В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 29, 2007

Деревянный лик Мары Шигирского торфяника

Автор 11:36. Рубрика Славянские боги

Деревянный лик Мары Шигирского торфяника

В.А. Чудинов

Шигирский торфяник расположен северо-западнее города Екатеринбурга, в районе современных городов Невьянска и Кировограда. Под слоем торфа, на глубине 7-8 м, вокруг Шигирского озера в 1870-1880 годах было обнаружено россыпное золото, а в процессе его добычи – различные деревянные, костяные и бронзовые предметы. «Жемчужиной Шигирской коллекции, безусловно, являются деревянные антропоморфные скульптуры, обнаруженные на торфянике в конце XIX века. Проведенный несколько лет назад радиоуглеродный анализ одной из них – знаменитого Шигирского идола подтвердил, что это самая древняя и самая большая антропоморфная скульптура в мире» (ЧАИ, с. 3). Нас как раз будет интересовать этот самый деревянный лик.

«Знаменитый Шигирский идол – деревянная антропоморфная скульптура, был обнаружен в 1880 году в восточной части Шигирского торфяника в одном из разрезов Второго Курьинского прииска в слое торфа на глубине четырех метров. Вместе с ним найдены три деревянные ложки, два каменных орудия и весло. В музей УОЛЕ попало десять обломков этой скульптуры. Первая реконструкция (в виде человека со скрещенными ногами) была сделана Д.И. Лобановым. Позднее В.Я. Толмачев, тщательно сравнив и сопоставив обломки, предложил свою реконструкцию – массивную фигуру высотой около 5,3 м. Скульптура изготовлена из сосны. Основная ее часть – тулово – обработана в виде доски, на которой вырезаны изображения схематических человеческих лиц и геометрический орнамент, занимающий также и боковые грани. Нижняя часть фигуры представляла собой бревно, затесанное на конус. Округлая голова и плоский нос моделированы достаточно подробно: отмечены выступающий нос и надбровья, рот округлой формы показан высверленным углублением, глаза и щеки – единой плоскостью. На широких сторонах доски вырезаны четыре одинаковых человеческих лица: овал лиц не очерчен, показаны выступающие надбровья и носы, рот отсутствует…

В 1997 году в лаборатории Геологического института РАН в г. Москве и в лаборатории радиоуглеродного анализа истории материальной культуры РАН г. Санкт-Петербурга скульптура была датирована эпохой мезолита: 8680±140 лет тому назад…» (ЧАИ, с. 106-107). Я помещаю изображение этого лика на рис 1, заимствуя его из упомянутой монографии (ЧАИ, с. 167, рис. 22). Четыре изображения представляют собой вид одной и той же скульптуры с четырех разных сторон, но, примерно, в половину ее истинного роста, а четыре изображения справа являются нижней частью той же скульптуры, также изображенной с четырех разных сторон. Не исключено, что какие-то фрагменты данной скульптуры утеряны, так что ее реальная высота была еще чуть выше. Можно отметить существование впереди неких утолщений, так сказать, наплывов, первый из которых находится внизу, как бы завершая полный рост скульптуры, второй – завершая второй рост, третий (справа, на продолжении) – третий рост, и последний – половину роста. Если измерять высоту скульптуры половинами ее роста, то получается 7 половин, где 7 – сакральное число, связанной с луной (семь дней в неделе).

Было бы интересно определить, какое именно славянское божество изображено таким образом. При беглом осмотре лица скульптуры в глаза бросалась большая буква Р, отчего первой мыслью было чтение надписи как РОД, причем такое слово можно было прочитать в нескольких местах. Однако, подобная атрибуция не соответствовала иконографии изображения. У бога Рода обычно моделированы усы и клиновидная бородка, чего мы в данном случае не наблюдаем. Иными словами, никаких следов растительности на лице не видно, что заставляет предположить, что перед нами не мужское, а женское лицо, то есть вместо бога изображена богиня. При этом выражение лица – скорбное, какое не может быть ни у Макоши, ни у Живы. Следовательно, перед нами лик славянской богини болезни болезней и смерти Мары. Однако, разумеется, данное предположение следует проверить чтением надписей.

Общий вид деревянной антропоморфной скульптуры

Рис. 1. Общий вид деревянной антропоморфной скульптуры

Для чтения надписей рассмотрим увеличенное изображение Шигирского лика, как показано на рис. 2. На левом изображении в рамочке написано слово МАРА. Тем самым, данная надпись подтверждает принадлежность данного лика богине Маре. Слово МАРА можно прочитать и слева на фронтальном изображении лика. Наконец, то же самое слово МАРА еще раз написано и на правом изображении, так что атрибуцию данного лица как Мары можно считать доказанной. Но самая интересная надпись находится на фронтальном изображении, на левой щеке (правая половина лица от зрителя). Там можно прочитать слова БОГ ЗАГРОБНОГО НАРОДА. Хотя данная надпись вполне понятна, она пока не была ни разу встречена на ликах Мары. По сути дела она характеризует пока еще неизвестную функцию богини Мары – функцию охраны «загробного народа» именно как «народа», то есть, как живых людей, но в загробном мире. Таким образом, Шигирский лик из торфяника сообщил нам некоторую новую информацию, которой мы прежде не располагали.

Вероятнее всего, данная деревянная скульптура стояла на болоте, и ее должны были видеть издалека. Болото, которое позже стало торфяником, в таком случае понималось как царство мертвых, то есть, владение Мары. Не исключено, что такой мифологический образ, как черт, возник как переосмысление покойника, то есть, представителя «народа Мары». В пользу этого предположения говорит как то, что черти желают похитить душу живого человека, непременно овладеть ею, то есть, присоединить живого к мертвецам, так и то, что излюбленным местом проживания чертей являлись болота. Если к этому добавить то, что зооморфным обликом Мары являлся «козлик» (как гласит большинство палеолитических надписей с зооморфным ликом Мары), то представление о черте можно понять как некую помесь козлика с покойником.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.08MB | MySQL:11 | 0.469sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.668 секунд