В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 28, 2007

Скандинавские изделия на территории России

Автор 11:02. Рубрика Новые исторические объекты


Левее нижней головы на дужке изображена штриховка, знаки которой образуют слова: ТРИ ХРАМИНЫ ЯРА. Имеются в виду, видимо, храмы самого Яра, а также Мары и Рода (храм Макоши на этих изделиях упоминается крайне редко). Справа от нижней головы, также в тонких линиях штриховки, можно выявить надпись МИМА МАСКА, тогда как толстые части этой же штриховки, но при повороте на 1800, образуют слово ЖИВАЯ. Из этого следует, что данная булавка являлась средством крепления на маске мима - возможно, с ее помошью маска прикреплялась к одежде.

Таким образом, ничего германского в данном изделии нет. Оно целиком русское, и по словам, и по шрифту, и по своему культовому назначению.

Другим русским изделием является другая фибула в виде женщины. Только скандинавом могла быть утеряна серебряная фигурка женщины - валькирии, ничего не значащая для иноплеменника (рис. 44, 2), - пишет Е.Н. Носов (НРГ, с. 159). Опять он атрибутирует фигурку только по внешнему виду. А мы помним, что именно так выглядел женский вариант гульдгуббера, который представлял миму богини Мары. Так что для русского человека это никакая не валькирия, а мима Мары. И действительно, на воротнике фигурки в обращенном цвете можно прочитать слова, написанные в виде лигатур: ХРАМ МАРЫ, МИМА, а в прямом цвете - ЯРУ ЯНИЦА (ЯНИЦА - это ЮНИЦА, ДЕВИЦА). Таким образом, наше предположение полностью подтверждается русским чтением.

Перечисленными предметами не исчерпываются все находки, характеризующие вклад скандинавской и общебалтийской культуры в материальную культуру Городища. Еще предстоит детальное изучение вещей , полученных во время многолетних сборов на берегах Сиверсова канала. Среди них есть предметы и их обломки, выполненные в северном стиле, в том числе такие, интерпретация которых затруднена (рис. 62, 7-8). Пока я использовал материалы этой коллекции лишь частично (НРГ, с. 162).

skandinav12.jpg

Рис. 12. Мое чтение двух фрагментов изделий

По внешнему виду данные фрагменты напоминают булавки, однако я не хотел бы атрибутировать их по их функциональному назначению, предоставляя подобную атрибуцию первооткрывателю. А по языковой принадлежности оба предмета у меня сомнений не вызывают. Первый фрагмент, рис. 12-7, на мой взгляд помещен развернутым на 1800. Его крупные надписи можно прочитать как ТО РУСЬ ЯРА, тогда как небольшая надпись возле цифры 7 может быть прочитана как лигатура букв, развернутых на 1800 по отношению друг к другу. Я читаю ее как МОРЯКИ ЯРА.

На втором фрагменте, расположенным правильно, плетение рун Макоши образует слова РУСЬ ЯРА и СЕ РУНА (ВОТ РУНА). Правая часть верхнего украшения может быть прочитана как слова МОРЯКИ (в столбец) и ЯРА. Как видим, оба украшения принадлежали хотя и скандинавам, но русскими - морякам моря Яра Руси Яра.

skandinav13.jpg

Рис. 13. Мое чтение фрагмента овального изделия

Сообщений о следующем изделии я у Е.Н. Носова не нашел. Зато мог прочитать переплетения рун одного из секторов изделия, надпись которого гласит: РОДА ХРАМ РУСИ ЯРА. Следовательно, и в данном случае скандинавское изделие сделано не германцами, а русскими.

Привеска из Гнёздово. Здесь я хотел бы рассмотреть хотя бы одно изделие скандинавского типа из другого русского города, например, из Смоленска, точнее, из Гнёздово. Исследовательница Т.А. Пушкина отмечает: Плоско-выпуклые зерненные подвески известны в составе нескольких древнерусских и скандинавских кладов XI-XII вв., но наиболее близки гнёздовской находки подвески из Скандинавского клада, зарытого после 1075 года, и Елецкого клада, а также находки из Бюрге на о. Готланд, датированного временем около 1000 года (STE, S. 132, Abb. 151-3). Подобные, но немного меньшего размера плоско-выпуклые подвески происходят их Владимирских курганов и одного из Киевских кладов, вероятно, середины Х века (СПВ, рис. 186) (ПУШ, с. 179). Таким образом, она усматривает по меньшей мере скандинавское заимствование.

Летом 1993 года в Гнёздове под Смоленском был обнаружен клад домонгольского времени, куда входило 389 предметов, и среди них монетовидная литая привеска. Т.А. Пушкина пишет, что ее диаметр составляет 27мм и на ней «изображен изогнутый, с резко вывернутой назад головой шагающий влево зверь. Лентообразный язык, выпущенный из открытой пасти, оплетает заднюю часть его туловища. Двупалые лапы упираются в рамку подвески. Изображение дополнено несколькими завитками, расположенными внизу между туловищем зверя и рамкой и напротив его морды слева вверху. Ушко отлито вместе с подвеской» (ПУШ, с. 179). .

skandinav14.jpg

Рис. 14. Мое чтение привески из Гнездово

На мой взгляд, на привеске имеются надписи. Основную надпись составляют лапы зверя, где можно прочитать слова СЬМОЛЕНЪСЬКЪ РУСЬ, то есть СМОЛЕНСКАЯ РУСЬ. За ухом зверя находится слоговой знак ЖЕ, низ туловища образует слоговой знак СЬ, наконец, морда зверя кусает слоговой знак ТЬ. Эти знаки составляют слово ЖЕСЬТЬ, то есть УКРАШЕНИЕ. Наконец, на нижней части туловища зверя нанесены знаки руницы и кириллицы, которые я отдельно показываю крупным планом. Они составляют лигатуру, которую можно разложить на составляющие по едва заметным чертам. В целом этот фрагмент надписи читается ВЪ СЬМОЛЕНЪСЬКОЙ РУСИ, то есть В СМОЛЕНСКОЙ РУСИ. Обращаю внимание на то, что самостоятельные княжества и области Руси тоже назывались Русью, но с определенным прилагательным - Вазузина Русь, Смоленская Русь. Понятно, что здесь вообще не идёт ресь ни о варягах, ни о скандинавах.

Обсуждение. Яркие скандинавские черты, выявленные в материальной культуре Городища, в наши дни уже не кажутся неожиданными на фоне раскопок Старой Ладоги. Благодаря кропотливому изучению вещевого комплекса поселения Г.Ф. Корзухина, а особенно в последние годы О.И. Давидан убедительно показали, что скандинавы присутствовали в Ладоге с самого начала ее возникновения, и среди них были как мужчины, так и женщины. Как и на Городище, в Ладогу предметы северных типов попадали разными путями: вместе с самими норманнами, в результате торговли, частично их производство было налажено на месте (НРГ, с. 163).

Это не удивляет, ибо уже Нестор отмечал, что Рюрик поселился в Ладоге. Однако скандинавы понимались и понимаются отечественными исследователями именно как германцы. Абзацем выше тот же Е.Н. Носов пишет: Скандинавские исследователи А. Стальсберг и И. Янсон, авторы специальных статей о контактах Скандинавии и Руси по материалам археологии, отмечают, что те вещи и детали погребального обряда на территории Руси, происхождение которых можно установить, связаны в первую очередь со средней Швецией (СТА, с. 74; ЯНС, с. 120-121). Находки с Рюрикова городища, имеющие много аналогий в материалах Бирки, полностью подтверждаю этот вывод (НРГ, с. 163). Иными словами, для Е.Н. Носова скандинавы - это шведы. Хотя, если делать правильные выводы, то следовало сказать, что население и Бирки, и Бюрге, и Готланда, и, вероятно, всей Швеции того времени еще, видимо, было русским.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:11 | 0.183sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.345 секунд