В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 19, 2008

Культовые древности каменного века Каргополья

Автор 15:32. Рубрика Славянские боги


Фигурка медведя. «Особо интересны глиняные фигуры, получившие название бобовидных или эмбрионовидных. Они встречены на стоянках Финляндии, Карелии, Восточного Прионежья. Классические образцы этого типа найдены во время раскопок М.Е. Фосс в Кубенино. Это скульптурки без рук, с неразделенными ногами, слабо проработанными чертами лица, выступающим носом и нависающим надо лбом козырьком (Рис. 5-11). В Кубенино они были на полу жилища, поэтому считаются домашними покровителями или оберегами» (ОШИ, с. 33). Выше мы видели, что фигура Яра была изображена без его рук, а разведенные в стороны ноги принадлежали не ему, а его коню. Так что часть признаков глиняных фигурок принадлежала и роговой фигурке. Не является ли данная глиняная фигурка также изображением не домашнего покровителя, а богом? Подвергнем опять данную фигурку эпиграфическому анализу.

posoh3.jpg
Рис. 3. Моё чтение надписей на фигуре медведя из Кубенино

Моё чтение надписей на фигурке медведя. Фигурка медведя имеет не меньшие размеры, чем фигурка Китовраса (более 5 см), и сразу же наталкивает на предположение о том, что она имеет такое же культовое назначение. А именно: поскольку Медведица являлась зооморфным ликом Макоши, то и ее изображение предназначалось для мима Макоши. И его также носили на персях, то есть, на груди. Легко понять, что если на двух фигурках наиболее выдаются вперед и головы, имеющие более тонкие шеи, то именно за голову и можно было подвешивать фигурку на веревке. Однако данная фигурка всё-таки была найдена в помещении без человека. Так что возможно, что она предназначалась для ее подвешивания в комнате.

Теперь перейдем к чтению надписей. Надпись 1 читается МИШКА, надпись 2 - МАКАЖИ ЖИВОЙ, надпись 3 - ЯР МАКАЖИ. Таким образом, наше предположение подтверждается, и перед нами находится действительно зооморфное изображение Макоши в виде Мишки, относящееся к храму Яра.

На 4 и 5 фрагментах - надписи МАКАЖИ ЯРА и МАКАЖИ, на 6 - РУСИ ЗНАКИ НА КАМНЯХ. Слово ЗНАК нами встречено впервые. На фрагменте 7 можно прочитать слова ХРАМА ЯРА. Весьма интересны слова КАМЕНЬ ХРАМА ЯРА, которые, как я полагаю, передают особое название привески независимо от материала. И на таком камне непременно находились знаки Руси, к которым, возможно, относилась надпись ЯРОВА РУСЬ.

На 8 и 9 фрагментах можно прочитать слова МАСТЕРСКАЯ ХРАМА ЯРА, а на 12 - МАСТЕРСКАЯ МАКОЖИ. Понятно, что фигурка изготавливалась в двух мастерских: в храме Макоши изготавливали отличную скульптурку, а в храме Яра уснащали её соответствующими надписями. На 10 фрагменте мы снова читаем надпись ЯРА ХРАМ, что означает место приписки данного камня, а на фрагменте 11 - ТО ЗНАК И МИШКА. Эта последняя надпись представляется нам весьма важной, ибо Мишка, - знак богини Макоши, с точки зрения жрецов того времени, был не столь важен как ЗНАК, то есть, ЗНАК РУСИ. Так что принадлежность к общности под названием ЯРОВА РУСЬ значила для людей того времени много больше, чем принадлежность к одному из храмов.

Фигурка медвежонка. Внимание древних художников привлекали животные, знакомые по природному окружению и служившие предметом охоты, какие-то из зверей могли играть роль тотемов. На стоянке в местности Попово найдена роговая фигурка-подвеска, изображающая медвежонка (Рис. 5-8)» (ОШИ, с. 32). Выше отмечалось, что в неолите местное население занималось преимущественно рыболовством, так что изображать волка или медведя, весьма суровых хищников, им было вроде бы ни к чему. Так что опять исследовательница выдвигает гипотезу тотемного назначения артефактов. Поскольку она уже один раз ошиблась в подобной атрибуции, у нас возникают сомнения и в данном случае.

posoh4.jpg
Рис. 4. Моё чтение надписей на фигурке медвежонка

Моё чтение надписей на фигурке медвежонка. Медвежонок имеет меньшие размеры, чем фигурка медведя, и на нём заметно меньше надписей. Тем не менее, они есть. Надпись 1 - ЛИК МАКАЖИ (что вполне естественно - название фигурки), надпись 2 - МИМ ЯРА МАКАЖИ, ХРАМ ЯРА (должность владельца), РОД И ЯР, ХРАМ (скорее всего, место изготовления). Возможно, что перед нами - наперсный КАМЕНЬ МИМА, подобный тому, что мы рассматривали первым . Иными словами, отличительным священническим знаком мима помимо посоха являлся и наперсный КАМЕНЬ, изготовленный уже не из камня, а из рога.

posoh5.gif
Рис. 5. Мое чтение надписей на фигурках птички и человека

Глиняная птичка. «Есть и глиняная птичка, рис. 5-5», - сообщает Ошибкина (ОШИ, с. 32). На птичке можно прочитать слова: фрагмент 1 - ХРАМ ЯРА (дважды); фрагмент 2 - МАРЫ МИМА, фрагмент 3 - ЯРА ХРАМ, МИМ МАРЫ ЯРА. «На стоянке Веретье тоже обнаружена роговая антропоморфная фигура, уже без звериных черт (Рис. 5-4)» (ОШИ, с. 32). На этой антропоморфной фигурке я читаю: ЯР, ЯР, МИМ ЯРА.

Обсуждение. Скульптурные изображения животных и человека из рога и глины вовсе не являются воплощениями тотемов, а представляют собой культовые знаки различных священнослужителей, а именно - мимов разных богов. Так, медведица - знак мима Макоши (Яра), птичка - знак мима Мары (Яра), человечек (без рук) - знак мима Яра, человечек с лошадиными ногами (тоже без рук) - знак мима Скакуна Яра. Полагаю, что данные символы священнического достоинства носились мимами на груди.

Каменные фигурки. «На неолитических стоянках Каргополья найдено много скульптурных фигур из кремня, глины, рога. Они дают представление о духовной жизни и верованиях населения. Из неолитического слоя Сухого происходят кремневые фигурки - человек в динамичной позе, стилизованное изображение человека и «ёлочки», приземистое животное похожее на волка (Рис. 5-1, 2, 6, 13, 14), бобр, гусь, утка. Фигурка плывущей птицы из кремня найдена В.В. Шевелевым на стоянке Наволок (ШЕВ)» (ОШИ, с. 32). - Я не понял выражения о том, что найденные фигурки дают представление о духовной жизни и верованиях населения. Какое представление? О тотемизме местного населения? О фетишизме? Или, напротив, о прикладном искусстве?

На мой взгляд, пока не прочитаны надписи, говорить не о чем. Кроме того замечу, что у меня язык не поворачивается назвать почти плоские барельефы из кремня скульптурами. Внешне они очень напоминают каменные иконки с зооморфными обликами богов. Впервые я обнаружил надписи на камнях с таким способам обработки летом 2007 года на камне из Северной Америки. Теперь я применяю полученную технику чтения к данной группе камней. Техника эта состоит в том, что я рассматриваю наклонные грани периферии камня как фрагменты надписи с нанесенными на них буквами, которые можно читать либо в прямом, либо в обращенном цвете. И тогда оказывается, что данные камни начинают говорить. Это уже не пропилы на камнях и не складки одежды на рисунках, а грани двух соседних сколов или, напротив, незначительные углубления внутри скола (последнее видно в обращенном цвете). В данной статье эта техника применяется к неолитическим фигуркам из России впервые.

posoh6.gif
Рис. 6. Моё чтение надписей на фигурке плывущей птицы и елочке

Фигурка плывущей птицы и ёлочки. На фигурке плывущей птицы, которая была атрибутирована как утка, я читаю в прямом цвете на фрагментах 1-3: ЯРА ХРАМ, МИМ. Таким образом, данное изделие принадлежало миму храма Яра. На фрагменте 4 в прямом и на фрагменте 5 в обращенном цвете можно прочитать: СЕ МИМА КАМЕНЬ. ВЕСЕЛЬЕ ВСЕ ЕЩЕ ЯРА. Первое предложение теперь передано точно: ЭТО КАМЕНЬ МИМА. Под КАМНЕМ, как мы помним, подразумевалась некая культовая вещь с символикой бога для мима, но там каменный материал уже заменялся на рог или глину. Теперь мы видим подлинное каменное изделие. Второе предложение на первый взгляд неясно: причем здесь ВЕСЕЛЬЕ? Однако, после размышления, можно предположить, что речь идет не о приподнятом состоянии духа, но об иной семантике: ПОДВЕСКА, НЕЧТО ВИСЯЩЕЕ. Тогда это предложение можно будет понять, как ПРИВЕСКА ВСЁ ЕЩЁ ЯРА, иными словами, ПРИВЕСКА ВТОРОГО РАНГА ПО ВАЖНОСТИ, не столь важная, как наперсная привеска. Слова ВЕСЕЛЬЕ и ЕЩЕ встречены нами впервые.

Наконец, читаем фрагмент 6 в прямом цвете: СЕ ЯРА ЛЕБЯДЬ. Это - очень интересное предложение. Во-первых, тут впервые встречается слово ЛЕБЯДЬ, которое никогда прежде нам не попадалось. Во-вторых, водоплавающая птица, которая была атрибутирована археологами как утка, оказалась лебедем (здесь я бы не стал им пенять, поскольку по внешним чертам рельеф действительно ближе к утке, чем к лебедю). В-третьих, с Яром обычно связан орнитоморфный облик сокола, но не лебедя, так что данный, второй орнитоморфный иконографический облик Яра встречен нами впервые.

Теперь переходим к исследованию «ёлочки». Здесь все надписи читаются в прямом цвете, и направление чтения - снизу вверх. На правой части читаем, фрагменты 1-3: А ТО ЯРА ХРАМ. Фрагменты 4-5: ЯРА РОДА. На левой части, фрагменты 6-10: ЛИК РОДА ЯРА. Из этого следует, что в виде «ёлочки» изображен лик бога Рода, принадлежащий храму Рода. Однако и храм Рода, и лик Рода входят в святилище Яра.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.199sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.350 секунд