В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 25, 2015

Где был Хазарский каганат в Крыму

Автор 05:03. Рубрика Исторические комментарии

Оплотом караимов Крыма автор считает Чуфут-Кале. «Крепость Чуфут-Кале, или, если быть более точными, Джуфут-Кале (в переводе с тюркского - «двойная крепость»), близ Бахчисарая являлась родовым гнездом крымских караимов. Когда она стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные фортификационные стены, таким образом, городище разделилось на две части, а крепость получила своё название» [3].

А в статье [4] мы читаем: «Чуфут-Кале - наиболее сохранившийся и самый посещаемый «пещерный город» Крыма. Расположился город на плато горного отрога, господствующем над несколькими соседними долинами. С трёх сторон плато окружено крутыми обрывами, дополнив которые стенами, основатели получили прекрасную оборонительную позицию».  - И публикуется несколько фотографий.

А далее говорится: «Когда был построен Чуфут-Кале, никто толком не знает. Известно, что тут жили ещё в неолите и у вездесущих тавров здесь была стоянка, но когда была построена крепость - вопрос открытый».

kaganat4.jpg

Рис. 4. Пещеры перед входом и моё чтение надписей

В статье [5] говорится: «Отправившись посетить Чуфут-Кале, уже перед входом Вы увидите разрушенные пещеры», рис. 4. Чтение надписей на этом рисунке я начинаю с верха пещер, с буквы Х, которая мне напоминает небольшой мужской лик. От этого места вправо я читаю слова: ХРАМ ЯРА МИРА РЮРИКА КРАЯ МАРЫ. Словом, то же самое, что на большинстве крымских скал.

А на нижнем ярусе скал я читаю слова: 33 АРКОНА ЯРА,  а правее - ХРАМ РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, этот храм Мары также основан крымским городом - Херсонесом Таврическим. Кроме ТОО, на верхнем ярусе можно видеть двойной лик (анфас и в правый профиль) женского карикатурного лица, который подписан: ХРАМА  МАРА.

Иначе говоря, ничего хазарского, тюркского или еврейского на комплексе пещер Чуфкт-Кале нет. Зато имеются русские надписи и лики русской богини.

Продолжу цитирование статьи [5]: «В настоящий момент наиболее распространённой гипотезой является то, что в 6-м веке нашей эры византийские власти построили на горе крепость для союзных аланов. Так или иначе, к 10-му веку здесь располагалось дружественное к Византии, и в первую очередь к Херсонесу гото-аланское княжество. Считается, что готы обосновались на Мангупе, а аланы на Чуфут-Кале».

На Мангупе, как я выяснил в моих предыдущих статьях, находилось кладбище воинов Рюрика, а о Чуфут-Кале говорилось, что там жили хазары. Но только что я показал, что в IX веке эти скалы заселили опять-таки люди Рюрика.

О жизни аланского княжества известно не много, чаще местечко стало упоминаться после его завоевания татарами. Считается, что в 1299 г. завоеватели взяли город, защитников истребили, а остальных обратили в рабство. Захватив город, татары назвали его Кырк-Ор (по одной из версий название переводится как «сорок крепостей»), дотатарское название до наших дней, к сожалению, не дошло. Вскоре в Кырк-Оре был организован центр вассального княжества и захватчики поселили здесь первых караимов. Позже город стал столицей Крымского ханства и был ею до тех пор, пока ханы не переехали в Бахчисарай. Этот момент стал определяющим в получении городом своего современного названия.

После ухода татар из Чуфут-Кале, его начали покидать и христиане, остались лишь караимы, свобода передвижений которых была ограничена. С этих пор город стал называться Чуфут-Кале, что означает Еврейская или скорее Жидовская скала, поскольку слово «чуфут» имело пренебрежительный оттенок. Караимский город получил такое название, так как караимы исповедовали хоть и обособленную, но все, же форму иудаизма, и поэтому татары считали их евреями. С момента завоевания Крыма Россией снимается запрет на передвижения караимов и город постепенно пустеет».

Иначе говоря, русские считали Чуфут-Кале татарским, татары - еврейским. - После этого, разумеется, мне захотелось подробнее рассмотреть артефакты этого города.

Продолжаю цитировать статью [5]: «Большинство туристов попадают в город через Малые южные ворота, так как это единственный официальный вход. Немного поднявшись по коридору, специально сделанному узким для облегчения обороны, Вы выйдете к 4-х ярусному комплексу пещер. Их называют «Христианским пещерным комплексом», хоть доказательств тому, что они были культовым местом, нет, а предназначение большинства из них, скорее всего хозяйственное. Бродить по пещерам никто не запрещает, чем многие и пользуются».

kaganat5.jpg

Рис. 5. Четырехъярусный комплекс пещер и моё чтение надписей

Я очень сомневаюсь как в христианской принадлежности пещер, так и в их хозяйственном назначении. Но для того, чтобы не предполагать, а утверждать иное, следует прочитать соответствующие надписи. А их тут немало.

Чтение я начинаю с ближайшего выступа скалы, который на фотографии находится слева внизу. Здесь над цокольной кладкой размещено два ряда каменных плиток с надписями, а над ними - женский лик анфас. На этом лике, на уровне глаз и носа я читаю датировку: 56 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление эта дата образует 912 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, иначе говоря, начало Х века н.э.

Затем на верхней, второй строке от цокольной кладки, я читаю название: ТО ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ЯРА. Уже из этой надписи следует, что перед нами находятся вовсе не хозяйственные постройки, а храм, но не христианский, а ведический. Храм Мары обычно посвящался умершим людям. Кем были эти умершие люди, можно понять, прочитав надпись строкою (рядом плиток) ниже: ВОИНОВ СКИФОВ. Таким образом, перед нами - храм и могилы воинов скифов (тех, которых современная археологическая наука считает таврами).

Отверстия пещер имеют разные размеры. Наиболее крупный проём и скальное пространство над ним имеет пещера на нижнем ряду, крайне правая. Над ней можно прочитать надпись: ХРАМ ВОИНОВ, а ниже мелкими и светлыми буквами даётся пояснение: КРАЙ ИМЕНИ РЮРИКА. Это пояснение чрезвычайно интересно. Хотя на первый взгляд оно лишь дополняет встречающуюся во многих местах надпись КРАЙ РЮРИКА, но, вообще говоря, родительный падеж многозначен, и может означать и КРАЙ, ЗАВОЁВАННЫЙ РЮРИКОМ, и КРАЙ, ГДЕ РОДИЛСЯ РЮРИК, и КРАЙ РАЗМЕЩЕНИЯ РАТИ РЮРИКА. А он, оказывается, КРАЙ ИМЕНИ РЮРИКА.

Но это словосочетание сразу наталкивает на ряд предположений о фонетическом развитии этого словосочетания. Так, выражение КРАЙ ИМЕНИ РЮРИКА достаточно длинно, и вполне могло сократиться до двух слов: КРАЙ ИМЕНИ. Но для тюркского произношения первое слово трудно в силу сочетания двух согласных кряду, и потому между ними тюрки вставляют гласный звук А, так что слово КРАЙ превращается в слово КАРАЙ. А второе слово в родительном падеже тоже сложно для тюркского понимания, и оно ставится в именительном падеже, из ИМЕНИ получается слово ИМЯ. А затем слова нарицательные КАРАЙ и ИМЯ склеиваются в имя собственное КАРАЙИМЯ как название местности. Но в местности КАРАЙИМЯ должны проживать жители, которые называются КАРАЙИМЫ. Или, в упрощенном произношении, имя местности становится словом КАРАЙИМ-КАРЫМ-КРЫМ, а имя жителей - КАРАИМЫ.

Караимы. Естественно, меня заинтересовало слово «караим» с точки зрения современной филологии. Википедия посвятила этой проблеме целую статью, которая начинается так: «Караи́мы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от др.-евр.- «караим», букв. читающие) - немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе».

Итак, мы видим, что тюрки из словосочетаний «КАРАЙ ИМЯ» отбросили и второе слово, сохранив первое в форме къарай. Что же касается якобы еврейского происхождения, то оно основано на омофонии. Так, В.В. Маяковский английскую фразу I'm even very well, as very badly передал, как якобы русскую фразу АЙ ИВАН В ДВЕРЬ РЕВЕЛ, А ЗВЕРИ ОБЕДАЛИ, хотя она означает совершенно иное (МНЕ ДАЖЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО, ИБО ОЧЕНЬ ПЛОХО).  Многие русские слова похожи на слова иврита и наоборот, например, от глагола СОХНУТЬ имеется форма третьего лица н. вр. мн. ч. - СОХНУТ, тогда, как на иврите СОХНУТ - название разведки. А название израильской газеты ГААРЕЦ напоминает русское слово ГОРЕЦ. Так что русское словосочетание КРАЙ ИМЯ вполне может напомнить еврейское слово КАРАИМ в смысле читающий.

Продолжу цитировать Википедию: «Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и Литвы (Тракай, Паневежис).

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. Лексический состав караимского языка отличается заимствованием ряда религиозных терминов из древнееврейского языка. Крымский диалект караимского языка (традиционное караимское название - Лешон Татар  - «язык татар») заметно отличается от диалектов караимов Литвы и Западной Украины, называвшихся караимами Лашон Кедар  - «язык кочевников». В настоящее время все диалекты караимского языка, за исключением тракайского, практически исчез».

Опять перед нами предстаёт омофония, где произнесенное еврейское словосочетание Лешон Татар для русского уха звучит, как ЛИШЕН ТАТАР, то есть, не ЯЗЫК ТАТАР, а НЕЧТО, ЛИШЕННОЕ ТАТАР. Замечу, что если бы слово КАРАИМ у татар было бы еврейским по происхождению, то сами евреи называли бы его не Лешон Татар, а Лешон Караим, то есть, ЯЗЫКОМ ЧИТАЮЩИХ.

Википедия старается дать и этимологию слова КАРАИМ: «Слово «караим» вошло в употребление в IX веке и изначально использовалось для обозначения религиозной группы». Сразу возникает вопрос, откуда известно, что это слово вошло в употребление именно в указанное время и именно для обозначения религиозной группы, а не всех крымчаков тюркского происхождения. Но указанное утверждение имеет ссылку, как бы отсылая читателя к тому автору и его труду, где это доказывается. Однако ссылка 16 ведет нас совсем к другому положению: «Этимология слова «караим» связана с ивритским глаголом кара (читать), связанным со Священным Писанием Микра). Образованная от него форма существительного карай (буквально «чтец») во множественном числе имеет форму караим («чтецы»)». - Однако это не ссылка на источник, а почти тавтология.

Весьма интересно и следующее замечание Википедии: «Семитическая (еврейская) теория. Согласно этой теории, караимы происходят от этнолингвистической или этноконфессиональной группы евреев, исповедовавших доталмудический иудаизм. Эта теория полностью разделялась самими караимами до конца XIX века. В настоящее время еврейская теория резко критикуется караимскими лидерами, в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом». Иначе говоря, в составе Османской империи караимы говорили то, чего от них хотели слышать богатые евреи, но в ХХ веке, став в СССР равноправным этносом с остальными, караимы убедились в отсутствии еврейского происхождения, хотя и не отрицали связи с иудаизмом.

Однако, вернемся к статье о Чуфут-Кале. Д. Крымский пишет: «Пройдя далее по улице условно называемой Кенасской, Вы сможете увидеть хорошо сохранившиеся кенассы - молельные дома караимов». И далее следует фотография такого дома.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.223sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.372 секунд