В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 16, 2007

Разработка методики и первые конкретные дешифровки

Автор 12:45. Рубрика Первые публикации


Заметка из сборника «Мифы и магия индоевропейцев» 1997 г. В нем мы поместили чтение надписей на двух камнях; надписи публиковались в предыдущих выпусках данного сборника. Первая надпись, на камне вблизи озера Уклейно в Новгородской области, вызвала у нас большие сложности в дешифровке, поэтому помещено два варианта ее возможного чтения, ЧАЙ ЯКЪ КЪРОНЕ ДЬВОРУ и ЧАЙ, ЯКЪ КРОНЕ РОДИВУ. Последний вариант означает: ОЖИДАЙ В КАЧЕСТВЕ КОРОНЫ РОДА [28, с. 153]. Еще раз повторяем, что данный результат является предварительным; странным кажется слово ЯКЪ вместо КАКО, и еще более странным наличие у РОДА, бога, связанного с водой, наличие короны, символа Солнца. В более поздней публикации мы отказались от такого чтения, предположив чтение, связанное с Перуном, однако приводим его в том варианте, в каком было опубликовано первоначально, рис. 8. Вторая версия была опубликована нами в [29, с. 23, рис. 27], рис. 9, где мы читаем ЧАЙ ПЕРУНА РУНЕ И ЕГО ВЕРУ, то есть ОЖИДАЙ РУН ПЕРУНА И ЕГО ВЕРУ. Если это чтение правильно, то руны слоговой письменности тем самым могли отождествляться и с Перуном.

Второй вариант нашего чтения той же надписи
Рис. 9. Второй вариант нашего чтения той же надписи

На камне, найденном на Валааме, надпись читается так: ЧАЙ ЧЕЛО КАМОНЕ, НЪ И ТЕЛО ИИ МАГУЖЕНО, то есть ОЖИДАЙ ГОЛОВУ КАМЕННУЮ, КАК И ТЕЛО ЕЕ, МАГУЖИНО. Этот памятник мы связали с Макошью [28, с. 153].

Современный вид дешифровки камня с Валаама
Рис. 10. Современный вид дешифровки камня с Валаама

Статья из «Вестника МЭГУ» 1997 г. Здесь была дана подборка надписей на изображениях божеств. Отчасти к этому сюжету мы обратились в связи с тем, что И. В. Ягич полагал странным, что на идолах божков из Ретры были начертаны их имена. Выяснилось, что и в средневековой Руси обычай оставлять несколько знаков на статуях божеств тоже был известен, и нам хотелось разобраться, что же там было начертано. В качестве изображений каменных изваяний были помещены только что рассмотренные два рисунка с текстами; нас несколько удивило, что первое слово там было ЧАЙ; но мы сочли это игрой случая. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что и надписи на деревянных памятниках начинаются с того же самого слова! Для изображения мы выбрали рисунок бога Чура из популярного словаря по славянской мифологии [30, с. 446], отдавая себе отчет, что реальный источник рисунка неизвестен и вполне может оказаться плодом фантазии художника, иллюстрировавшего книгу. Тем не менее, в подлинности надписи нас убедил ее текст, который гласил ЧАЙ, ЧУРЪ, то есть ВЕРЬ, ЧУР или ОЖИДАЙ, ЧУР. Надпись на челе гласила ВОЛОШЕВЪ, то есть БОГА ВЕЛЕСА. «Итак, деревянный идол имел надпись: ВЕРЬ, ЧУР БОГА ВЕЛЕСА» [31, с. 65].

Наше чтение надписей на деревянных идолах
Рис. 11. Наше чтение надписей на деревянных идолах

Вторая надпись содержалась на деревянном идоле бога Перуна, найденном в Трокском уезде Виленской губернии в 1869 г. Мы публикуем ее, заимствуя из работы [32, 35]. Здесь надпись очень краткая, но из разложения лигатуры можно вычитать текст ЧАЙ, ВОЙ, то есть ВЕРЬ, ВОИН! Или ОЖИДАЙ, ВОИН [31, с. 65].

Наше чтение контуров оберегов
Рис. 12. Наше чтение контуров оберегов

Другим типом памятников являются обереги - «изображения птиц и животных, выполненные в виде плоской пластины с прорезями. На первый взгляд кажется, что эти обереги, то есть талисманы, предохраняющие от воздействия нечистой силы, выполнены в каком-то своеобразном стиле, отличающим их от любых других металлических изделий, не несущих магических функций. Однако, приглядевшись, можно понять, что магические функции у данных предметов возникают потому, что сами предметы обладают сходством со знаками слогового письма. Так, грудь птицы обладает весьма округлой U-образной формой, тогда как спина явно имеет форму w. О с позиций слогового письма сочетание Uw читается как БОЖЕ, то есть оберег выполняет свои магические функции прежде всего за счет обращения к божеству. Но тут же можно увидеть и другие знаки: FVо, что означает ЖИВОЙ. Следовательно, оберег взывает к богу: БОЖЕ ЖИВОЙ! На обереге в виде быка слово БОЖЕ написано дважды» [30, с. 65-66]. Изображения взяты из работ Н.А. Макарова [33, с. 82, рис. 2-3], [34, с. 15, рис. 2] и обзорной монографии В.В. Седова [35 с. 291, табл. LXXVIII, рис. 10]. Хотя конкретный вид животных на оберегах различен, надписи из очертаний спины и груди читаются одинаково, БОЖЕ, тогда как лапы и хвост могут означать слово ЖИВОЙ, рис. 6-13.

Наше чтение солярной и княжеской символики Святослава
Рис. 13. Наше чтение солярной и княжеской символики Святослава

Вторая часть статьи посвящена письменным документам времен князя Святослава. Так, рассмотрев на обложке журнала "Национальная демократия" знамя, принадлежащее князю Святославу, где было изображено солнце со вписанными в него слоговыми знаками [36, с. 1 обложки], мы попытались их прочитать.

Наше чтение надписей на печатях Святослава
Рис.14. Наше чтение надписей на печатях Святослава

До чтения обсуждается символика знамени, приводится два похожих образца изображения солнечных дисков из пещер Болгарии с одним и тем же слоговым текстом СЬЛОНЪЦЕ, и приводится наша версия чтения надписи на солнечном диске Святослава - СЬЛОНЪЦВЪ КЪРАЙ, то есть СОЛНЕЧНЫЙ КРАЙ; предполагается, что изображенный там же трезубец у льва может означать слово КЪНАСЬ, то есть КНЯЗЬ [41, c. 66].

Изображение солнца в пещерах села Царевец в Болгарии (первая надпись содержит знаки, перевернутые вверх ногами в тексте оригинала) заимствованы нами из работы [37, с. 244, табл. XVI, рис. 289, 290].

В этой же нашей статье приводится дешифровка слоговой части имени Святослава, написанной отчасти по-гречески, СЬВЯТОСЬTLАОS, на одной из печатей [38, с. 382, табл. 155, рис. 1]; на другой печати [39, с. 166-168] можно прочитать ЛЕТО ЖЕ 21 ВЛАДЫКИ КЪНЯСЯ СЬВЯТОСЛАВА 6468 (960).

Наше чтение надписи на крышке сосуда из Латрус-Кривины
Рис. 15. Наше чтение надписи на крышке сосуда из Латрус-Кривины

Здесь же помещен фрагмент крышки керамического сосуда, найденного М. Венделем на Нижнем Дунае, в районе Латрус-Кривина [40, табл. 65, рис. 693]. Мы читаем смешанную надпись из кирилловских букв и слоговых знаков как ВЪ КИИВЪЦЕ ЗА КИАВОЙ, рис. 15.

Наше чтение надписи Маяцкого городища и Саркела
Рис. 16. Наше чтение надписи Маяцкого городища и Саркела

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.172sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.305 секунд