В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 14, 2008

Наблюдения над наиболее русским из этрусских зеркал

Автор 16:44. Рубрика Чтения новых текстов

Наблюдения над наиболее русским из этрусских зеркал

В.А. Чудинов

До сих пор этрусские древности я описывал по рисункам из книг других исследователей. Однако в сентябре 2008 года мне представилась редкая возможность поездки в научную экспедицию в Италию с посещением Рима, где я смог посетить музей Ватикана. В залах с экспозицией остатков этрусской культуры я нашел и знакомое бронзовое зеркало. Целью моего посещения была фотография экспозиции и с одной стороны, проверка точности создания прорисей работниками музея (а, следовательно, и правильности моих дешифровок), а с другой стороны, выявления новых, не замеченных ранее надписей (не замеченных из-за их малости, или из-за сходства с продуктами коррозии). И, кроме того, иметь дело с подлинником всегда интереснее, чем с копией.

Сайт -http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D1%80%D1%83%D1%81%D 1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA (Википедия) даёт такое определение: «Этрусский язык существовал с 9 по 2 века до н.э. до его умирания в тогдашней провинции Этрурия в области сегодняшней Тосканы (которая так называется благодаря имени этрусков «туски»)». Таково понимание немецкой редакции Википедии. Русскоязычные источники сдвигают существование этрусского языка на один век и датируют его 8-1 веками до н.э.

Википедия даёт также красочную карту существования античных языков, рис. 1.

etruski1.jpg
Рис. 1. Карта античных нардов и их языков

Переход от черно-белого стандарта к цветному. Еще год назад я давал черно-белые иллюстрации к моим книгам и статьям. С одной стороны это было вызвано тем, что книги с черно-белыми иллюстрациями имеют нормальный производственный цикл, печатаются на обычной бумаге и их стоимость минимальна, тогда как цветные фотографии более капризны в работе, требуют более дорогих сортов бумаги, так что книга получается в 3-4 раза дороже обычной. С другой стороны, даже при наличии цветных плёночных фотоаппаратов черно-белая прорись рисунков для целей дешифровки и эпиграфических целей была предпочтительнее, ибо давала более резкое и контрастное изображение по сравнению с цветной фотографией. И с прорисями работал не только я, но и все известные мне эпиграфисты.

Однако в интернете предпочитали давать цветные фотографии, полученные цифровыми фотоаппаратами. Они, в отличие от плёночных, давали намного более высокое разрешение, и в этом смысле превосходили прориси, сделанные человеком от руки. А переход к новой приборной базе всегда сопряжен с появлением новых возможностей. Эти возможности я и решил проверить сначала на другом этрусском материале.

etruski2.jpg
Рис. 2. Колонна из Перуджи

Чтение надписи на колонне из Перуджи. На рис. 2 приведена фотография мраморной колонны из Перуджи с хорошо прочерченной этрусской надписью, заимствованная также из немецкой версии Википедии. То, что немецкая версия раздела об этрусках лучше иллюстрирована, имеет весьма простое объяснение: этрускологами в 19-20-х веках были преимущественно немцы. Поэтому их традиции описания Этрурии отличаются большей полнотой материала. В моей книге об этрусках я ее прочитал (ЧУД, с. 536-542), и сейчас сомнений в этом чтении у меня нет, поскольку этрусская надпись видна очень хорошо, так что ее прорись была осуществлена также на весьма высоком уровне. Однако сомнения может вызвать состояние фона. Мой опыт чтения палеолитических надписей подсказывает мне, что сам фон, то есть колонна без этрусских надписей, также может быть информативным, содержа менее контрастные надписи, которые не были прежде замечены исследователями. Для проверки этого предположения я взял фрагмент данного изображения, содержащий пробел между двумя абзацами, и привел его в увеличенном виде, что цифровая фотография позволяет сделать без потери разрешающей способности, рис. 3.

etruski3.jpg
Рис. 3. Фрагмент надписи на колонне из Перуджи и моё чтение неявной надписи

Если всмотреться в этот мраморный фон, то на нём можно заметить неявные буквы. Я их читаю. Они написаны слева направо (в отличие от этрусского текста), но начинаются с середины строки справа, и продолжаются строкой ниже. Надпись гласит: МАСТЕРСКАЯ ЯРА. ЯРА РУСЬ. Из нее следует, что Этрурия входила в Ярову Русь (к этому выводу я пришел только в этом году несколько месяцев назад, читая другие этрусские надписи), а непосредственным исполнителем данной колонны была мастерская храма Яра. Между тем, ни один исследователь о существовании данной надписи ничего не говорил. А она лишний раз свидетельствовала о том, что основным языком античности был русский, в том числе и в Этрурии.

В принципе, таких надписей на колонне из Перуджи не одна, а гораздо больше, они проступают между строк, но сейчас моей задачей является не подробное исследование фона колонны, а констатация того факта, что переход от прорисей к цифровой фотографии приносит новый эпиграфический материал. Полагаю, что данное моё предположение на рассмотренном примере полностью подтвердилось. Это позволяет мне надеяться, что и подробное рассмотрение этрусского зеркала, что является соей основной задачей в данной статье, также принесёт массу дополнительных сведений.

etruski4.jpg
Рис. 4. Табличка с прорисью рисунка на зеркале

Получение фотографии. Честно говоря, в одном из 4 этрусских залов музея Ватикана в Риме я вначале нашел не знакомое мне зеркало (все зеркала выглядели очень тусклыми, и их рисунок можно было разглядеть лишь после длительного всматривания), а знакомую прорись на табличке. Из этой таблички, подписанной по-итальянски и по-английски следовало, что инвентарный номер данной единицы хранения является 12 242, зеркало найдено во время раскопок в Вульчи, и датируется оно серединой пятого века до н.э. Никаких надписей на поясняющей табличке не отмечалось, хотя они были на самом зеркале.

Естественно, что я тут же вспомнил о своей дешифровке данного рисунка, рис. 2 (ЧУД, с. 421, рис. 146), где основная надпись гласила АДЛАНТ, Е СИ АТЛАС, то есть, АТЛАНТ, ЭТО ЕСТЬ АТЛАС. Иными словами, дан ПОЛИТИЧЕСКИЙ АТЛАС МИРА или, что то же самое, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА, где Атлантом являются две державы, Русь и Рим. Это можно прочитать на моих дешифровках, данные справа от изображения рисунка на зеркале.

etruski5.jpg
Рис. 5. Мои дешифровки текста зеркала № 12 242

Мне это зеркало дорого не только тем, что из двух стран-титанов первой названа Русь, но и тем, что упоминается Москва, а также стяг (знамя) Руси, и фрагмент изображения на знамени приведен как декор нижней части зеркала. Я часто возвращался в своих исследования именно к этому, наиболее знаковому зеркалу, и приводил его в качестве примера понимания роли Руси и Москвы в античном мире во многих своих работах. Естественно, что меня очень привлекло это зеркало и в музее Ватикана, и я его сфотографировал, рис. 6.

etruski6.jpg
Рис. 6. Фотография зеркала без вспышки

Освещение зала позволяло фотографировать без вспышки, что я и сделал. Однако при этом автомат фотоаппарата выбрал большое время экспозиции, и при съёмке без штатива, с рук, изображение смазалось, так что никаких тонких деталей на нём выявить не удалось. Зато стало понятно, что зеркало было не плоским, а вогнутым в части рисунка. То есть, выпуклая часть натиралась до зеркального блеска, а сторона с рисунком представляла собой вместе с ручкой нечто вроде невысокой сковородки. Кроме того, многие части зеркала по краям прокорродировали.

etruski7.jpg
Рис. 7. Фотография того же зеркала со вспышкой

Применение вспышки дало нужный эффект, изображение получилось предельно чётким, так что появилась возможность посмотреть все явные этрусские надписи, которых оказалось больше, чем я вначале предполагал. Кроме того, появилась возможность детально исследовать начертание каждой буквы, что очень важно с точки зрения этрусской палеографии, а также продолжит поиск ранее не выявленных надписей, ибо высококачественная фотография с высоким разрешением позволяет рассматривать фрагменты в натуральную величину и даже с некоторым увеличением.

etruski8.jpg
Рис. 8. Чтение фрагмента с надписью АТЛАНТ

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.412sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

управление:

. ..



20 запросов. 0.593 секунд