В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 25, 2015

Где был Хазарский каганат в Крыму

Автор 05:03. Рубрика Исторические комментарии

kaganat6.jpg

Рис. 6. Кенасса, молельный дом караимов, и моё чтение надписей

 

Кенасса. На первый взгляд, на этом здании нет никаких вывесок и надписей, а по архитектуре датировать его довольно сложно. Однако меня заинтересовали самые нижние плитки фасада. На них, как я понимаю, и были нанесены подписи.

На первых четырёх плитках я читаю слова: ДОМ И ХРАМЫ ВОИНОВ РЮРИКА ЯРА ВАГРИИ ЯРА. А под вторым проёмом слева от входа написаны несколько иные слова: ХАРАОНА РЮРИКА КРАЙ. Справа от входа я читаю слова: МАРЫ ХРАМ. Итак, у меня нет никакого сомнения, что перед нами находится храм Мары, богини смерти, где почитали умерших воинов Рюрика, пришедших из Вагрии Яра. Иначе говоря, это здание было построено вовсе не тюрками, они ими было лишь приспособлено для собственных молитв. Кроме того, под словами ДОМ РЮРИКА можно понять МУЗЕЙ РЮРИКА И ЕГО ВОИНОВ. - Понятно, что внутренняя обстановка этого ДОМА тюркам не была нужна и в какое-то время была заменена на нужную тюркам.

Сквозь проём справа от двери можно видеть стену дома. На уровне верхней части внутреннего окна на стене можно видеть мужское лицо анфас с усами и бородой; подпись слева от него и на нём гласит: МАСКА РЮРИКА ЯРА. Это означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ РЮРИКА ЯРА. Наконец, на черепице крыши, на ее нижней части слева в обращенном цвете можно прочитать слова: ХРАМ РЮРИКА ЯРА.

Этих надписей вполне достаточно, чтобы понять, что тюрки вообще, и караимы в частности пришли в Чуфут-Кале много позже русских воинов Рюрика, но воспользовались их постройками.

Теперь рассмотрим этимологию термина «кенасса». Википедия пишет так: «Кена́сса (также кенаса́, кене́са; кене́са́ караимск. кэнэса) - молитвенный дом караимов в Восточной Европе». Википедия продолжает: «Термин «кенасса» происходит от древнееврейского глагола «канос», что подтверждается в книге «Ган-эден» известного караимского богослова XIV в. рабби Агарона Второго Никомодио (1300-1369). Этим же словом (кенеса́) персидские евреи называют синагогу.

До 1911 года молитвенный дом караимов называли синагогой. В 1892 г. трокскими караимами была подана петиция о переименовании караимских «синагог» в «кенасы»... Ныне караимы используют преимущественно термин «кенаса» («кенеса», «кенасса») или "бет гаккенесет, буквально - «дом собрания» (первоначальное древнееврейское название синагоги, употребляемое также раввинистами)».

Итак, караимские богословы появляются много позже. Википедия отмечает: «Такие известные личности, как вероучитель Аарон I (1260-1320 гг., Солхат-Константинополь) и поэт Эрак (который перевел «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина на турецкий язык) жили и в Стамбуле и в Крыму.

Впоследствии (в XII-XV вв.) караимы Стамбула и Крыма активно сотрудничали в сфере создания религиозной литературы. Так, книги «Зехер рав», «Мифтах шерше лешон хаиври», «Сифре хахинух ле-петах тихва» были изданы в Стамбуле во времена правления султана Махмуда. Ветхий завет на тюркском языке крымских караимов, молитвенники и основополагающие работы караимских ученых были опубликованы в Крыму. Все эти издания субсидировались караимами Стамбула и Крыма». Иначе говоря, караимы появляются тут не ранее XIII века н.э.

Читаем статью дальше. «Продолжая путь, Вы минуете ряд руин и выйдите к Мавзолею Джанике, пожалуй, самому красивому сооружению на Чуфут-Кале».

kaganat7.jpg

Рис. 7. Мавзолей Джанике и моё чтение надписи

Мавзолей Джанике. «Мавзолей Джанике-ханым- почти полностью сохранившийся мавзолей XV в.- прекрасный образец «сельджукской» архитектуры. Находится в пещерном городе Чуфут-Кале к северо-востоку от площади, ближе к обрыву. Это монументальное восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное по ребрам граней резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении видно надгробие, украшенное изящной, словно орнамент, арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)», читаем мы в другой статье [6].

Однако если посмотреть, что написано на плитках, которые находятся слева от арки наверху крыльца мавзолея, то мы получим такую надпись (я повернул изображение на 90 градусов по ходу часовой стрелки): РЮРИКА МАРЫ ХРАМ. Вероятно, подобные надписи имеются и в других частях храма. Но и этой достаточно, чтобы опять понять, что данное здание было построено еще до хана Тохтамыша, хана Золотой Орды (1380-1395, умер в 1406).

kaganat8.jpg

Рис. 8. Оборонительная стена города и моё чтение надписи

Надписи на стене. Продолжаем чтение статьи: «Далее, за мавзолеем Вы увидите невысокую стену - это древнейшее сооружение города - оборонительная стена, за которой ещё можно увидеть сохранившиеся оборонительные рвы. Первоначально это была внешняя линия обороны, ставшая внутренней после того, как за ней поселили караимов, и для их защиты воздвигли ещё одну. В стене хорошо сохранились ворота Орта-Капу, соединяющие старую часть города и новую, где при татарах проживали караимы».

Действительно, за стеной именно поселили караимов, которых прежде здесь не было. Но поселили куда? Ответ на этот вопрос можно прочитать в разных местах. Та, на верхнем ряду кладки стены слева от прохода, можно прочитать слова: МАРЫ РУСЬ. Иначе говоря, ни о каких караимах, либо крымских татарах тут речь не шла.

А затем я обращаюсь к арке. На ней дважды написаны слова: ХРАМ РЮРИКА, что вполне соответствует уже прочитанным надписям на нескольких зданиях и пещерах.

kaganat9.jpg

Рис. 9. Наружная часть стены и моё чтение надписи

К сожалению, в этой статье нет фотографии наружной части стены. Но я обнаружил в другой статье, [7]. Рядом с фотографией можно прочитать такие строки: «На сегодняшний день на территории города-крепости Чуфут-Кале есть система укреплений, защитные стены, южные и восточные ворота, башни; улочки с узкими тротуарами, жилые дома, постройки караимов; мавзолей Джанике-ханым - дочери хана Тохтамыша; и пещерные помещения, выдолбленные для различных целей. Люди, привыкшие к комфорту, который нам даёт современная цивилизация, поражаются тому, в каких условиях проживало местное население того времени».

Как мы могли убедиться на предыдущих изображениях, ничего тюркского вообще и караимского в частности, на постройках Чуфут-Кале нет. Прибывшие сюда из Турции подданные Османской империи, освоили эти места, поселивших в уже существовавших со времен Рюрика постройках. Я тоже поражаюсь некоторым гастарбатерам Москвы тюркского происхождения, которые соглашаются жить в жутких условиях. Возможно, при освоении новых земель проблемы комфорта отступают на задний план.

На рис. 9 я читаю надписи на больших камнях слева от прохода. Тут можно прочитать слова: МАРЫ МАСКА, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ МАРЫ. Скорее всего, это изображение было нанесено на правую стену недалеко от прохода под аркой. Однако в силу перспективного сокращения это изображение слишком уменьшено, и я его не показываю.

kaganat10.jpg

Рис. 10. Моё чтение надписей на фрагментах рис. 9

Чтение на этой стене я хотел бы продолжить. Я выделил фрагмент слева от прохода, увеличив его в два раза, и начал чтение с верхнего ряда блоков. Здесь я прочитал слова: 32-43 АРМИИ ГОД РЮРИКА. Иными словами, шел 32-43-й годы по календарю Рюрика его армии. Слово АРМИЯ на европейской территории мне встретилось впервые. Если предположить, что Рюрика создал свою армию где-то к 5-му году после своего возведения в сан хараона, то датировка, возможно, пересчитывается в 37-48 ГОД ЯРА РЮРИКА, что при пересчёте в современное летоисчисление приводит к дате 893-904 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Полагаю, что это - датировка пребыванию тут воинского контингента Рюрика и отчасти датировка строительства.

На следующем ряду блоков, чуть ниже, я читаю слова: ЯРА РУСЬ, а еще ниже - привязку к городу: ВОИНЫ 33 АРКОНЫ ЯРА. Иными словами, воины пришли из Херсонеса Таврического. А на верхних кирпичах арки я читаю слова: ХРАМЫ МАРЫ, которые уже читал неоднократно. На самой арке я читаю слова: РУСЬ МАРЫ. ХРАМЫ РЮРИКА, что также было неоднократно прочитано, поэтому я не стал выносить это последнее чтение на поле дешифровок.

Однако тут имеется и нечто новое. На рис. 10 отчетливо видно на среднем ряду плиток (чуть возвышающимся над уровнем деревьев, видимых в проход) наиболее яркое слово, специально подведенное черной краской. Оно гласит: ЯРА, и чуть ниже и правее - ГРАД; а под ним видно продолжение, уже не подкрашенное: РЮРИКА. Насколько я понимаю, это и есть название древнего города: вовсе не Чуфут-Кале, а ГРАД ЯРА РЮРИКА. Это и понятно: при въезде в город каждый посетитель должен знать, как этот город называется.

Полагаю, что хотя я прочитал названия не на всех постройках Чуфут-Кале, общая картина уже появилась: город Яра Рюрика в горах был построен воинами 33-й Арконы Яра на рубеже IX и Х веков н.э., где их потомки и проживали примерно 3 века, вплоть до захвата Крыма воинами Османской империи.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.2MB | MySQL:11 | 0.177sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.323 секунд