В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 12, 2008

Бронзовые привески с изображением ведических богов

Автор 10:11. Рубрика Славянские боги


Обсуждение. Рассмотрено пять привесок, что составляет больше половины имеющихся у меня изображений Сибирского клада, и из них четыре посвящены Маре, а одна - миму Яра. Из привесок Мары также одна относится к изображению ее мимы, а три - к изображению самой богини, причем две из них изображают богиню с опущенными крыльями (одна из них - зооморфная), а одна - с несколько раздвинутыми. Ни одна из привесок в точности не повторяет другую, создавая каждая свою трактовку богини или мима бога.

До сим пор я рассматривал либо каменные изображения богов, либо чеканку на бронзовых сосудах (лик Яра на сосуде из Надь Сент-Миклош). Бронзовые изображения богов из кладов мне встретились только при описании Машем клада города Ретры. Но там описывались более крупные изображения (примерно размером с куклу) в виде небольших скульптур. Здесь же речь идёт о маленьких бронзовых привесках. Тем не менее, материал тех и других совпадает. Когда Маш описывал состав бронзы фигурок, он подчеркивал, что речь идут о разных составах сплава (состав сплава, то есть процентное содержание разных металлов, менялось от фигурки к фигурке), причём преобладали фигурки с небольшим количеством меди, но обогащенные свинцом и другими более дешевыми металлами. Таковы были фигурки примерно Х-XII веков. Здесь же мы имеем фигурки с явно бронзовым блеском, и одну, окислившуюся, из чистой меди. Более высокий процент меди, чем в фигурках из Ретры мы склонны трактовать как указание на более древний возраст привесок, чем фигурок из Ретры, то есть либо античный, либо даже эпохи бронзы. С другой стороны, в неолите тоже существовали привески, которые назывались веселье. Это я выяснил, рассматривая находки из Каргополья. Поэтому данные привески никак не могут относиться к неолиту. Следовательно, они, скорее всего, относятся к эпохе бронзы. Полагаю, что археолог, который обнаружил их в земле, мог бы дать более точную стратиграфическую дату.

priveski15.jpg
Рис. 15. Лик Мары Шигирского торфяника

Лик богини Мары более древний, мезолитический, мне встретился только на изображении Шигирского торфяника. Там он был деревянным и бескрылым, однако с большими глазами и с полностью открытым ртом.

priveski16.jpg
Рис. 16. Лик Мары с этрусского саркофага

Крылатый лик Мары с этрусского саркофага отличается большой реалистичностью изображения; крылья и руки здесь трактуются как различные конечности, тогда как на привесках они слиты. Таким образом, привески дают более раннюю трактовку богини. Обратим внимание на то, что в ее руках находится змея.

Из самих изображений на привесках чисто медное, вероятно, является самым древним. Оно является промежуточным изображением между плоскостным и объемным, между скульптурой и гравировкой, представляя собой гравировку, свёрнутую в цилиндр. За более древнюю датировку говорит и весьма условное изображение ликов (типа детского рисунка), где мужские лица ничем не отличаются от женских, и передача перьев прямыми линиями. В этом отношении лики на данной привеске очень напоминают лики из второй серии находок Ретры, которую приобрёл Ян Потоцкий.

priveski17.jpg
Рис. 17. Лик женщины с маской в руке

Весьма интересно в этом отношении изображение женщины их храма Ретры, одетой в средневековый костюм, на подоле которого изображены змеи. В руках она держит маску мужчины. Змеи и маска на уровне живота позволяют атрибутировать это изображение как осовремененную (до карикатуры) Мару, а столь же карикатурную маску - как лик Яра.

До сих пор святовид, изображающий Мару, мне не встречался. Этот святовид является промежуточным между каноническим святовидом (где изображены Макошь, Перун, Род и Велес) и мимой (Макошь и Яр), поскольку хотя на святовиде Мары изображено четыре лика на уровне головы, но они представляют всего лишь лики ДВУХ богов, Мары и Яра. Поэтому святовид Мары мне представляется более поздним изобретением, чем канонический святовид.

Кроме того, святовид Мары мне видится промежуточным между изображением четырех тел спиной друг другу, и одним телом с четырьмя головами. В самом деле, на цилиндрическом изображении каждая из голов видна только со своего ракурса: одна спереди, одна сбоку, и одна сзади, представляя собой как бы одну голову в четырёх ракурсах. Но при разворачивании цилиндра и превращении его в плоскостное изображение каждый из ракурсов становится собственной головой, и одноголовая богиня становится четырехголовой. Это очень удивило исследователей XVIII века, изучавших фигурки храма Ретры. Таким образом, условность передачи богини была воспринята как существовании бога о четырёх головах. Кроме того, обычно отмечали и пятую голову на животе. Нам теперь ясно, что это - маска мима, а не новая голова.

Новым для меня явилось изображение Мары с головой совы. То есть на скалах, кажется, однажды промелькнул какой-то орнитоморфный лик Мары, но до ее изображения в виде полной птицы, с крыльями, дело не доходило. Полагаю, что вообще орнитоморфные изображения (Яра в виде сокола и Мары в вид совы, одна птица дневная, другая - ночная) возникли в эпоху мезолита, когда с одной стороны, в силу заболачивания местности в процессе таяния ледника из ареала обитания охотников исчезли наземные млекопитающие, но зато появились птицы, а изобретенные в этот период лук и стрелы позволили вести успешную охоту на птиц. Что же касается Мары с головой собаки, то такие изображения на скалах тоже встречались. Все они сильно отличаются от их прототипа, волка, и больше напоминают нынешних дворняг и, возможно, появляются не ранее неолита. Целиком человеческого тела с головой собаки в качестве богини Мары я не встречал, и на изображении мимы Мары на привеске этот зооморфный сюжет оказался между головой Мары (совой, или, в греческом варианте софой, божественной мудростью) и ликом Яра на животе (человеческим существованием). Возможно, некое мелкое божество с головой собаки являлось неким посредником между богами и людьми, но имело отношение к Маре.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.196sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.362 секунд