В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 15, 2008

Большая Мара из Алексеевки

Автор 08:16. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Большая Мара из Алексеевки

В.А. Чудинов

Я уже писал о поезде на комбинат ЭФКО: в середине июля 2005 года по приглашению служащих комбината эфиромасличных культур ЭФКО из Алексеевки (Белгородская область) я посетил учебный центр комбината, находящийся в 17 км от города. Приглашали меня в первую очередь для ознакомления со скульптурой «каменной бабы», привезенной откуда-то из Украины, благо до границы с Харьковской областью имеются считанные километры.

Приглашению предшествовала наша встреча в Москве весной 2005 года, когда мне подарили диск с изображениями многих объектов Алексеевки и, в частности, лика «каменной бабы». К тому моменту мелкие надписи на камнях я читать не умел, тем более на данном лике, однако именно весной 2005 года по книге, присланной мне из Словении, где имелись изображения различных богов, я понял, как выглядели монументы Макоши и Мары; именно по опущенной вниз голове и скорбной позе я понял, что данный лик «каменной бабы» принадлежит Маре. Но ничего больше на тот момент я определить не мог, хотя и эта атрибуция показалась представителям ЭФКО большим шагом вперед в понимании загадочной скульптуры.

На месте. Однако я надеялся на то, что поездка в Алексеевку и визуальное ознакомление со скульптурой на месте даст мне больше информации. По приезде я был приятно обрадован тем, что в строящемся тут доме культуры для скульптуры отвели специально построенную для нее нишу в фойе. Строительные работы еще продолжались, и на рис. 1 мы видим справа стремянку с банкой краски на ней; фотография была сделана со вспышкой, что сделало скульптуру довольно плоской, с минимумом деталей.

alekseevka1.jpg

Рис. 1. Такой я застал Большую Мару

На фотографии изображен один из начальников учебного центра, а затем - Марина   Владимировна Звягинцева, начальник научно-производственного бюро по исследованию потребительских свойств специализированных жиров ЭФКО, которая выполняла роль гида, и я. Мы оба держим цифровые фотоаппараты и находимся на некотором расстоянии от монумента. Истинные размеры этой каменной «бабы» понять трудно.

alekseevka2.jpg

Рис. 2. Каменная женщина в сравнении с живой

При сравнении каменного изваяния с живой женщиной видно, что скульптура раза в полтора шире нормальной женщины и чуть выше человеческого роста, и передает скульптурный портрет редкого размера - не по пояс и не бюст, а по бёдра. Голова не моделирована, то есть, волосы, брови, глаза, нос и рот совершенно отсутствуют, груди и руки слегка намечены, талия также отсутствует. Вместе с тем, чувствуется необычайная мощь, исходящая от этого лика. Живой женщиной явилась Ольга Сергеевна Тарасенко, директор по координации научно-производственных и коммерческих ресурсов, то есть, человек, отвечающий за обучение будущих работников ЭФКО.

Первое, что меня заинтересовало, так это наличие биополя вокруг скульптуры. Меня интересовало, обычный ли камень шел на изготовление лика богини. К счастью оказалось, что помимо того, что я могу рамкой измерить вторую ауру с помощью вращающейся рамки, то же самое, но с помощью двух рамок по иной методике это может выполнить и Ольга Сергеевна. Каждый из нас проделал независимо эту работу, и результаты у нас совпали: если вторая аура у неживых предметов обычно составляет 15-30 см, а у живого человека от 0,7 до 2 м (хотя есть уникумы с аурой и в 6, и даже в 13 м), то у данной «каменной бабы» она составила примерно 1,5 м. Иными словами, камень излучал такое же поле, как живой человека. Безусловно, уже это привлекало к нему наших предков.

Я также попытался тщательно осмотреть и ощупать скульптуру. При осмотре на левом плече я обнаружил нечто, напоминающее надпись МАРА, но, в силу малого опыта полевых исследований (это была моя первая научная экспедиция), до конца в правильности определения надписи уверен не был. Как ни странно, именно в этой первой же экспедиции я понял, что непосредственно на месте обрушивается такая масса всяческой информации, что выделить нужную весьма сложно. Что же касается тактильного ощущения, то меня поразила холодность и какая-то неподатливость камня, словно он хотел от меня отгородиться. Вместе с тем, еще раз я почувствовал необычайную мощь, идущую от этой скульптуры.

Позже мы переключились на другие объекты, так что к Большой Маре я больше не возвращался. А уже по приезде в Москву я понял, что с дешифровкой этого изображения мне не совладать - настолько оно издали гладкое, без шероховатостей. Гораздо больше надежд мне внушала Малая Мара, но и там я чувствовал себя пока еще слишком слабым. Поэтому дешифровку надписей я отложил на потом. И правильно сделал, поскольку опыт приходит со временем.

Выделение вторичных и третичных ликов. Если бы у меня не было опыта выделения вторичных и третичных ликов, который я приобрел, исследуя Малую Мару из Алексеевки, а также деревянную мару из Пшады, я бы, вообще говоря, не совсем знал бы, что искать. Иными словами, я искал бы только надписи. Сейчас же я понимаю, что лики дохристианских богов таят в себе гораздо больше информации, чем можно предположить заранее. Итак, я приступаю к выделению ликов, начиная с рис. 3. Замечу, что вполне однородный издали скульптурный лик Мары при более крупном изображении оказывается состоящим как бы из мелких зернышек, которые и образуют различные надписи и изображения.

alekseevka3.jpg

Рис. 3. Выделение вторичных и третичных  ликов

Первый же лик, вторичный, помещен на груди. Он хорошо заметен и достаточно велик. Я помечаю его № 1. Изображено женское лицо с огромными мешками под глазами (одновременно это груди скульптуры), но без самих глаз; нос острый, губы тонкие, образующие прямую, как палка, ротовую щель. Ямочка на подбородке является одновременно пупком скульптуры. Выражение лица скорбное.

Вообще-то говоря, отсутствие черт лица на голове и их присутствие на животе весьма странно. Мне это напомнило одно из мифических существ из германской космографии, а именно - картинку из «Нюрнбергской хроники» за 1493 год, которая встречаются во многих географических сочинений; в данном случае я заимствовал ее из работы Лео Багрова (БАГ, с. 227, рис. 68). Здесь у монстра, правда, нет головы, а лицо расположено на груди. Таким образом, в целом ситуация схожая, хотя детали различаются. Замечу (эту фразу я адресую тем моим оппонентам, которые меня упрекают в отсутствии хороших фотографий в те эпохи, которые предшествовали изобретению это вида световой графики), что книги прекрасно иллюстрировались и в XV веке, однако рисунки либо вписывались вручную (рукописные миниатюры), либо гравировались на дереве (ксилография), что соответствовало техническому уровню того времени.

alekseevka4.jpg

Рис. 4. Фантастическое существо из «Нюрнбергской хроники» 1493 года

Опытным глазом я сразу же заметил надписи на этом рисунке. Напомню, что примерно до конца XI - начала XII вв. на землях Северной Германии проживали русские; но и после германизации населения традиция вписывать в иллюстрации русские тексты и читать их в книге, разгадывая как кроссворды, сохранилась на многие века. В данном случае я вижу надписи в штриховке колен, а также в изображении травы. На колене правой ноги я читаю (один из фрагментов удобнее повернуть на 900 вправо): МОРЕ  ЯРА. Тем самым, речь идет для немцев не о заморских странах, а об их же родном Балтийском море, которое на картах того времени обозначалось как Германское море, а сейчас несколько скромнее сами немцы называют его Ostsee, то есть, Восточное море.

На первый взгляд странно, что фантастические существа находились в пределах каботажного плавания (вдоль берега) чуть севернее тогдашних германских земель. Однако продолжим чтение. Чуть ниже, на голени правой ноги начертано слово ЖИТЕЛЬ. Понятно, что жителей без головы не может быть ни в одной стране мира, так что здесь речь идет о непонимании немцами реалий другой страны. На колене левой ноги написано (читаются все надписи с большим трудом) ЯРА ВАРЯК, то есть ЯРОВОЙ РУСИ ВАРЯГ (ибо в ЯРОВОЙ РУСИ мог оказаться и СКАНД, то есть СКАНДИНАВ, но существенно севернее). Замечу, что слово ВАРЯГ было написано так, как услышано от русских, то есть, с оглушением конечного звука Г до К. Конечно, «Нюрнбергская хроника передавала не современные ей события, а историю примерно 300-летней давности, когда Вагрия еще была русской.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.08MB | MySQL:11 | 0.180sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.330 секунд