В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 25, 2015

Где был Хазарский каганат в Крыму

Автор 05:03. Рубрика Исторические комментарии

Не могу не отметить и частное мнение исследователя по поводу рассмотренного мною графического отрывка:  «Строка состоит из нескольких отдельно выписанных знаков, нанесенных на пергамен черной тушью, которая резко дисгармонирует с коричневыми чернилами самого письма. Эти несколько знаков, своеобразно прочитанные О. Прицаком на булгаро-хазарском языке как «Я прочел (это)», являются в его интерпретации допол-нительным аргументом в пользу датировки письма circa 950. Я ни в коей мере не претендую на собственное мнение по поводу чтения рунических надписей, но столь безапелляционное и однозначно «удобное» прочтение знаков практически неизвестной письменности не может не вызывать настороженности. Эту настороженность полностью разделил крупнейший знаток рунического письма, мой старший коллега С.Г. Кляшторный, и окончательно подтвердил не менее крупный авторитет в данной области, член-корреспондент РАН проф. В.В. Напольских, опубликовавший свой комментарий к интерпретации этой надписи («К чтению так называемой "хазарской надписи" в Киевском письме» (Гольб и Прицак, с. 221-225). Позволю себе закончить данное дополнение цитатой из этого комментария: «Итак, с точки зрения лингвистической реконструкция «хазарского» слова из Киевского письма, предложенная О. Прицаком и прямо вытекающая из его прочтения рассматриваемой надписи, является абсолютно надуманной и невероятной» (Idem, с. 224)»[1].

Вывод науки не имеет отношения к сенсациям. Но из этого отрывка я узнал, что проанализированный текст был написан не карандашом, как это выглядит на фотографии, а черной тушью, тогда как основной текст написан коричневыми чернилами. Но в таком случае можно предположить, что карандашом (разумеется, в те века привычных нам карандашей в виде графитового стержня в деревянной оболочке не существовало, однако могли быть надписи просто графитом, или, исходя из немецкого слова «карандаш» как Bleistift, в виде «свинцовой палочки») были написаны русские владельческие подписи на копии письма.

Остановлюсь и на примечании 4: «В данном контексте также уместно отметить, что «Киевское письмо» явилось единственным еврейским документом, который был представлен в Париже на выставке «Святая Русь» (Музей Лувр, 5 марта - 24 мая 2010 г.). См. каталог выставки: Sainte Russie. L'art russe des origins á Pierre le Grand. Paris, 2010. P. 53».

Это очень любопытно в качестве попытки представить Святую Русь как  некое расселение еврейских общин. Именно поэтому я взял «Киевское письмо» в качестве образца такой тенденции, которая, разумеется, имеет отношение и к так называемой Крымской Хазарии.

Секретный доклад. Далее я решил процитировать первую же статью, которую мне выдал поисковик по запросу «Крымская Хазария» - статью [2]. В ней говорится: «В просочившемся в прессу секретном докладе раскрыто истинное происхождение евреев, их планы по колонизации Крыма и другое...  Ещё недавно появлялись новости о том, что сирийские повстанцы планируют отдать Израилю Голанские высоты в обмен на создание бесполётной зоны против режима Асада. На ещё более смелый шаг решился Израиль, решив, по крайней мере, временно переселить своих поселенцев из общин за пределами поселенческих блоков в Украину...У этого удивительного поворота событий ещё более удивительное происхождение: генетика - область, в которой давно преуспевают израильские учёные».

И далее следуют интересные исторические подробности.

«Хорошо известно, что в 8-9 веках, хазары - воинственный тюркский народ, обратились в иудаизм и правили большой территорией, которая позже стала южной Россией и Украиной. Что с этим народом случилось после того, как Россия уничтожила их империю примерно в одиннадцатом веке - оставалось загадкой. Многие полагали, что хазары стали предками евреев-ашкенази. В попытках отрицать исторические притязания евреев на землю Израиля арабы давно ссылались на хазарскую теорию. В ходе дебатов ООН о разделении Палестины, Хаим Вейцман саркастически заметил: «Это очень странно. Всю жизнь я был евреем, чувствовал себя евреем, а сейчас я узнал, что я хазарин». Более просто высказалась премьер-министр Голда Меир: «Хазары, шмазары. Хазарского народа нет. В Киеве я не знала ни одного хазарина. Или в Милуоки. Покажите мне хазар, о которых вы говорите».

С помощью своей книги «Тринадцатое племя» (The Thirteenth Tribe), вышедшей в 1976 г., бывший венгерский коммунист и учёный Артур Кёстлер донёс хазарскую теорию до более широкой аудитории, надеясь, что опровержение распространённого расового представления евреев положит конец антисемитизму. Понятно, что эта надежда не сбылась. Недавно книга либерального израильского историка Шломо Санда «Изобретение еврейского народа» (The Invention of the Jewish People) увела тезис Кёстлера в неожиданном направлении, утверждая, что поскольку евреи были религиозной общиной, произойдя от новообращённых, они не являются нацией и не нуждаются в собственном государстве. Однако учёные отклонили хазарскую гипотезу в связи с тем, что отсутствовали генетические доказательства. До недавнего времени.

В 2012 году, израильский исследователь Эран Элхайк опубликовал результаты исследования, претендующего на доказательство того, что хазарские гены - это единственный самый крупный элемент в генетическом пуле ашкенази. Санд провозгласил себя реабилитированным, а такие прогрессивные газеты, как Haaretz и The Forward раструбили результаты исследования.

Кажется, Израиль, наконец, признал поражение. Группа лучших учёных из ведущих научно-исследовательских учреждений и музеев недавно предоставила правительству секретный доклад, признавая, что европейские евреи - это на самом деле хазары. (Выльется ли это в очередное предложение пересмотреть текст «Ха-Тиква» ещё предстоит увидеть). На первый взгляд эта новость является очень плохой, учитывая неустанную настойчивость премьер-министра на необходимости признания Палестиной Израиля как «еврейского государства» и прекращение мирных переговоров. Но премьер-министра недооценивали на собственный риск. Один из его помощников пошутил, что когда жизнь вручает вам этрог, вы можете построить шалаш.

В неофициальном сообщении он объяснил: Сначала мы думали, что признание себя хазарами - это один из способов обойти требование Аббаса о том, что ни один еврей не может оставаться в палестинском государстве. Возможно, мы хватались за соломинку. Но когда он отказался это признать, это заставило нас поискать более творческие решения. Божьим посланием стало приглашение евреям вернуться со стороны Украины. Перемещение всех поселенцев в Израиль в короткие сроки было бы трудным из соображений логистики и экономики. Нам, конечно, не нужно очередное изгнание поселенцев из Газы. Говоря не для печати, высокопоставленный источник из разведки сообщил: «Мы не говорим о том, что в Украину вернутся все евреи-ашкенази. Очевидно, что это не практично. Пресса, как обычно, преувеличивает и стремится сделать из этого сенсацию; поэтому нам нужна военная цензура».

Хазария 2.0? Продолжаю цитирование: «Всех пожелавших вернуться евреев примут обратно даже без статуса граждан, тем более, если они примут участие в обещанном масштабном израильском военном сотрудничестве, в которое входят солдаты, снаряжение, и строительство новых баз. Если первое переселение пройдёт успешно, остальным поселенцам Западного берега также будет предложено переехать в Украину. После того как активизированная такой поддержкой Украина восстановит контроль над всей своей территорией, Автономная Республика Крым снова станет автономным еврейским образованием. Мелкомасштабный преемник средневековой Хазарской империи (как когда-то был известен и полуостров) на идише будет называться Хазерай...

По словам премьер-министра, никто не будет говорить евреям, где они могут или не могут жить на исторической территории их существования как суверенного народа. Ради мира он готов пойти на болезненные жертвы, даже если это означает отказ от части нашей библейской родины в Иудее и Самарии. Но тогда следует ожидать, что мы воспользуемся своими историческими правами в другом месте. Мы решили, что это произойдёт на берегах Чёрного моря, где мы более двух тысяч лет были коренным народом».

kaganat2.jpg

Рис. 2. Карта с широко протяженной Хазарией

Меня очень интересуют материальные следы этого двухтысячелетнего пребывания хазар на берегу Чёрного моря. Что касается карты, то в статье [2] она поясняется так: «Чёрное море. Показано присутствие хазар в Крыму и прибрежных регионах. Составитель: Ригобер Бонне, территория Римской империи. Восточная часть (Париж, 1780). В верхнем левом углу -  Украина и Киев. Справа: Каспийское море, обозначенное, как было принято, как Хазарское море».

А далее следует такой текст: «Анонимный источник из разведки также добавил: «Нам бы хотелось думать об этом как о некой родине вдали от дома. Или как о настоящей родине», - сказал он, подмигнув. «Всё-таки Герцль писал о Старой-новой земле, не так ли? И переселение не должно быть для жителей очень сложным, так как они всё равно будут чувствовать себя первопроходцами: пережить опасность, построить новое жильё, носить оружие. Женщины могут продолжить носить на головах шарфы, и еда не будет сильно отличаться от того что они ели раньше.

По словам уважаемого арабиста из Государственного департамента, оглядываясь назад, это можно было предвидеть: почти незамеченный доклад о том, что Россия пресекла израильскую контрабанду хазарских артефактов, решение Испании и Португалии предоставить гражданство потомкам изгнанных евреев, а также доказательства того, что бывшие служащие армии обороны Израиля возглавляли группы повстанцев, поддерживающих украинское правительство. И сейчас также остаётся вероятность, что пропавший малазийский самолёт был направлен в Среднюю Азию».

В конце статьи можно прочитать: «Большинство «средних израильтян», которые чувствуют, что Нетаньяху делает недостаточно для мира, но также сомневаются в искренности палестинцев, настроены скептически и пребывают в отчаянии. Одна женщина с грустью сказала: Мы все желаем согласия, но просто не знаем, как его достичь. Всё что мы видим сейчас - это Хазерай».

Я не буду комментировать желание евреев переселиться на Украину и в Крым, поскольку здесь нечего комментировать. Меня интересует: а существовала ли Крымская Хазария? В процитированной статье имеется изображение с такой подписью: «Воинственный народ: хазарский боевой топор, ок. 7-9 в.в.», рис. 3. И меня заинтересовал вопрос: а хазарский ли это топор?

 kaganat3.jpg

Рис. 3. Якобы хазарский боевой топор и моё чтение надписей

 

Я не стал читать абсолютно все надписи, особенно мелкие, которые лишь дублировали надписи крупными буквами. Я прочитал лишь две крупные надписи. На левой стороне топорика, наверху, имеется надпись: ЯРА РЮРИКА. А под ней - надпись РУСЬ. Иначе говоря, ничего хазарского - ни тюркских рун, присущих Салтово-Маяцкой культуре Саркела, ни языка тюрков,  ни иврита.

Для подтверждения правильности чтения я читаю более различимую надпись середины топорика. Тут можно увидеть слова, написанные в две строки: КРАЙ РУСИ РЮРИКА ЯРАИ опять - ничего хазарского, но вполне совпадающее по семантике со всеми крымскими артефактами.

Получается, что данные о Крымской Хазарии не подтверждаются артефактами.

Мнение Флёрова. А что говорят о Крымской Хазарии археологи? Привожу мнение одного из них, В.С. Флёрова: «Вернёмся к вопросу, поставленному в начале настоящего раздела: можно ли считать хазарскими города Тамани и Крыма, входившие какое-то время в состав каганата или не входившие? Для меня ответ категоричен - нет (выделено мною - В.Ч.).  Убедительных археологических данных для иного ответа я не нахожу. Какое-то количество носителей салтово-маяцкой культуры в Таматархе, Фанагории, Боспоре=Корчеве, Сугдее (как и в Херсонесе) присутствовало, но влияния на местную культуру и градостроительство они не оказали. В целом же я сторонник необходимости пересмотра крымского и особенно приазовского «вариантов» салтово-маяцкой культуры для VIII и IX-X вв. Предметом обсуждения могут быть заимствования, которые восприняли носители культуры, поселяясь в Крыму с VII в., если не ранее, в домостроении, в погребальном обряде, технологии изготовления керамики. Для Восточного Крыма эти новации начинал изучать A. B. Гадло (1968, 1969); в настоящее время работа продолжается (напр.: Зинько В. И., Пономарёв Л. Ю. 2005, 2007). Менее всего артефактов салтово-маяцкой культуры археология находит в византийских городах Крыма. Из собственного опыта: во время работы в Фанагории в 1970 г. на Центральном раскопе я был удивлён мизерным количеством керамики, которую как-то можно было связать с салтово-маяцкой. Те же впечатления оставили работы в Херсонесе в 1980 г.» [3].

 Оплот тюркских караимов. А вот рассуждения протоиерея: «До сего дня остаётся неразрешённый вопрос: исповедовали ли хазарские правители иудейство в его талмудической (раббанитской) форме - или же в получившей к этому времени широкое распространение на Ближнем Востоке и в Азии караимской традиции? Вероятнее всего, по мнению историка Семёна Дубнова, хазары приняли более упрощённую караимскую форму. Доктринально караимы не принадлежали к классическому иудаизму (выделено мною - В.Ч), так как их учение базировалось на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. По всей видимости, возникновение сектантского учения караимов являлось реакцией на господство авторитета устной традиции, зафиксированной в Мишне и Талмуде.

В пользу того, что караимы действительно были сектантским формированием (выделено мною - В.Ч.), говорит следующий факт. В 915 году в Багдаде как ответ на рост числа приверженцев нового учения появляется полемический труд известного еврейского авторитета Саадии Гаона. Автор полемизирует с ересиархом Ананом бен Давидом, чьи последователи, именующие себя «ананиты», слились в Х в. с караимами.

Последние начали считать Анана бен Давида главным идеологом их вероучения, а его «Книга заповедей», написанная на арамейском языке, стала рассматриваться караимами как важный вероучительный документ. Но даже это сочинение не могло заменить основной источник веры и религиозного права - Священное Писание. Этого требовал принцип-постулат, установленный самим Ананом бен Давидом: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на моё мнение». Воплощение этой идеи в религиозной жизни привело к тому, что после смерти Анана к адептам нового учения начали примыкать представители всевозможных антираввинистических сект (укбариты, тифлиситы, малекиты, даже иудганиты - секта, испытавшая влияние ислама).

Приблизительно к IX в. в результате систематизации взглядов представителей тех антираввинистических учений, которые примкнули к караимам, появляется однородная доктрина» [3]. - Получается, что караимы вообще были для иудеев «язычниками» и сектантами. Представлять их  евреями нет никаких оснований.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.2MB | MySQL:11 | 0.179sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

управление:

. ..



20 запросов. 0.322 секунд