В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 24, 2012

Лейбниц о происхождении Рюрика и варягов из Вагрии

Автор 10:42. Рубрика Исторические комментарии

И это тогда, когда он буквально вымаливал у Ивана Грозного как милость, чтобы тот признал его равным с собою и сносился бы с ним напрямую, а не через новгородских посадников. Такая ситуация объясняется тем, что русской дипломатической практике того времени существовала довольно четкая система сравнительной оценки значимости зарубежных государств и их глав. И только с некоторыми из них Иван IV писался «братством»: с турецким султаном, с императором Священной Римской империи, с польско-литовским королем и с некоторыми другими. К менее значительным правителям о «братстве» не писалось. Были и такие правители, непосредственные сношения с которыми считались просто унизительными: с ними связь поддерживалась от имени государственных наместников. К таковым, в частности, принадлежали шведские короли, которых в Москве воспринимали лишь как регентов, т.к. они были избраны на королевство, и власть их была весьма ограничена (Густав I Ваза стал королем в 1523 г., наследственный характер основанной им династии был провозглашен в 1544 г.). В связи с чем в глазах Москвы Швеция не была королевством в полном смысле этого слова, из чего вытекало и неполноправие шведских королей.

Поэтому, актуальность решения вопроса о равенстве шведских монархов русскому царю для шведской стороны была чрезмерной (свое отношение к ним Иван IV подчеркивал перед польскими и датскими королями, что негативно сказывалось на международной репутации Швеции, итак не пользующейся большим расположением со стороны Польши и Дании). Вот почему, встречая нелицеприятные отказы царя, Густав I Ваза начинает войну 1555-1557 гг. (после двухлетней безуспешной осады русского города Орешек король вынужден был согласиться на невыгодный для него мир, опять же заключенный с новгородскими наместниками). Его сын и преемник Эрик XIV, стремясь сделать царя более сговорчивым, обещал ему выдать жену своего сводного брата Юхана, герцога Финляндского, младшую сестру польского короля Екатерину Ягеллонку, что и было обговорено в первой статье договора Швеции и России 16 февраля 1567 года. Сменивший Эрика XIV его брат Юхан III (муж Екатерины) продолжает борьбу со своим восточным соседом за право быть равным с ним, следовательно, за право Швеции претендовать на равные отношения с Россией. В начале 1570-х гг. между шведским королем и Грозным развернулась целая полемика вокруг данного вопроса, в ходе которой шведы, чтобы обосновать свои требования-просьбы, пошли на элементарный подлог и составили ложную родословную, роднящую династию Ваз с древними королями Швеции. Но при этом они глубже середины XII в. не опустились, не проявив, таким образом, никакого интереса к варягам, ибо те не имели никакого отношения ни к шведам, ни к их истории>>>[В.В. Фомин; «Начальная История Руси» М. 2008; 189 - 191].          

<<<В 1710 г. великий Г.В. Лейбниц, занимаясь, в силу возложенных на него с 1685 г. обязанностей придворного историографа, древностями герцогства Брауншвейг-Люнебургского и Ганноверского, включавшего в себя земли, на которые когда-то распространялась власть ободритов, в том числе земли вагров, и параллельно с тем (с начала 1690-х гг.) изучая историю России, сказал, что родиной варягов могла быть только «Вагрия, область, в которой находится город Любек, и которая прежде вся была населена славянами, ваграми, оботритами и проч.». Поясняя, что «Вагрия всегда была страною с обширною торговлею, даже еще до основания Любека», он заключил: «Поэтому название этой страны у славян легко могло сделаться названием всего моря, и русские, не умевшие, вероятно, хорошо произнести звук гр, сделали из Вагрии варяг».

При этом Лейбниц предположил, под влиянием французской историографии XVII в., утверждающей о выходе варягов из Дании, т.е. Вагрии, что «Рюрик, по моему мнению, был датского происхождения, но пришел из Вагрии или из окрестных областей» (важно подчеркнуть, что, зная исландские саги и историю скандинавских народов, Лейбниц, как и в свое время Мюнстер и Герберштейн, отождествил варягов не со шведами, а со славянами и в качестве их местожительства также назвал южнобалтийское побережье). Разговоры об этнической принадлежности Рюрика в 1717 г. вылились в настоящую дискуссию между учеными северонемецкого г. Гюстрова (кстати сказать, расположенного в бывших владениях славян-варнов, входивших в состав ободритского союза племен) Ф. Томасом и Г.Ф. Штибером, в ходе которой Томас, оспорив мнение о скандинавском происхождении Рюрика, вывел его из славянской Вагрии (сегодня археолог В.Я. Петрухин почему-то связывает факт отождествления вагров и варягов с именем Томаса, и видит в том «заказной характер». Но о ваграх как варягах говорили задолго до него немцы Мюнстер и Герберштейн).

В «Зерцале историческом государей Российских», написанном проживавшим в России с 1722 г. датчанином А. Селлием, хорошо знавшим предания Южной Балтики, Рюрик с братьями также выводится из Вагрии («три княжие, Рурик, Трувор и Синав все братья родные из Вагрии в Русскую вышли землю званны»). Селлий, надо сказать, являлся сотрудником Г.З. Байера, с именем которого принято связывать само начало норманизма. Именно по его совету он и занялся русской историей. Но во взгляде на этнос варягов Селлий был абсолютно независим от своего наставника. Этот факт, несомненно, объясняется тем, что в своем выводе датчанин вполне мог опираться на предания, бытовавшие в Дании, в том числе и среди дальних потомков вагров (в пользу такого вывода говорит и форма написания имени Синеуса как Синав). В 1728 г. профессор Г.Г. Клювер в истории Мекленбургского герцогства (вскоре переизданной) отметил ободритское происхождение русского князя Рюрика. В 1730 г. швед Ф.И. Страленберг, говоря, что западноевропейский хронист XII в. Гельмольд называет Ольденбург в Вагрии близ Любека, который по-славянски именуется Старгород, заключает: «И понеже оныи был столицею древних славян, того ради в воспоминание прежняго своего места по взятии России, сию резиденцию Новым градом именовали», и что с Рюриком пришли славяне и варяги. В 1741 г. М.И. Бэр в вышедшей на латинском языке «Мекленбургской истории» (через 18 лет был опубликован ее немецкий перевод) вслед за Ф. Томасом утверждал, что у «короля рутенов и ободритов» Витислава (Витслава, ум. в 795 г.) был сын Годелайв (Godeleibus), сыновьями которого были Рюрик (Rurik), Синао (Sinao) и Трувор (Truwor), и что первый из них со временем «основал Новгород и стал великим князем русов». При этом он отверг мнение шведа П. Петрея о выходе летописных варягов из Швеции. В 1753 г. С. Бухгольц, проведя тщательную проверку имеющегося у него материала, привел в своем «Опыте по истории герцогства Мекленбург» генеалогию вендо-ободритских королей и князей, чьей ветвью являются сыновья Годлиба Рюрик, Сивар и Трувар, ставшие, как при этом было подчеркнуто, «основателями русского дома».

То, что Мюнстер и Герберштейн зафиксировали живую традицию, которая долго держалась в землях Южной Балтики среди давно онемеченных потомков славян, подтвердил через 300 лет француз К. Мармье (его «Северные письма» были изданы в 1840 г. в Париже, а через год в Брюсселе). Посетив Мекленбург, расположенный на землях славян-ободритов и граничащий на западе с Вагрией, он записал легенду, что у короля ободритов-реригов Годлава были три сына ? Рюрик Миролюбивый (paisible), Сивар Победоносный (victorieux) и Трувор Верный (fidele), которые, идя на восток, освободили народ Руссии «от долгой тирании», свергнув «власть угнетателей». Собравшись затем «вернуться к своему старому отцу», они должны были уступить просьбе благодарного народа занять место их прежних королей и сели княжить соответственно в Новгороде, Пскове и на Белоозере. По смерти братьев Рюрик присоединил их владения к своему и стал основателем династии, царствующей до 1598 года>>>» [9].

Таким образом, среди антинорманистов оказался и российский историк и историограф, исследователь начальных этапов истории Древней Руси, доктор исторических наук, заведующий кафедрой Отечественной истории, профессор исторического факультета ЛГПУ Вячеслав Васильевич Фомин.

Пользователь Бен о варягах. 3 ноября 2012 года на сайте http://hotelgrohmann.com/forum/index.php?fid=3&id=1211590746 можно прочитать такое предположение пользователя Бена: «Варяжское море - древнерусское заглавие Балтийского моря. «ВАГРИЯ - историческое заглавие области, расположенной меж Балтийским морем и реками Травкой и Свентиной и полуостровом Фемарн. Вагрия была населена славянским племенем вагров, а с Х века подверглась опустошительным набегам германских феодалов и была захвачена ими в 1139 году». Почему-либо Вагрию никто из исследователей не связывает с варягами. «ВАРЯГИ - 1) дружины норманнов, совершавшие в IX-X веках грабительские походы в Западную Европу в поисках славы и добычи; 2) наемники-скандинавы (шведы, норвежцы, датчане), служившие в IX-XI веках русским князьям либо греческим императорам в роли воинов в дружинах и выполнявшие время от времени разные их поручения в качестве «слов» (послов) и «гостей» (купцов). От российских и греков это слово перебежало в арабский язык (варанг) и латынь. Происхождение слова «варяг» до этого времени совсем не установлено. Традиционно его связывают со скандинавским словом «var», употреблявшемся во множественном числе со значением «клятвы». Такое значение подступает к отношениям дружинника к вождю либо к князю и к взаимным обязанностям, соединяющим членов военно-торговых дружинных объединений. В древнерусском словоупотреблении термин «варяг» имел несколько значений. В ряде диалектов российского языка термин «варяг» встречался в обозначении маленького торговца-разносчика (отсюда глагол «варяжить», другими словами, заниматься маленькой торговлей в разнос). Это значение термина «варяг» восходит к чрезвычайно отдаленному времени, когда на Руси вели торговлю с «варяжскими» (скандинавскими) купцами. Отсюда вышло заглавие важного торгового пути Руси из варяг в греки». Современные скандинавы - это вправду, датчане, норвежцы, шведы. Но до германского завоевания это были славянские земли. Потому термин «варяг» мог обозначать просто славян Вагрии, тем паче что термин «вагр» мне на картах не встретился. Но для доказательства либо опровержения этого нужно разглядеть карту Вагрии, что я и делаю, рис. 1 (МЕР, с. 64, рис. 3). Обратим внимание, что все наименования городов здесь - славянские: Росток, Рёрик (Сокол), Руссов, Раков, Мекленбург (Микулин Бор), Варин, Сатов (Садов), Радегаст (Родов Дух), Байдов (этимология неясна), Рубов (Рубцов), Лисов, Шверин (Зверин), Кобров (Ковров), Вицин (Высин), Розенов (Розанов), Гюстров (Костров), Грабов, Белов, Краков. Лишь два городка носят не славянские имена: Висмар (хотя и здесь можно представить заглавие Взморье) и Верле (а здесь можно представить заглавие Верный). Заметим также, что Польша либо Полония представляет собой глубочайший тыл Вагрии. Возникает воспоминание, что слово ВАРЯГИЯ есть искаженный вариант слова WAGERIA. Вышло такое же искажение звуков при переходе от германских языков к славянскому, как в случае перехода славянского слова ПОМОРЬЕ в германское слово POMMERN, которое снова было взято в российский язык с новеньким искажением, как ПОМЕРАНИЯ. Слово ВАРЯГИЯ в германском варианте звучало сначала, как WAGERIA, а потом и WAGRIA. И это осознание полностью объяснимо с позиций германского языка, ибо WAGEN по-немецки значит «осмеливаться, отваживаться, рисковать»; следовательно, WAGER - «смельчак, человек риска», кем и были пираты-варяги, а WAGERIA - «страна отчаянных людей». Другими словами, карта Вагрии - это и есть карта Варягии. Заметим, что и по предположению Г. В. Лейбница, само слово «варяг» - это искаженное производное от наименования Вагрия».

Вполне понятно, что Бен не читал мою книгу «Вагрия» [5]. Однако он приходит к сходным с моими выводами.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.336sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.495 секунд