В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 16, 2007

Разработка методики и первые конкретные дешифровки

Автор 12:45. Рубрика Первые публикации


Статья из «Вестника МЭГУ» 1996 г. Еще две статьи небольшого объема были задуманы для демонстрации уровня грамотности наших предков, владевших как слоговой, так и кирилловской письменностью одновременно. Первая из них была написана 22.04.1996 по заказу редактора журнала "Наука и религия" А. Асова, посетившего одну из наших лекций в лектории Политехнического музея в Москве. Его заинтересовала наша трактовка двух сторон одной берестяной грамоты № 199 ХIII века, принадлежавшей средневековому мальчику из Новгорода Онфиму [9, с. 18]. К сожалению, его журнал так и не поместил этот материал, который мы передали в «Вестник Мэгу». Их рассмотрение мы и положили в основу следующего ниже текста. "Когда мы говорим о грамотности наших далеких предков, мы обычно понимаем при этом умение читать и писать привычным нам способом, то есть кирилловскими буквами. Однако почти никому не известно, что существовал и иной вид грамотности - умение пользоваться знаками слогового славянского письма, которое продержалось на Руси вплоть до XVIII века" [16, c.54]. Далее идет описание двух сторон бересты, служащей, видимо, крышкой туеса, и упоминаются кирилловские надписи на них и рисунки. Однако знаки слогового письма на этой бересте предшествующими исследователями обнаружены не были, а они составляют детали рисунка «зверя» и размещены на полях двух лент со складами, поэтому мы их приводим рядом с общим рисунком в виде прориси:
Наше чтение рисунка и надписей на полях крышки туеса Онфима
Рис. 2. Наше чтение рисунка и надписей на полях крышки туеса Онфима

Сопоставив с кирилловским текстом, можно дать транслитерацию того и другого - Я - ЗВЕРЬ, ЛЮТЫЙ ЗВЕРЬ, НОВО НАЧАЛ ЗВЕРЬРЬРЬРЕТЬ. (Кирилловская часть передана нами подчеркиванием), причем прочитанный рисунок зверя имел четыре ноги, где три из них мы прочитали как РЬ, а одну - как РЕ). А на верхней части крышки мы прочитали довольно большой слоговой текст: ТЯЖЬКО БЕ С УРОКАМИ ДЕТЯМЪ - БОЛЕЮТЪ. СЕ ЖЕ - СУМА ЛУБОЧЬНО-ВЕРЕВАЯ [16, c. 54]. Так что каждую из сторон крышки туеса можно считать поверхностью для своей надписи.

Наше чтение надписей на грамотах 74, 485, 460
Рис. 3. Наше чтение надписей на грамотах 74, 485, 460

Здесь же приведены рисунки, прориси и транслитерации еще трех берестяных грамот изработ А.В. Арциховского ХIII века [17, с. 75] и [18, с. 56, 79] со смешанным кирилловско-слоговым текстом: на одной изображена азбука, точнее, 9 первых букв, но после А следует В, а затем Б; слоговым письмом сделана приписка «Б» ЛЬЖЕ ПОСЪТАВЛЕН; на другой изображена полная кирилловская азбука, и слоговой комментарий гласит: УЧУ Я ВОЛЬНО, наконец, на третьей изображен конец кирилловской азбуки, и комментарий поясняет: НАУЧАЮСЬ-ТО БЕЗЪ НЕЕ [16, c. 54]; они вместе комментируют слоговыми знаками кирилловский текст:

Слоговое пояснение кирилловских букв
Рис. 4. Слоговое пояснение кирилловских букв

Интересным примером использования слоговой письменности в качестве комментариев к кирилловской азбуке оказываются азбуки-надписи на гребне ХIII века из Берестья [19, с. 316], пряслице ХI-ХII вв. из Любеча [20, с. 32, рис. 14], стене Софийского собора Киева [21, с. 269-269]. Видно, что везде слоговым способом пояснялась кирилловская буква "зело", очень редко употреблявшаяся на письме; возможно, что для отличия от нее знак ЖЬ получил дополнительный вертикальный штрих. Она передавала звук ЗЪ или ДЗЪ.

В заключении статьи говорится: "Как видим, все примеры приводят к одному выводу - слоговая письменность первична, а кирилловская - вторична. Иными словами, как письменность каждого конкретного человека, так и письменность всей Руси вначале была слоговой, а уж потом - буквенной. И, следовательно, грамотность русского народа была обусловлена именно этой, слоговой составляющей, а не более поздним кирилловским приобретением, которое к тому же не представляло ни малейшего труда в своем освоении. Но из этого следует, что грамотность на Руси начинается совсем не со времени прихода на русскую землю варианта греко-византийского шрифта, позже названного кирилловским, а гораздо раньше, по меньшей мере, за несколько веков до этого. ... Россия - страна древней письменности, одной из древнейших в Европе (если не самой древней)" [16, c. 56].

Смысл некоторых культовых надписей требовал своего отдельного изучения, и мы посвятили этому исследованию специальную статью, связанную, прежде всего, с символикой креста. В редакции «Вестника МЭГУ» эту статью объединили с предыдущей.

Наше чтение крестов из Изборска
Рис. 5. Наше чтение крестов из Изборска

Было интересно прочитать узор крестов из Изборска [22, с. 4] - БОГЪ ВЪ КАМОНИ, ВОТЪ КАКА ЛЕПОТА, ВОТЪ КАКОЙ КОСЪМЪ [16, с. 58]. Как всегда при чтении монограмм надежность такого чтения не очень велика. Продолжением чтения надписей на крестах из Изборска является чтение надписей на крестах из Порхова [23, с. 431] - КАМОНИ ТЕМЪНИ, [16, с. 58], рис. 6-8.

Наше чтение надписей на крестах из Порхова, Новгорода, Гдова
Рис. 6. Наше чтение надписей на крестах из Порхова, Новгорода, Гдова

На кресте из Новгорода [26, с. 109, рис. 2-4] имеется смешанная надпись НИКА, где NI написано кириллицей, а КА - слоговым знаком. На кресте из Гдова [27, с. 94, рис. 1-1], помимо кирилловских надписей имеется узор «процветшего» креста, который мы прочитали как КАМОНА БЕЧАТЬ, то есть КАМЕННАЯ ПЕЧАТЬ [16, с. 58].

Из других изображений креста мы попытались взять рисунок на щитке одного из перстней клада, описанного Кондаковым [26]. На перстне-печатке мы прочитали ИМО БЕЧАТЬ, то есть ВОТ ПЕЧАТЬ [16, с. 58]. На свинцовой печати из Пскова [27, с. 94, рис. 11-1] мы прочитали ПЪСЪТОВЪ, то есть ПСКОВ [16, с. 58]:

Наше чтение надписей на изделиях из Киева и Пскова
Рис. 7. Наше чтение надписей на изделиях из Киева и Пскова

Это была первая журнальная статья, содержащая большое число рисунков и чтений надписей. Критических замечаний со стороны коллег, в том числе и лингвистов, она не вызвала.

Наше чтение надписи на камне у озера Уклейно
Рис. 8. Наше чтение надписи на камне у озера Уклейно

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.304sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.482 секунд