В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 28, 2007

Скандинавские изделия на территории России

Автор 11:02. Рубрика Новые исторические объекты

Скандинавские изделия на территории России

В.А. Чудинов

При рассмотрении скандинавских гульдгубберов (золотых человечков) VI-VII вв., а также некоторых других артефактов более позднего времени на территории Скандинавии, мы пришли к выводу, что эти изделия были созданы русскими, поскольку они были написаны на русском языке, русскими буквами (протокириллицей) и посвящены русским богам и русским храмам.

Противоречат на первый взгляд сказанному данные русской археологии. А именно: находки в северных русских городах скандинавских древностей, которые считались принадлежащими скандинавам германского происхождения и чуждыми русским. Особенно много их было найдено в Новгородском Рюриковом городище, монографию об археологии которого написал Е.Н. Носов (НРГ). В данном разделе я постараюсь проанализировать древности, опубликованные в его книге. К большому сожалению, хорошие фотографии древностей в его исследовании не приведены, вместо них сделаны прориси, которые наиболее информативные части изображений передают штриховкой. Из-за этого достоверность чтений несколько снижается.

История вопроса. В 1922 году А.А. Спицын отметил наличие на Городище «норманнских древностей», никак их не комментируя (СПИ, с. 7). В 1965 году Г.Ф. Корзухина детально рассмотрела отливку фибулы, найденную на Рюриковом городище С.Н. Орловым (КОН, с. 45, 46, рис. 22). От фибула сохранилась часть, представляющая собой голову мужчины, ниже которой располагалась другая, меньшая голова, по-видимому, животного. Отливка получилась неудачной и была выброшена. Аналогия фибуле имеется в материалах Гнёздова. Стилистически и по своему сюжету - животное, пожирающее человека, - фибула близка кругу памятников Скандинавии Х века, но застежек подобной формы там найдено не было. Г.Ф. Корзухина предположила, что данный тип фибул сформировался в Восточной Европе. Она также поставила вопрос: кем была сделана эта фибула нордического типа - скандинавским литейщиком, поселившимся в Приильменье, или местным жителем, усвоившим стиль заморских украшений? Позднее, упоминая вновь городищенскую находку, Г.Ф. Корзухина прямо писала, что «изготовление скандинавообразных фибул было налажено на Рюриковом городище», а в Гнёздове оказалась отливка этой мастерской» (КОР, с. 40).

Рассмотрение ряда находок. Е.Н. Носов приводит в качестве примера ряд находок на Городище. Пока рассмотрим три из них. Изображения заимствованы из (НРГ, с. 157, рис. 62), где имеется подрисуночная подпись: «Городище. Украшения скандинавских типов IX-Х вв. (коллекция подъемного материала)».

Украшение

Рис. 1. Украшение 1 и мое чтение надписей

Первое украшение представляет собой целое изделие с маской животного слева. Е.Н. Носов характеризует его так: Необходимо упомянуть имеющуюся в коллекции подъёмного материала бронзовую позолоченную застежку размерами 3,1 Х 3,3 см, выполненную в довольно глубоком рельефе в виде фигуры зверя с головой, повернутой в профиль, и двумя связанными или переплетенными конечностями (рис. 62, 1). На ее обратной стороне имеется стерженек для закрепления иглы и приёмник, а также ушкодержатель для цепочки. Точно такая же застежка, но чуть меньших размеров (2,9 Х 2,9 см), известна нам из погребения № 857 могильника Бирки (ARB, S. 353. Abb. 304,6). Ухо животного содержит надпись ВАРЯГ, выполненное как тень от выпуклого предмета. За головой видна поднятая вверх правая лапа, на которой (после поворота на 900 влево) также в виде тени можно прочитать слова: МОРЯК ЯРА. На фрагменте за рукой, также в качестве тени, начертан текст: НА ЯРА МОРЕ. Наконец, тень на центральной нижней части тела может быть прочитана как слова: МИМ ЯРА ХРАМА. Таким образом, по характеру надписей данная находка ничем не отличается от скандинавских гульдгубберов, однако в ней речь идет не о скандинаве, а о варяге. Следовательно, варяги действительно пребывали на этом месте именно в век призвания Рюрика на Ярову Русь. К сожалению, археологи не различают норманнов, скандинавов и варягов. Указание на находку аналогичного предмета в Бирке говорит о том, что и в Бирке жили русские скандинавы, которые охотно покупали изделия варягов.

Украшение 2 и мое чтение надписей

Рис. 2. Украшение 2 и мое чтение надписей

Украшение 2 представляет собой маску животного, которое можно атрибутировать как корову. Корова являлась одной из зооморфных ипостасей богини Мары, так что уже по внешнему виду данный предмет украшений можно было бы атрибутировать как русский. Вместе с тем, попытаемся подтвердить нашу атрибуцию эпиграфическими данными. Так, тень на правом роге коровы гласит: МИМА ЯРА. А над левым глазом маски правее отверстия можно прочитать слова: МИМА МАРЫ. Таким образом, данное украшение принадлежало женщине, миме богини Мары, чей храм входил в святилище Яра. Поэтому мима считается служительницей и Яра и Мары одновременно.

На лбу у маски над отверстием можно прочитать слово ПИРАТ. А на обратной стороне отверстия на тыльной стороне украшения имеется дополнение, слова МОРЯ ЯРА. Таким образом, женщины в то время также занимались морским разбоем.

skandinav3.jpg

Рис. 3. Украшение 3 и мое чтение надписей

На третьем украшении, представляющем собой ромбический фрагмент какого-то более крупного целого, можно прочитать на правой «заклепке» слова МОРЕ ЯРА, а на обведенном рамочкой участке после его поворота на 900 вправо - слово МАРА. Возможно, что такое украшение полагалось служительнице богине Мары, миме.

Все три находки скандинавского типа однозначно говорят нам о том, что они принадлежали русским, причем одна из них - не скандинавам, а варягам.

Продолжение исследования Е.Н. Носова. В 1972 году М.Д. Полубояринова опубликовала еще одну находку скандинавского типа из подъёмного материала с Городища - свинцовую голову дракона с открытой пастью и закрученным языком (ПРР, с. 222, 223, рис. 2). Изображение плоское, двустороннее, с петлей у шеи и коническим углублением в основании (рис. 62, 5). Находка не привлекла внимания ни советских ни скандинавских исследователей. Почти такая же, как на Городище, морда дракона, только отлитая из бронзы, происходит из поселения в Бирке. Дракон из Бирки, являвшийся оковкой ларца, выполнен в младшем еллингском стиле и не имеет аналогии в памятниках Скандинавии (AMB, S. 167, 172-174, Fig. 56) (НРГ, с. 156).

Здесь мы рассмотри еще один сохранившийся фрагмент изображения (НРГ, с. 157, рис. 62, 4). На верхних «заклепках» и между ними можно прочитать слова РОДА ХРАМ, РУСЬ ЯРА и БЕРЕГ РОДА. Последнее словосочетание нами встречено впервые.

skandinav4.jpg

Рис. 4. Два изображения украшения и мое чтение надписей

Второе изображение как раз представляет найденную М.Д. Полубояриновой свинцовую голову дракона. По русской иконографии любая голова дракона представляет собой зооморфный лик Перуна, который часто помечался надписью ГАД. В данном случае подобная надпись, именно ГАД, скрывается в штриховке нижней части шеи, что подтверждает нашу атрибуцию. Блики шеи при повороте на 900 вправо и обращении в цвете образуют надпись ЯРИН МИМ, тогда как на гребне в штриховке можно дважды прочитать слова ХРАМ ЯРА. За всё время исследований нам ни разу не встретилось упоминание храма Перуна. Нет его и на данном изделии. Приходится сделать вывод о том, что почитание Перуна происходило в рамках святилища Яра без выделения Перуну отдельного храма.

Приведенными материалами вплоть до первых публикаций последних раскопок и исчерпывались данные о следах скандинавской культуры на Рюриковом городище. Сейчас целесообразно суммировать все новые сведения (НРГ, с. 156), заканчивает Е.Н. Носов свою историю вопроса. Как мы видели, все пять украшений скандинавского типа принадлежали русским из Скандии, причем одно из них - русским варягам.

Подвески с руническими надписями. Неоспоримым доказательством присутствия на Рюриковом городище скандинавов германского происхождения явилось бы обнаружение там изделий с руническими германскими надписями. Такие предметы на первый взгляд действительно были найдены. Вот что говорит об этом Е.Н. Носов: Одними из самых значительных находок последних лет являются две бронзовые подвески с идентичными руническими надписями (рис. 47). Одна из них происходит из заполнения комплекса № 45, вторая обнаружена рядом с ним в культурном слое. Очень важно, что подвески встречены хотя и в различных стратиграфических условиях, но в одном месте раскопа. Указанный факт неоспоримо свидетельствует, что обе они были утеряны одновременно и, вероятно, одним человеком.

Стратиграфия залегания подвески, обнаруженной при разборке культурного слоя, ничего не дает для ее датировки, поскольку слой здесь сильно перемешан вплоть до материка. Гораздо больший интерес в этом плане представляет подвеска из заполненного комплекса № 45. Наряду с ней в заполнении найдены 64 фрагмента раннегончарной керамики и три обломка лепной. Подобное соотношение лепной и раннегончарной посуды, судя по раскопкам в Новгороде, Ладоге, на Городище характерно для второй половины Х-рубежа X-XI вв. Этим временем и следует датировать городищенские подвески.

Знаки на обеих подвесках процарапаны от верхнего до нижнего края и занимают всю поверхность. Они исполнены четко и уверенно, резы глубоки и отчетливо видны. По своему начертанию знаки, бесспорно, принадлежат к скандинавскому младшеруническому алфавиту, хотя их графика значительно усложнена по сравнению с обычными рунами.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:11 | 0.206sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.365 секунд