В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 12, 2008

Бронзовые привески с изображением ведических богов

Автор 10:11. Рубрика Славянские боги

Бронзовые привески с изображением ведических богов

В.А. Чудинов

Всякое новое изображение русского ведического бога продвигает нас вперед, позволяя весьма наглядно представить себе, как он выглядел, и какие качества, в связи с этим, у него имелись. Мне удалось показать, как выглядели наши древние боги на скалах, и какие скульптурные лики им посвящались. Но бронзовые подвески с видом ведических богов мне еще не попадались.

Данную коллекцию изображений я получил от Галины Тимофеевны Ленц весной этого года. Меня не очень интересовало, каким образом они к ней попали, но знаю только, что она не является собственницей самих привесок. Она стала обладательницей только изображений клада древних вещей, найденного где-то в Сибири, поэтому я в дальнейшем буду именовать эти находки «Сибирским кладом». Публикуя некоторые фрагменты этих изображений, я отнюдь не осуществляю первую публикацию находок; такое право всегда остаётся за нашедшим их археологом, я же осуществляю эпиграфическое цитирование, которое позволяет провести их атрибуцию. Тем самым я никоим образом не вторгаюсь в права собственности обладателя коллекции. Меня интересует только одно: кто и с какими особенностями на них изображен.
priveski1.jpg

Рис. 1. Привеска с изображением крылатой богини

Лик Мары. Подобно египетскому пантеону, в котором существовала только одна крылатая богиня - богиня правды и справедливости Маат, в русском и славянском пантеоне имелась также только одна крылатая богиня - богиня Мара. Однако, гораздо чаще она изображалась бескрылой. Мару с крыльями я впервые увидел в этом году на одном этрусском саркофаге, который описал в своей статье «Два этрусских сюжета». Другие крылатые ведические богини мне не встречались. Так что, увидев в качестве привески бронзовое изображение крылатой богини, я мог атрибутировать ее вполне однозначно - это Мара. Так что это заключение по внешнему виду осталось только проверить эпиграфически. Но сначала хотелось бы внимательнее рассмотреть фигурку.

Прежде всего, можно только порадоваться тому, что мы видим перед собой не одну голову богини, как обычно, а целиком всё ее тело. На данной бронзовой привеске Мара выглядит сверху как сова с очень большой головой без шеи и крупными глазами, хотя рот и нос больше похожи на человеческие, а снизу - как человек с короткими человеческими ногами и толстыми ступнями. Привеска показывает фигуру анфас, чуть раздвинувшую крылья вместо рук; их перья по длине доходят до колен. На голове фигурки - птичьи ушки. Перья намечены 6-7 штрихами, на ногах - поперечные полосы, обозначающие какое-то одеяние. Другие штрихи выделяют пах. Вероятно, подразумевается, что фигурка одета. Пропорция тела - женская, с небольшой грудной клеткой, но с отсутствием молочных желез. К грудине, видимо, припаяна поперечная пластинка, ныне обломанная, где, возможно, имелось отверстие для шнурка, на котором носилась данная привеска.

priveski2.jpg
Рис. 2. Чтение надписей на привеске

Чаще всего надписи Мары располагаются выше лба, у корней волос. Выделив этот фрагмент рамочкой, я нахожу в нем два нужных для меня слова (на самом деле на этом фрагменте написано не менее десятка повторяющихся слов), ЯРА МАРА, которые и служат подтверждением выдвинутого мною предположения. Вместе с тем, ряд слов можно прочитать и в других местах, например, на брови правого глаза, МАРА, и на верхней реснице левого, опять МАРА. Рот богини так же не свободен от надписей, в выделенном фрагменте я нахожу буквы слов ЛИК МАРЫ. Так что перед нами - не просто какой-то вид Мары, но ее лик, то есть канонически верное ее изображение. Ниже, на двух фрагментах возле подбородка можно найти аналогичные слова, подтверждающие уже найденные, а именно ЯРА и ЛИК.

priveski3.jpg
Рис. 3. Бронзовая привеска с маской

Привеска с маской. Следующая привеска (слева вид с лицевой, справа - с оборотной стороны) изображает лицо божества в анфас в несколько карикатурном виде: отсутствует нос, усы, борода, волосы головы переданы коротко подстриженными и образующими плоскость, а отдельные пряди переданы как зубчики. Обычно так изображались не сами лики богов, а их маски, которые несли перед собой мимы. Вероятно, изображение бога - это очень сакрально, тогда как изображение его маски - более доступно; привлечь молитвой внимание мима считалось, видимо, не столь важным моментом в жизни, как привлечь внимание самого бога. Теперь осталось только выяснить, кому принадлежит данная маска, для чего следует прочитать находящиеся на ней надписи.

priveski4.jpg
Рис. 4. Чтение надписей на привеске

Сначала я выделяю фрагмент на верхней губе маски. В нем отчетливо видна надпись, однако она сделана так, что на крупную букву Л верхней надписи наложены буквы Я и Р нижней, а на крупную букву К верхней надписи чуть правее и ниже наложена буква А нижней надписи. А в целом буквы читаются как надпись ЛИК ЯРА, что нас и интересовало. Более того, фрагмент на правой щеке содержит три буквы (две справа написаны в столбец), которые образуют слово МИМ. Тем самым подтверждается, что перед нами - действительно маска мима бога Яра. Отмечу также, что внизу маски имеется как бы след другой, зооморфной маски, с верхней частью черепа какого то рогатого животного и его рогами. Возможно, это был череп оленя.

priveski5.jpg
Рис. 5. Привеска с дугой

Привеска с дугой. Это изображение на первый взгляд вовсе не имеет ничего общего со славянским богом. Оно столь же карикатурно, как и предыдущее, что сразу заставляет подумать о том, что перед нами - опять маска мима. Однако бронзовая фигурка дана в полный рост, что предполагает в таком случае изображение мима целиком, как он выглядел в далёкие времена. Вообще говоря, изображение мима я смог впервые увидеть осенью прошлого года таким, каким его передавали гульдгубберы Скандинавии - в парадной одежде последних веков первого тысячелетия н.э. Но данные бронзовые привески, видимо, много старше, и такую фигурку мима я вижу впервые.

Мим выглядит коренастым человеком с очень толстыми ногами и достаточно крепкими руками; торс обнажен, грудная клетка женская и обозначены молочные железы. Так что перед нами - женская разновидность мимов, мима. На привеске изображена одна подробность, которая раньше мне не была известна: каким образом мим держал маску. Я полагал, что он брал ее в руки и прислонял к лицу. На данном изображении мы видим иной способ удержания маски, а именно: маска прикреплена к дуге, разновидности коромысла, но очень высокой, а у дуги имеются внизу ручки, за которые мим ее и держит. Это, конечно, много удобнее, чем удерживать ее на поднятых к лицу руках, но это же означает, что руки мима постоянно заняты, так что из-за маски не видна его мимика, а из-за удержания ручек дуги он не имеет возможности жестикулировать.

Еще одна любопытная подробность: на животе, чуть ниже того места, где нынешние христианские священники носят наперсный крест, расположена еще одна маска мима, более абстрактная. Эта маска крупнее, чем те привески, которые мы рассматриваем. Не исключено, что при рассмотрении фигурки мимы крупным планом мы обнаружим на ней и привески. А толстые ноги при большом увеличении кажутся покрытыми шерстью. Это - толстые унты, очень сильно увеличивающие толщину ноги. Следовательно, мима Мары имеет обнаженный торс, но ходит в унтах, поскольку в данной местности в период создания привески было очень холодно.

priveski6.jpg
Рис. 6. Чтение надписей на маске

Правая бровь данной привески содержит фрагмент, обведённый рамочкой, в котором могут быть прочитаны слова: наверху МАРЫ и МИМА, внизу под словом МАРЫ - слово ЯРА. Иными словами, перед нами - МИМА МАРЫ ЯРА, то есть как раз тот персонаж, который и был нами атрибутирован. На дуге мы имеем фрагмент с надписью МИМА, а на левой брови - еще один фрагмент с надписью МАРА ЯРА; на нём я постарался сохранить не только начерк букв, но и их расположение в строке. Эти надписи подтверждают предыдущие. Существует еще не менее десятка аналогичных надписей, расположенных на дуге и отчасти на личине мимы, однако их чтение для целей атрибуции является избыточным.

priveski7.jpg
Рис. 7. Правая грудь и правое плечо мимы

Вызывает интерес правая грудь и правое плечо мимы, поскольку на них показаны и символы, и вторичные изображения. На правой груди, где сосок является как бы кончиком носа морды, а выше нарисованы или переданы объёмной татуировкой глаза животного, можно опознать собачью морду - зооморфный лик Мары или, точнее, один из ее зооморфных ликов. Такого рода зооморфные лики Мары мне встречались на наскальных изображениях, так что Сибирский клад их подтверждает. Замечу, что прямо под ним находится антропоморфная маска с весьма примитивным человеческим лицом: огромные глаза, нос в виде палочки (такое примитивное лицо часто рисуют дети, приговаривая: «Точка, точка, запятая, вот и рожица кривая, палка, палка, огуречик - вот и вышел человечик»), и дуга с опущенными концами в качестве рта. Иными словами, помимо первичной маски мимы перед ее лицом, у нее имеется весьма реалистичная зооморфная маска, сделанная из тела (нынешнее искусство, точнее одно из его направлений, так называемый body art, или рисование на обнажённом теле - всего лишь воскрешение хорошо забытого старого, рисования или объёмной татуировки мимов), и очень примитивная маска с человеческим лицом, как бы очень архаичная человеческая маска бога. Таким образом, подобно изваянию бога, на котором имеются вторичные и даже третичные изображения, на фигурке мимы также имеется одна первичная маска перед лицом и две вторичные маски - на груди (в прямом смысле слова) и на животе. В данном случае одна маска утраивается, образуя некую троицу (современное человеческое лицо, архаическое человеческое лицо, морда животного).

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.225sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.371 секунд