В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Тайна оберега

Автор 14:20. Рубрика Новые исторические объекты

«Наконец, интересно височное кольцо волынцевского типа из Битицы, где читается не только слово БОЖЕ, но и слово ЗАЖИМЪ, которое, видимо, обозначает тип привески (в наши дни вместо слова ЗАЖИМ используется слово КЛИПСА)»5. Тут мне сложно сказать, что вообще изображено, хотя я поместил изображение правильно11. Возможно, что перед нами не обычное височное кольцо, то есть КОЛТ, а зажим для волос, который носился шпорой вверх.

Завершило заметку резюме: «Таким образом, можно утверждать, что слоговая письменность использовалась в древнерусский период шире, чем можно было предполагать, ибо некоторые предметы, связанные со славянской мифологией, например, обереги, представляли собой не просто изображения птиц, животных или геометрических фигур, но и несли на себе надписи-обращения к богу»5. Этот вывод я считаю справедливым и сегодня. Тем самым, уже в 1997 году мне стало ясно, по какому принципу создаются обереги: там пишется слово БОЖЕ, стилизованное под какое-то изображение птицы или животного, а затем оберег носится вверх ногами.

Популярные объяснения. Вместе с тем, меня неприятно затронули такие строки из популярных объяснений: «Коньки часто соседствуют с оберегами, изображающими водоплавающих птиц — лебедей, гусей, уток. Наибольшее количество их найдено в тех местах, где славяне соприкасались и смешивались с финно-угорскими племенами. В частности, это относится к областям современных Санкт-Петербурга, Новгорода и Костромы. Нам приходилось уже не раз отмечать, что для финно-угров эти птицы священны, на них не охотились. Однако место им нашлось и в верованиях славян: ведь именно утки, лебеди, гуси перевозили колесницу Даждьбога-Солнца через Океан-Море на его пути в Нижний Мир и назад. Такие верования объясняют, почему из рук славянских мастеров выходили своеобразные обереги, сочетавшие тело водоплавающей птицы с конской головкой. Наши пращуры верили, что славный Бог Солнца непременно поспешит им на помощь — и ночью, и днем»12. Начну с того, что слова БОЖЕ и ЖИВА имеют смысл только для славян, и, стало быть, заимствовать эти надписи от угро-финнов мы никак не могли, ибо им незачем писать свои слова по-славянски. А если нет надписей, то бессмысленны и все эти уточки и птички. Так что если кто и заимствовал, то скорее угро-финны от славян, а не наоборот. С другой стороны, солнечная религия гораздо моложе лунной, и если окажется, что обереги существовали еще и в лунный период, то всякие рассуждения о славном Боге Солнца окажутся совершенно неоправданными. Но для того, чтобы убедиться в неправоте сказанных М. Семеновой слов, надо заглянуть в очень глубокую древность.

Заметка в сборнике ИППК МГУ. Конечно, после понимания принципа можно лишь варьировать примеры, выявляя типы оберегов; однако меня заинтересовало происхождение оберегов. Этой проблеме я посвятил другую заметку под названием “Палеолитический оберег из Сунгиря”13. В ней я писал: «Стоянка Сунгирь под Владимиром насчитывает 23 тысячи лет до н.э. и содержит, в частности, погребение мальчика и девочки в могиле 2. На груди у мальчика был найден оберег, состоявший из фигурки коня, вырезанный из бивня мамонта»14. Действительно, об этой стоянке О.Н. Бадер сообщал следующее: «Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь под Владимиром, впервые обследованная нами в 1956 году и затем почти ежегодно подвергавшаяся раскопкам, привлекла наше внимание, прежде всего, как одна из наиболее северных стоянок на Русской равнине, к тому же неожиданно ранняя: ее возраст, по данным Гронингенской лаборатории (Голландия), определен цифрами 24 430 ± 400 и 25 500 ± 200 лет»15.

Размещение оберега на теле
Рис. 7. Размещение оберега на теле

Свидетельство древности находки. О.Н. Бадер приводит фотографии тел мужчины, девочки и мальчика; я привожу фрагмент фотографии мальчика, где хорошо видно положение оберега на груди16. В моей заметке этого фрагмента нет; я сразу же даю прорись оберега из гальки в виде коня, сопоставляя его с другими оберегами, и пишу: «К нашему удивлению, этот оберег удивительно напоминает другой, найденный 24 тысячи лет спустя в Гочевском кургане 98 славянского племени северян9, позиция 2 на рисунке. Известно, что все обереги носили вверх ногами, о чем пишет и Авдусин: «Фигурки женщин... делались не очень умело и получались схематичными. Некоторые фигурки из поселения Мальта имеют в ногах отверстие для шнурка: изображения домашней покровительницы носили с собой, например, на охоту, но почему-то вверх ногами»18. Мы рассматривали такое изображение, позиция 3 на рисунке, и прочитали его как БОЖЕ ЖИВОЙ3, позиция 4 на рисунке. По всей видимости, также читается и изображение из Сунгаря, позиция 6, где тоже есть дырочка внизу для ношения на шнурке; то есть живот и ноги читаются как обращение БОЖЕ, а спина как ЖИВО(Й). В таком случае можно говорить не только о стойкой традиции в ношении оберегов в последние 25 тысяч лет, но и заподозрить существование письменности именно во времена ориньяка, а не мадлена, как предполагалось ранее. Это – наиболее раннее свидетельство существования письменности в палеолите»13. Так что меня поразила более всего не огромная древность находки, а ее полное соответствие более поздним образцам. В ориньяке все было так же, как и в средние века.

Уже из этого следует, что ни у угро-финнов, ни у других племен 26 тысяч лет назад эти формы не заимствовались. В связи со сказанным не вполне убедительно звучит такое пояснение М. Семеновой: «Коньков без большой натяжки можно назвать любимым оберегом смоленско-полоцких кривичей. В других славянских племенах, даже у тех же кривичей, живших около Пскова, они почти не встречаются. Ученые объясняют это тем, что в оайоне современного Смоленска до прихода славян жили баотские племена и славяне, смешавшись с ними, вобрали многое из их культуры и верований. В том числе и особую приверженность культу коня. Талисманы смоленских кривичей совсем не случайно перекликаются с теми, что найдены в древностях балтского племени латгалов»17.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.432sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.617 секунд