В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 15, 2016

На пути к совершенству - новый букварь. Общая концепция

Автор 11:43. Рубрика Рецензии на чужие публикации

На пути к совершенству - новый букварь. Общая концепция

Чудинов В.А.

Мои знакомые давно уговаривают меня написать учебник по русскому языку. Я отговариваюсь тем, что не написал еще монографию, а учебник пишется позже, на ее базе. Иначе говоря - учебник - это изложение научных взглядов применительно к возрасту и образу жизни ученика. Именно поэтому мне было любопытно, когда я стал знакомиться с новым букварём в трех томах. Буквари оформлены замечательными русскими пейзажами.

sovershenstvo1.jpg

Рис. 1. Пейзаж на лицевой стороне обложки букваря

Но прежде, чем говорить о тексте букваря в нескольких томах [1], я хотел бы рассмотреть общую концепцию, изложенную в «Методическом пособии» [2]. Введение называется «Слово о «родном букваре» и написано научным редактором, доктором психологических наук, Н.В. Масловой.

Методическое пособие. Введение. В первых же строках «Методического пособия» можно прочитать: «Вот он - долгожданный первый ноосферный «Родной букварь».  Эта фраза требует пояснения. На выходных данных букваря можно прочитать фразу: «Родной букварь» награжден золотой медалью Международного авторского салона инноваций «Ноосферная наука, образование, культура». Я знаком с этим авторским салоном инноваций, поскольку сам был награжден аналогичной золотой медалью 6 января 2010 года [3]. До этого заседания мои знания о салоне были весьма поверхностными «Разумеется, я послушал выступления участников, в основном это были женщины. Я понял и горячо одобрил их основную установку: сделать урок не только интересным и информативным, но и лёгким по усвоению. Кому-то это удавалось лучше, кому-то хуже, но участники искали, делились опытом, старались найти поддержку в деятельности коллег». Так что я понял, что «ноосферное образование» - это термин для салона инноваций, который объединяет школьных педагогов и ученых в области педагогики, желающих создать всепланетные учебники. Задача, разумеется, благородная.

Продолжу цитирование работы [2:5]: «Что несёт он ребенку? Чем отличается от бытующих в школе букварей? Почему родителям и учителям необходимо досконально знать о нём? Ведь на кону - душа, интеллект, здоровье, знания и само будущее ребенка». Слово «кон» как ведическое выделено полужирным шрифтом. Я порадовался тому, что авторы букваря решили вернуться к древнему Божественному началу.

«Не секрет, что большинство родителей убеждены в том, что их ребенок необыкновенный, одарённый, талантливый. Они хотят, чтобы учителя именно так относились к их ребенку, учили и воспитывали в нём одарённую личность. «Родной букварь» - надёжный помощник в этом!» - Эта фраза заставила меня задуматься. Обо мне при обсуждении моей успеваемости родители не отзывались, да и мало кто в моё время так думал о своих детях вслух, публично. А в школе большинстве учителей о своих учениках говорили, что они - оболтусы, и, тем не менее, больше половины моего выпуска поступили после школы в вузы в первый же год. Возможно, весьма строгое, хотя и доброе отношение к детям и позволило им получить максимум знаний. Правда, я кончал одну из лучших школ Москвы, 110-ю, директором которой был академик Всесоюзной Академии образования Иван Кузьмич Новиков (1891-1957).

sovershenstvo2.jpg

Рис. 2. Мемориальная доска на здании 110-й школы, посвященная И.К. Новикову

Википедия пишет о нём: «И. К. Новиков разработал комплексную систему преподавания и воспитания на основе плановой организации учебной и внеклассной работы, внедрения элементов школьного самоуправления. Сам Иван Кузьмич вёл новый предмет - изучение газетных материалов. При этом в школе издавалась также школьная газета. Написал ряд статей и книг, в том числе «Организация учебно-воспитательной работы в школе». В школу приглашались видные ученые, проводившие показательные уроки по физике, химии, астрономии и др.» - Прерву пока цитирование, чтобы подтвердить истинность данных слов. В школе в разое время я посещал кружки: литературный, театральный, танцевальный, физический и химический, а также несколько лет был бессменным редактором стенной газеты, где иногда приходилось писать чуть ли не все заметки и рисовать чуть ли не все карикатуры самому.

«Под руководством И. К. Новикова 10-я (с 1934 года - 110-я) школа становится одной из лучших в Москве. В некоторые годы выпускники получали до 22 медалей.

По воспоминаниям учеников и учителей, И. К. Новиков отличался строгостью, однако в годы сталинизма старался защитить детей, чьи родители были репрессированы. Например, добился, чтобы получил золотую медаль Евгений Щукин, будущий академик. В 1937 году предложил учителям не ставить двойки детям из таких семей».

И наоборот, двойки за неуспеваемость могли ставить детям достаточно именитых родителей. - Вернёмся к «Методическому пособию»: «Важнейшая задача «Родного букваря» - обучение, всесторонняя гармонизация и оздоровление учащихся. Эту триединую задачу решают содержание, художественное оформление и способ подачи учебного материала. Содержание учебника соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.) и даёт возможность продуктивно изучить необходимый материал.  Художественное оформление и способ подачи учебного материала нацелены на повышение уровня здоровья, гармонии и грамотности ребенка» [2:5]. - Этому можно только позавидовать!

Описание букваря. А далее следует изложение подробностей: «Обложка «Родного букваря», словно лицо доброго знакомого, притягивает, умиротворяет. Здесь представлен уголок природы (репродукции картин Е. Самарской «Из чащи» и «Моя Россия») в изысканном обрамлении. Об этом хочется сказать особо. Такие сложные по композиции и узорчатой резьбе рамы присущи русскому декоративно-прикладному искусству испокон веку. Они зародились как искусство украшения дома (резные ставни, ворота, перила, коньки, «подолы крыш»), жилища (резная мебель и утварь, лавки и табуреты, сундуки и полки, вышитые рушники, подзоры и занавески), одежды и окладов икон. Растительные многоуровневые рамки на обложке и форзацах «Родного букваря» завораживают: образы листьев, трав, цветов образуют переплетения в виде спокойных волн, притягивающих взор. Большую роль играет гамма природных зеленых и разноцветных тонов обложки и форзаца» [2:5-6]. - Действительно, изобразительная сторона букваря великолепна!

«Растительная вязь (8 узелков «на память») в рамках картин указывает на восьмиуровневость восприятия Мира» [2:6].  Полагаю, что число 8 возвращает нас к представлению о 8-конечном кресте русского ведизма (прямой крест одновременно вместе с косым крестом), положенного в план расположения многих ведических храмов. «Так узелки «на память» вовлекают нас в игру: поиск истины уже на обложке! Они напоминают наши естественные узы (связи) с природой: мы едины с ней, мы из нее вышли, мы, люди живем на этой земле и в этой природе до тех пор, пока подчинены ее законам». - Прекрасный замысел!

«Красота нашего окружения словно показатель, словно лакмусовая бумажка наших отношений с природой. Картина родного леса на обложке букваря уводит вглубь и погружает в тёплое прохладное лоно природы под покровом символа Руси - ее тонких белоствольных берёзок.  Лесная песчаная дорога ведёт к водной стихии информации» [2:6]. Последнее предложение сложно для восприятия: что такое «водная стихия информации»? Если информация - это некое сообщение, то передаёт ли стихия, то есть природа, некое сообщение? - Понятно, что мы можем как-то истолковать природные события, однако сама по себе природа нам никаких сообщений не посылает, в ней просто разыгрываются определенные процессы.

Далее идёт детализация изображений: «Форзацы «Родного букваря соответствуют сезонам года: душистое лето на картине И. Левитана, спелая «Рожь», написанная И. Шишкиным (только это не форзац, а нахзац - В.Ч.) (I часть), яркая «Осень» Б. Ольжанского, начало снежной зимы «Морозный день А. Писемского (нахзац - В.Ч.) (II часть), «Голубая весна» В. Бакшеева и «Березовая роща» Е. Самарской (нахзац - ВЧ.) (III часть). Работы выдающихся живописцев, воспевающих красоту природы, придают мерный ритм и порядок восприятия, который обязателен и столь важен не только в Природе, но и в учёбе» [2:6-7]. - Действительно, подобраны великолепные образцы русских пейзажей, которые блестяще воспроизведены полиграфически.

«Авантитулы (заставки перед титульными листами) заключают в себе загадки о тридцати трёх сестричках-буквах русского алфавита: «Тридцать три сестрички, ростом невелички, если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ». - Хороший замысел!

«Стихи начинают каждую часть «Родного букваря», показывают эволюцию возможностей ученика. Стихи вовлекают в мир учебной перспективы, полезности и необходимости познания» [2:7]. Действительно, учитывается возрастная психология.

«Введение (начало добукварного периода) знакомят ученика с историей учебной книги (XIII-XX вв.), проводя ту же идею неизбежных перемен в Природе, учёбе. Так начало букваря готовит ученика к природосообразному поиску истин, заключенных в русских буквах» [2:7]. И это хороший замысел, однако к сожалению, воплощенный не вполне. Так, самая первая иллюстрация разворота под названием «Букварь - первая учебная книга» показывает «Ученическую запись мальчика Онфима с фрагментами азбуки. Великий Новгород. XIII век», показывает кусок бересты с какими-то намеками на мелкие буковки, однако ни одну букву опознать невозможно. Этой фотографии не хватает усиления контраста. Зато все остальные репродукции (еще 11) выполнены великолепно.

«Добуквенный период с помощью красивых образов знакомит ребёнка с понятиями: «речь устная и письменная», «слово, предложение, речь», «слог, ударение», «звуки природы и звуки речи», «звуки гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие». В этом разделе представлены обозначения гласных и согласных звуков, твёрдости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков в транскрипции и в схемах» [2:7]. - Действительно, слово обозначено черным прямоугольником, слог - кусочком этого прямоугольника, предложение - цепочкой прямоугольников. Весьма наглядно!

«К чудесным картинкам по теме раздела составлены вопросы, задания, подобраны пословицы и поговорки. Завершает эту часть букваря волшебный кот, который знает много сказок. Образ сказочного кота помогает повторить и обобщить изученный материал. В добукварном периоде есть раздел «Почитаем вместе» для читающих детей» [2:7]. На мой взгляд, наличие добукварного раздела - это удача данного букваря.

Левые страницы букваря. «Каков же основной принцип презентации букв? Почему именно он избран в качестве ключевого и организующего принципа в учебнике для малышей? Это историко-природный принцип. Это значит, что сначала левая страница разворота учебника показывает то, как в древности выглядела и писалась буква, как произносился звук. Важно, что древняя буква показана на фоне картин природы и быта, жизни, занятий славян в древности. Авторы привлекли живописные картины великих мастеров» [2:8]. Эта прекрасное положение иллюстрируется рисунком 3.

sovershenstvo3.jpg

Рис. 3. Левая страничка «Родного букваря» [2:8]

«Под каждой картиной содержатся стихотворные строки, заключающие в себе нормы жизни и быта, запрятанные в той или иной букве. Вся левая страница разворота - это историко-художественный образ с нанесённой на него информацией о букве и ее глубинном смысле. Это образон (схема-образ).   Он создан благодаря научному синтезу истории народа, истории русского языка, лингвистики, психологии восприятия и возрастной психологии, системономии и эргономики» [2:9]. - Возможно, что эти науки учитывались в разной степени, однако продуманность «Букваря» чувствуется.

«Существенным для психики ребенка является восприятие этой красочной, яркой, живой картины, так как именно она уходит в долговременную память, побуждая ее активировать родовую память предков. Необходимо пояснить, что в этой левой части разворота букваря для ребенка почти нет ничего нового. Он воспринимает ее естественно, как игру или сказку. Именно эта информация обеспечивает активацию правого полушария мозга в учёбе. И в этой сказке - связка жизни человека, его рода, семьи с Родиной. Учитель, родитель должен дать для восприятия и проживания учеником этого образа не только время, но и тепло своего сердца, доброту души, красивые и высокие слова, ибо в этот момент активирован Дух ребенка: он вспоминает, исследует, изучает, живёт истинной, духовной жизнью!» [2:9]. - Весьма профессиональные суждения.

«От образа к образу Дух человека будет обогащаться, крепчать, набирать силу. Это укрепление Духа означает его расширение и объединение с Единым Духом Творца» [2:9]. А тут, как я полагаю, авторы «Методического пособия» берут на себя несвойственные им функции теологов-теоретиков, которые якобы знают в совершенстве Дух Творца и могут определить степень соответствия ему данного букваря. Я бы предложил исключить это предложение из текста «пособия».

«Так устроено человеческое восприятие, воспитание. На основе этих же законов Духа и психики человека создан и «Родной букварь». Так решается ведущая его задача - напитать, укрепить, воспитать Дух человека по имени Ребёнок» [2:9]. - Красиво сказано, на мой взгляд даже немного с излишней патетикой.  

«Необходимой в воспитании души ребёнка (особенно в процессе обучения чтению и письму) является задача освоения и понимания исторического прошлого народа: его традиций, обычаев, верований, стремлений, идеалов. Эта задача решается привлечением историко-художественных сюжетов в картинах более чем 60-ти мастеров живописи. Что может быть лучше, чем увидеть, как жили наши предки? Почувствовать, как они говорили, писали, пели, танцевали, мечтали, думали?» [2:9-10]. - Прекрасная мысль: передать в образах какие-то кусочки русской истории!

«Важной задачей «Родного букваря» является представление первоклассникам и познание ими нравственных норм жизни человека: каким быть? Что дОлжно знать и делать? Что является главным для человека? Что хорошо, а что дурно для человека, людей, природы и Бога? В основе - традиционные славянские представления о долге перед Родиной, природой, людьми, самим собой. Всмотритесь в образы богатырей, сказочных героев, защитников, которые воплощают идеалы нравственного долга человека, справедливости, умение стать защитником родной земли и людей. Не они ли воспламеняют душу, являются образцами для подражания вступающего в жизнь человека?» [10].  - В самом деле: образы народных героев должны быть основой воспитания молодого поколения. Замечу, что в нынешней постсоветской школе задача воспитания школьников не ставится.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.218sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.370 секунд