В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 15, 2008

Большая Мара из Алексеевки

Автор 08:16. Рубрика Пещерные храмы и монументы


Наконец, на траве слева буквы выписаны очень чётко, и хотя они слиты в лигатуру, надпись читается много проще, чем штриховка выше; тут написано СЕ СВАРОГ ОН., иными словами - ВОТ ОН - СВАРОГ. Полагаю, что неискушенные комментаторы, нарисовавшие со слов маряков фантастическое существо, полагали, что так зовут именно самого персонажа, безголового несчастного жителя Вагрии. Им не приходило в голову, что Сварог - один из русских богов. Между тем, скорее всего, подобно Маре, на лике Сварога голова была, но без лица, а черты лица изображались на животе, примерно так, как на Маре, что и изумило германских моряков. Но неточности в передаче сведений через вторые руки привела к тому, что голова божества на рисунке исчезла вовсе, а вторичный лик на животе был принят за первичный и переместился на грудь. Иными словами, рисунок из «Нюрнбергской летописи» косвенно подтверждает и наличие данной традиции в скульптурных ликах русских богов, и само существовании русских жителей Вагрии, которые этих богов почитали.

Но вернемся к рис. 3. Вторичный лик № 1 имеет подписи: в виде волос слева вверху, где начертание букв как бы печатное и крупное, а также между грудями, что я и читаю как имя МАРА. Собственно говоря, в этом никакого сомнения нет. Справа вверху написано слово МИМ, иными словами, так выглядит основная маска мима данного святилища.

Каждая из грудей Мары образует самостоятельный лик, № 2 правая и № 3 левая, которые являются в то же время частью лика № 1 на животе (вторичного лика) и потому должны считаться третичными. Лик № 2 распадается на верхнюю часть - изображение бородатого и усатого мужчины наверху, в котором нетрудно узнать Яра, и широколицей улыбающейся женщины внизу, которая, видимо, и есть Мара. Глаза мужчины содержат подпись: ЯР, у женщины правее рта начертано слово МАРА. Заметим, что на парных портретах Мара обычно выглядит молодой привлекательной женщиной, тогда как на одиночных - чаще всего карикатурной старухой. На лике № 3 изображено, как мне кажется, чисто мужское лицо молодого человека с очень небольшими бородой и усами; черты лица правильные, рот открыт. Надпись на уровне глаз гласит: ЯРА МИМ. Но чуть выше лика 3 находится лик № 4, представляющий собой голову молодой женщины с огромной копной волос, свисающих большими кипами с двух сторон головы, с большими глазницами, где глаза опущены, и большим чувственным ртом.

Возникает предположение: не передает ли соотношение вторичных и третичных ликов некую иерархию внутри святилища? Естественно, что главным богом святилища была Мара; ей и посвящена вся скульптура. Но главным ее представителем на земле был мим Мары, что и удостоверяет вторичный лик № 1. Однако культ Мары существует в эпоху Яра, отсюда третичное изображения Яра и Мары на правой груди; но Яр уже считается выше по статусу, чем Мара, поэтому и его лик помещен выше. Эту божественную пару представляет другой мим, лик № 3, мим Яра. А поскольку зрителям показаны и маски мимов, получается, что в каком-то смысле мимы как представители богов на земле уравнены с самим  богами. Иными словами, ликам богов соответствуют и маски мимов. Таким образом, миму Мары подчинялся мим Яра, который, однако, представлял верующим не одного Яра, а вместе с Яровой Марой. И, судя по лику № 4, в задачу этого мима Яра входила пропаганда любовных утех (как известно из славянской мифологии, бог Яр был одновременно и богом чувственного влечения). Так что правая грудь скульптуры Мары передает небесное, горнее, тогда как левая - земное, реальное.

Пока это гипотеза, однако, как я полагаю, ее можно будет проверить и на других дешифровках надписей и изображений.

Следующие изображения и надписи можно видеть на локтевом сгибе левой руки. Изображения распадаются на два лика. Слева - миловидное женское лицо с несколько укороченным носом и опущенными глазами, лик № 5, справа - мужское лицо с сильно выдвинутой вперед нижней челюстью и большим ртом; нос также короткий, лик № 6. Возможно, что эти чуть карикатурные изображения передавали маски мимов. На уровне рта можно прочитать слова МИР ЯРА.

Изображение № 7 находится выше, на плече левой руки. Это - женское лицо с большим подбородком, но не карикатурное. Несколько надписей, в том числе на уровне глаз и рта подтверждают, что это  МАРА. Зато изображение на бедре левой ноги № 8 передает одутловатое лицо молодой женщины. Бровей нет, глаза круглые, носик маленький, рот удивленно открыт. На уровне глаз надпись МАРА, на уровне рта - С ЛИКОМ. На первый взгляд значение надписи непонятно: неужели все остальные вилы Мары безлики? Полагаю, однако, что имеется в виду голова скульптуры Мары без лица. А вот одутловатое лицо на бедре вблизи ягодицы подошло бы данной голове Мары более всего: при такой полной комплекции тела у Мары должно было бы быть и одутловатое лицо. Но, разумеется, лицо почти на ягодице - это определенная насмешка, которой я пока не вижу объяснения.

Таковы основные надписи и изображения.

alekseevka5.jpg

Рис. 5. Голова Мары и ее надписи и изображения

Исследование деталей. Более детальна фотография одной головы, рис. 5. Здесь еще более видно пупырчатое строение поверхности тела богини. На шее просматривается некая неоднородность, которую я выношу на поля. Это - как бы идущее в коротком платье существо о двух головах, лик № 9-10. Правая рука сжата в кулак, на рукаве - надпись: МАРА С РУНАМИ РОДА. Таким образом, наличие надписей подтверждается на самой скульптуре, причем руны тут еще называются традиционно, РУНАМИ РОДА, а не РУНАМИ ЯРА. Правое, более близкое к зрителю лицо - узкое, вытянутое мужское, с усами и небольшой бородкой, с опущенными глазами, лицо Яра, лик № 9. На глазах надпись РУСЬ, на морщинках под носом - ЯРА. Левое лицо дальше и выше; оно женское, скуластое, с открытым ртом, как бы кричит что-то, глаза расположены далеко друг от друга, глядят вперед. Понятно, что это Мара, лик № 10, что и написано правее носа (я не стал воспроизводить надпись). Позади этого двойного лика смотрит вслед этой паре гораздо более крупное мужское бородатое и усатое лицо; брови насуплены, на лбу светлая морщинка в виде галочки, уголки рта опущены. Ясно, что перед нами - еще один Яр, лик № 11,  что и написано на каждом его глазу.

Выше и правее «сладкой парочки» находится огромное лицо обезьяны, у которой близко посаженные глаза смотрят вперед и чуть вверх, высоко посажен обезьяний нос, рот с двумя зубами полуоткрыт. Несомненно, что обезьяна, лик № 12 - это зооморфная ипостась Мары с лицом, повернутым вправо. Но его же можно понять и как мужское лицо, повернутое влево с более широким расположением глаз, высоким острым носом и закрытым ртом с тонкими губами. Вероятно, перед нами опять пара Мара-Яр.

Но это изображение второго порядка состоит из изображений третьего порядка,  где слева вверху расположено лицо старика с окладистой бородой, тонким носом, открытым ртом, кустистыми бровями и опущенными вниз глазами. На Яра он не похож: черты лица тоньше, а возраст - старше. Вероятно, это Род. Подпись лика № 13 на уровне его глаз сомнений не вызывает: это действительно РОД. Рядом изображена более молодое лицо с аристократическим носом, опущенными вниз глазами как бы на выкате, довольно большой бородой. Особенностью этого изображения № 14 является то, что правой рукой он сжимает бутылку, которую всунул в рот, так что пьет он из ее горла. На носу и щеке правее находится надпись ЯР. Если это бутылка, а не, допустим, зубная щетка (которая была изобретена позже), то данное скульптурное изображение Мары не старше античности. Правее изображен еще один бородатый лик с опущенными глазами, № 15; по возрасту он может быть и Родом, и Яром, однако у него на лбу написано РОД (эту надпись я не воспроизвожу). Таким образом, это уже второй Род в этой композиции. А завершает ее находящийся ниже лик № 16, представляющий собой женское лицо с крючковатым носом и острым подбородком; это - явно карикатурное изображение, на котором в качестве глаза, смотрящего перед собой, то есть, вправо, как и вся голова, а также правее, написано слово МИМ. Я его тоже не воспроизвожу.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.177sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.326 секунд