Реальное же воцарение Мернептаха произошло только после кончины отца, случившейся в Пер-Рамсесе между 29-м первого и 13-м числами второго месяца сезона Ахет. Традиционно надпись Мернептаха на стене грандиозной капеллы в Гебель эс-Сильсила, датированная 5-м днем второго месяца сезона Ахет считается отправной точкой нового царствования. Здесь же впервые появляется в первый раз царица Иситнофрет II, супруга Мернептаха, тезка его матери. Она также упомянута на двух стелах везира Панехси, расположенных неподалеку, и в Луксоре, на статуе Аменхотепа III, узурпированной Мернептахом. Она везде носит лишь один титул «супруга (или великая супруга) царя». На второй статуе Аменхотепа III, также узурпированной Мернептахом, изображена Бентанат II, дочь Рамсеса II и Бентанат I, сестры Мернептаха, ставшая его второй официальной супругой. У Мернептаха были сыновья Сети-Мернептах, его будущий наследник, воцарившийся под именем Сети II и Хаэмуас, принимавший участие в азиатских войнах отца. Предположение о существовании третьего сына Мернептаха, тезки отца, окончательно не доказано: на многих памятниках одновременно встречаются как надписи царевича Мернептаха, так и царя Мернептаха; вероятно, став царём, Мернептах «обновил» памятники, созданные во время его долгого пребывания «в царевичах».
Из этой статьи мы узнаём множество биографических подробностей, но ничего не сказано о русской культуре его заупокойного культа. Впрочем, в данной статье имеется изображение стелы:
Рис. 10. Стела Мернептаха, известная как Стела Израиля
Стела Мернептаха, известная как Стела Израиля (JE 31408). Египетский Музей в Каире. Как видим, вся стела испещрена египетскими письменами. Изображение помещено 15 марта 2003, является собственной работой музея. Википедия также отмечает: «Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела или Стела Побед Мернетптаха - надпись фараона Мернептаха (от 1213 до 1203 до н.э), которая нанесена на обратную сторону гранитной стелы, установленной фараоном Аменхотепом III. Она была обнаружена при раскопках Флиндерса Питри в 1896 в Фивах.
Стела получила большую известность из-за того, что является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «Isiriar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль». Большая часть стелы описывает кампанию Мернептаха против ливийцев». - Как видим, речь идёт о названии «Isiriar», где третий и второй звуки сзади образую дифтонг ИА, который в слоговом письме передать сложно. Звук «Р» почему-то передаётся как «Л», что производит впечатление натяжки. Так что связь с Израилем данного слова, как и всей стелы в целом, пока окончательно не доказана.
Рис. 11. Та же стела с усилением контраста
Между тем, если внимательно всмотреться в стелу, на ее верхней части проступает лицо, которое я постарался выделить на рис. 12. Кроме того, на стеле имеется масса тёмных участков, которые, как можно предположить, являются более крупными буквами каких-то надписей. Чтобы выявить надписи, необходимо усилить, насколько возможно, контраст изображения. Это я и произвожу на рис. 11. Теперь надписи стали видны намного отчётливее. Я выделяю рамочками те области, где можно прочитать надписи; сами надписи я читаю на рис. 12.
Рис. 12. Моё выделение ликов и чтение надписей
Прежде всего, я выделяю изображения, слегка подчеркивая черты лица. Видно, что наверху слились два лика. Слева можно видеть бородатое и усатое мужское лицо анфас, слегка развернутое влево. На очерченном вверху черной рамочкой фрагменте можно прочитать подпись - ЯР. Правее находится зооморфный лик животного семейства кошачьих анфас (возможно, с некоторым разворотом вправо). Ниже носа читается подпись - РОД.
На стеле имеется много надписей В центре я выделяю фрагменты, очерчивая их рамочками. Над ними имеется надпись очень крупными буквами, которую я выделяю в обращенном цвете. Это - надпись ЯР. Слева от нее, на фрагменте, очерченном черной рамочкой, читаются слова МАРА ЯРА, а справа, внутри белой рамочки - слова МАСКА ЯРА. Ниже этой надписи читаются слова ЯРА ХРАМ, а еще ниже - ЯРА МИМ. Слева ниже на фрагменте, выделенном белой рамочкой, можно прочитать текст ЯРА МАРА, а в самом низу - слова ЯРА ХРАМ.
Заметим, что эти слова по смыслу совпадают с тем, что написано на мумии и на саркофаге. Кроме того, поскольку египетские надписи и линии строки разрывают русские буквы, становится понятно, что египетские тексты нанесены ПОВЕРХ русских, то есть, выполнены позже. Так что русские тексты и изображения нанесены на стелу РАНЕЕ египетских. Следовательно, стела была изготовлена русской культурой, и только позже оштукатурена и покрыта египетскими надписями.
Рис. 13. Основание колонны из дворца Мернептаха в Мемфисе
Колонна из дворца Мернептаха. В городе Мемфис имеется храм Мернептаха, где до сего дня имеется основание колонны. Это изображение я заимствовал из Википедии, куда оно было помещено в июле 2004 года. На фотографии видно, что после обрушения основной колонны на ее нижней части осталась линия обломков, поверх которой имеется белая штукатурка с очень четкими линиями египетских иероглифов. Перед началом ряда иероглифов читается крупная русская буква Ы, и ряд других русских букв, возможно, образующих русское слово ХРАМЫ. То, что штукатурка с египетскими надписями находится выше русского текста, видно на примере буквы Ы, где линия строки русских букв оказывается ВЫШЕ строки египетских иероглифов, но правее буквы Ы оказывается замазана штукатуркой, причём не очень аккуратно.
Кроме того, затёки от штукатурки видны на нижней части основания колонны, где они образуют следы, напоминающие буквы. На мой взгляд, это и были углубления букв, так что тонкий слой штукатурки залил их полностью и даже перелился через их контуры, оставив, однако, буквы узнаваемыми. Поэтому я поставил себе задачу прочитать русские надписи на нижней части основания колонны, что я и делаю на рис. 14.
Рис. 14. Моё чтение надписей на нижней части основания колонны
Эти надписи лучше читать в обращенном цвете. Сначала можно выделить два слова, а именно ЯРА ХРАМА, затем слово РОДА частично заходит в очерченный черной рамочкой фрагмент. Под словом РОДА имеется расположенная ниже строка, на которой можно прочитать слово МИМ. Следовательно, данный храм Яра являлся резиденцией мима бога Рода.
А в выделенном фрагменте можно увидеть лик женщины в левый профиль. Лицо нельзя считать карикатурным, скорее оно весьма гармонично. На нём на уровне глаз читается подпись МАРА, а на уровне шеи - подпись ЯРА.
Рис. 15. Моё чтение надписей на верхней части основания колонны
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.366 секунд