В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 12, 2008

Бронзовые привески с изображением ведических богов

Автор 10:11. Рубрика Славянские боги


priveski11.jpg
Рис. 11. Цилиндрическое изображение лика Мары

Ещё один лик Мары с опущенными крыльями. Ещё один лик Мары с опущенными крыльями показан на рис. 11, где имеется три вида привески: анфас, в профиль (правая сторона) и сзади. Вероятно, данная привеска была не бронзовой, а чисто медной, и со временем она окислилась и позеленела. В отличие от предыдущей бронзовой привески с опущенными крыльями, гравировка здесь проще, не образует рельефа, и здесь отсутствует масса тонких надписей. Вместо головы совы мы тут видим человеческую голову, но не одну. Изображен святовид Мары, глядящий на все четыре стороны света своими четырьмя ликами (четвертый лик обломан, что видно по излому фигурки на виде сзади). Все лики - антропоморфные, но с примитивным изображением человеческого лица, как на маске на животе. С точки зрения стоимости этот цилиндр наиболее дешевый, поскольку медь дешевле бронзы, и степень ее обработки на данном изделии гораздо меньше. Однако подробности мы поймём тогда, когда рассмотрим соответствующие надписи.

priveski12.jpg
Рис. 12. Чтение надписей на головах святовида Мары

Чтение начнем с головного убора на центральной голове Мары. Здесь в квадратном фрагменте можно прочитать надпись ЯР, что неудивительно, поскольку сама Мара является Марой Яра. Далее рамочка окружает правый глаз богини, в котором мы находим расположенную по кругу надпись ЯРА МАРЫ ЛИК. Эта надпись подтверждает нашу атрибуцию фигурки. Фрагмент с левым глазом содержит менее крупные буквы надписи, хотя сама надпись по содержанию повторяет и подтверждает предыдущую: ЛИК МАРЫ ЯРА. К головному убору на центральной голове Мары примыкает справа изображение мужского бородатого и усатого лица, изображенного в ¾ и повернутого в профиль. Это может быть либо Яр, либо Род. Надпись, в которую входит вертикальная линия выше правой щеки, правый глаз и нос данного персонажа, читается как слово РОД. Следовательно, это лик бога Рода. В то же время слева к этому же головному убору примыкает другой лик усатого и бородатого мужчины, видимы не столь отчетливо, поскольку это место сфотографировано не столь резко. Он также изображен в ¾, но развернут влево. Область, вокруг левого глаза, представляет собой букву Я, а правее находится буква Р. Следовательно, перед нами - бог ЯР. Род и Яр представляют собой вторичные лике на данном святовиде.

Теперь попробуем прочитать еще ряд надписей. Сначала читаем то, что написано на губах Мары на центральном изображении. Там читается вполне понятное слово, МАРА, причем я сохранил в прориси имеющиеся на этом слове лигатуры. Далее возникает соблазн прочитать надпись на лике справа, опять-таки надпись на губах. В соответствующем фрагменте мы находим слово ЯР; для проверки мы выбираем фрагмент левее и выше, и в нём оказывается написанным словосочетание ЛИК ЯРА. Так что слева от лика Мары находится лик Яра. В этом нет ничего удивительного, на вторичных изображениях Мара и Яр часто размещались рядом. - Но совершенно естественно, что затем есть смысл прочитать надпись на лике слева; области вокруг глаз там такие большие и такие отличные по цвету, что их даже не следует обводить рамочкой. Две буквы там образуют слово ЯР. Тем самым там мы видим снова изображение Яра, что даёт нам уверенность в предположении, что и четвертая, отсутствующая голова, тоже должна быть головой Мары.

Таков новый тип святовида, представленный на подвеске - святовид Мары. Его нам ещё не доводилось видеть в каменном воплощении.

priveski13.jpg
Рис. 13. Лик правой головы святовида Мары и ее головного убора

Можно рассмотреть лик справа, который мы считаем ликом Яра. Над ним имеется головной убор, на котором горизонтально расположен чей-то лик анфас; поскольку одним из концов этого лика является собачья мордочка, можно подозревать, что это - лик Мары. Тем не менее, я выделяю этот антропоморфный лик отдельно и поворачиваю его на 900 влево, так, чтобы он встал вертикально. Теперь, несмотря на то, что лицо весьма тёмное, можно видеть глаза, брови, ном и рот. При этом как нос, так и подбородок весьма острые, что напоминает один из вариантов антропоморфного лика Мары - старушку с острыми чертами лица. Наконец, я читаю надписи на бровях - на правой МА и на левой - РА, что образует слово МАРА. Таким образом, моё предположение подтвердилось.

Получается, что если на основном лике изображена Мара, то на головном уборе - Яр (или Род), а если на основном лике Яр - то на головном уборе - Мара. Так что парность богов здесь присутствует как по горизонтали (чередование голов Мары и Яра), так и по вертикали (соединение ликов голов Мары с головными уборами в виде Яра или Рода) и наоборот. Это весьма интересно.

priveski14.jpg
Рис. 14. Средняя часть привески

Осталось только выяснить, что за лик находится на уровне живота богини Мары. Для этого следует прочитать надпись, которая находится на левом глазу лика. Надпись гласит: МИМ ЯРА. Другая надпись вписана в рот данного лика. Она читается аналогичным образом: ЯРА МИМ, подтверждая первую. Следовательно, перед нами находится не лик самого божества, а маска мима, причем даже не Мары, а Яра.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.08MB | MySQL:11 | 0.154sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.295 секунд