки рыцаря времен Великого Княжества Литовского. Я надеюсь, что ситуация будет решена в положительную сторону. В противном случае, будем хоронить защитника Мстиславля за собственные средства», - говорит минский студент.

Остается надеяться, что усилия Андрея Радкова не пройдут бесследно и эта история закончиться возвращением украденных из Беларуси раритетов эпохи ВКЛ. К тому же нашему государству стоило бы серьезно задуматься над проработкой законодательства в сфере защиты отечественных историко-культурных и археологических ценностей. Искренне хотелось бы, чтобы артефакты белорусской истории оставались на Родине.

Справка «Исторической правды». С большой долей уверенности можно говорить, что найденные останки принадлежали рыцарю, погибшему при защите Мстиславля от войск Московской державы во время боевых действий в 1502 году. Сражение произошло 4 ноября. Московский князь объединился с Крымским Ханством и выступил против Великого Княжества Литовского. На пути захватчиков с Востока встали мстиславские рыцари. Битва была жестокой и кровопролитной. Мстиславль отстояли, но за это заплатили высокую цену: потери войск ВКЛ составили (согласно летописным данным) почти семь тысяч воинов».

Сразу же возникает вопрос: если воин пал на белорусской земле, означает ли это, что он был белорусом?    Государство называлось «Великое княжество Литовское», а не Белоруссия, а воин мог быть противником литвина. Так что без чтения надписей, на одних предположениях, истину установить не удастся.

Для чтения надписей я несколько усилил контраст изображения. Первое, что можно заметить на головке меча, это изображение птицы, аналогичное тем, который я рассмотрел на рис. 1 и 2. А птица - символ воинов виман Рюрика. И за птицей можно прочитать слова: МЕЧЬ ХРАМА, а ниже навершия, на клинке ножа, на верхней строке - текст: ВОЙСКА 35 АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА. Иначе говоря, ВОЙСКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА РЮРИКА ЯРА.

На нижней строке клинка я читаю слова: МАРЫ ВЕРНЫЯ ВОЙСКА РЮРИКА МИМА. Иначе говоря, никакого отношения к Великому княжеству Литовскому данный меч не имел. Он был создан в Великом Новгороде и относился вовсе не к XVI веку н.э, а к IX веку н.э. Иными словами, к периоду, предшествующему образованию Великого княжества Литовского. То есть, к Святой Руси Рюрика. и никакой исторической несправедливости в том, что меч теперь находится в России, я не усматриваю.

Вместе с тем, я категорически выступаю против «чёрной археологии».

pticevidniy12.jpg

Рис. 12. Камень якобы ятвягов и моё чтение надписей

Камень якобы ятвягов. Эта заметка [9] довольно объёмиста: «Невысокие, поставленные вертикально - на попа, с острыми вершинами. Обтесанные ветрами, обтрепанные дождями, поросшие живучим мхом. Кладбище... Местные жители в разные времена гадали: кто же здесь нашел последнее пристанище? Ятвяги. Сейчас в Пружанском райисполкоме готовят документы о внесении древнего могильника в свод памятников.  Посмотреть «деревню на погосте» недалеко от обходной дороги вокруг Беловежской пущи меня позвал директор музея «Дворцовый комплекс Сапегов» Руслан Книга (на снимке). Краевед обращает внимание на названия деревень: - Зеленевичи, Зиновичи, Зосин, Зельдин. Топонимика ятвяжская. Река Зельвянка - ятвяжский гидроним. Переезжаем мостик, перекинутый через речку Щибу, - и почти на месте. Природа подтверждает живописными рельефами: когда-то Щиба несла свои воды в широком русле. А на равнине вблизи деревни, которая и была конечной точкой нашего маршрута, - ни одного дерева, ни одного куста. Степная зона. По левую сторону от дороги начинается кладбище. Удлиненные камни, установленные вертикально, - надгробия. В земле сидят крепко. Не сдвинуть. Занесены песком, прижаты стойкими пучками сухой коренастой травы. Невысокие. Но встречаются и глыбы в человеческий рост. В иных местах камни расположены по кругу.  

Еще бы парочку таких камней поверх - почти Стоунхэндж в белорусском исполнении. Кто это сделал? Первый вопрос. Второй: почему кладбище не считается памятником, не взято под защиту государства?.. Захоронение начинается у деревни, огибает ее и продолжается дальше по холму, вдоль речки. Можно предположить, что сел  о когда-то разделило, разбило могильник. Отвоевали живые у почивших часть бесплодной почвы под дома и огороды. Староста деревни Александр Мотыль, 72 лет от роду, о кладбище мало что знает: - Мы его всегда называли «моглiцы». Ни мой отец, родившийся в 1899 году, ни мой дед о захоронении ничего толком не рассказывали. Наблюдаем, как с годами камни уходят в землю. Люди тоже уходят. В деревне остались 32 человека, 17 дворов... - И речка ваша Щиба совсем обмелела...

- Ее спрямили во время мелиорации в 1965 году. Раньше рыбы водилось много. Возле кладбища родник из-под земли бил. Руслан Книга рассказывает, что чуть более десяти лет назад местные «исследователи» разрыли-таки могилу под одним из камней. По останкам позже, в Киеве, ученые определили: захоронена женщина, предположительно XV век, скорее всего - из ятвягов. Рядом находились стрелы и наконечники от стрел. Женщина-воин... Но, чтобы делать какие-то выводы, стоя хоть и двумя ногами, но все же на неизученной территории, надо иметь достаточные познания - в истории, археологии, геологии. В нашем случае - это точка отсчета, материал для исследователей, посыл туристическим фирмам для организации нового маршрута.

В будущем. Сейчас называть точные координаты могильника нет смысла - «черные копатели» слетятся как воронье. Пока Руслан Книга помогает готовить документы для внесения могильника в свод памятников республиканского значения, председатель Зеленевичского сельсовета Антонина Лагач просит: - Еще одно кладбище возьмите под охрану.

СПРАВКА. Ятвяги - балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Начиная с XII века, ятвяги участвовали в процессе формирования народов Беларуси, Литвы, Латвии и Польши. До X или XI века ятвяжские племена населяли основную часть будущего Подляшья, а по XVII век - междуречье Нарева и Немана. Восточная граница проживания ятвягов, как и южная, остается спорной.

Сразу возникает вопрос: откуда автор статьи знает, что он находится перед могильником? И почему там должны быть похоронены именно ятвяги?

Словом, для проверки своих сомнений я решил прочитать надписи. Читая последовательно строка за строкой, я получил следующие слова: верхняя строка: ХАРАОН РИМА, на второй и третьей строке: ХРАМ МАРЫ (а справа находится лик анфас, видимо, Мары), на четвертой: РЮРИКА ЯРА, на пятой: МИРА МАРЫ, а далее: МАСКИ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ (то есть, ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ), и, наконец, МИМ РИМА РЮРИКА 30 АРКОНЫ, то есть, ЖРЕЦА ЗАПАДНОГО КАИРА РЮРИКА. Таким образом, ни о каких ятвягах речь не идёт, а на камне говорится о наличии на этом месте подземного храма Мары Рюрика, воинов виман. Были ли тут могилы этих воинов, или некрополь находился на каком-то расстоянии от храма - пока неясно.

pticevidniy13.jpg

Рис. 13. Панцирь воина Рюрика и моё чтение надписей на нём

Панцирь Воина Рюрика. Здесь заметка [10] совсем невелика: «Ценный артефакт извлекали в течение трех суток с помощью водолазов. Как сообщает БЕЛТА, доспех сохранился в прекрасном состоянии. Такого шлема нет в музеях Беларуси и на всем постсоветском пространстве, а в Европе сохранилось всего несколько десятков. 

В отличном состоянии находится и стальной панцирь.  Были найдены элементы льняной и кожаной одежды. Находками займутся реставраторы. Предполагается, что рыцарским доспехам владел состоятельный человек, который, вероятно, погиб во время войны с Московским государством в начале XVI века».

Хотя я приветствую пробуждение интереса белорусов к национальной истории, я удивлён бездоказательной трактовке найденного артефакта как доспеха защитника ВКЛ от Москвы, равно как и датировке. Для правильной атрибуции доспеха следует прочитать надписей на нём, что потребовало от меня усиления контраста.

На уровне стального воротника я читаю слова: РЮРИКА МАРЫ ХРАМ РИМА. Чуть ниже, на верхней части груди находятся слова: СТАН ВОИНОВ РЮРНИКА, а строкой ниже - слова: МАСКА ВЕРНЫХ, а строкой и двумя строками ниже - слова: ВОИНОВ ВИМАН ВОЙСКА РУСИ МАРЫ.  Последние строки означают: ПАНЦИРЬ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЕВРАЗИИ.

Заметим, что государство называется еще не РУСЬЮ РЮРИКА, а РУСЬЮ МАРЫ, что было в течение 5-8 лет со дня миропомазания Рюрика на должность хараона. Так что речь идут о конце 850-х-начале 860-х годов н.э., а вовсе не о XVI веке н.э. И носил такой доспех не «состоятельный человек», а воин Рюрика. Как обычно, археологи ошиблись.

pticevidniy14.jpg

Рис. 14. Скифский артефакт и моё чтение надписей

Об этнической принадлежности скифов. Здесь - скорее не просто заметка [11], а отчёт о конференции: «Исторические завалы, накопившиеся за многие годы политической опалы тюркологии в бытность СССР, так до сих пор и не преодолены. И об этом шел откровенный разговор на V Международном конгрессе тюркологов, проходившем в городе Туркестане в последних числах апреля. «Следует отдать должное организаторам конференции - руководству Казахстанско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Яссауи - они прекрасно организовали мероприятие. Ученые, писатели, журналисты из России, Турции, Ирана, Монголии, Китая и других государств, представлявшие 67 тюркских этносов, имели возможность ознакомиться со святынями этих мест - мавзолеем Ходжи Ахмеда Яссауи и мечетью Арстан-баб», - передает подробности издание.

По словам председателя полномочного совета университета имени Ходжи Ахмеда Яссауи профессора Османа Хората, главная цель данного масштабного собрания - поиск путей решения конфликта культур и переход к их взаимопониманию и взаимопроникновению.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.178sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.330 секунд