Фигурка якобы Буса Белояра. На совещании славянофилов в Красной поляне летом 1995 года А.И. Асов показал участникам небольшую фигурку, найденную в Московской области и относящуюся к Кавказу. Как обычно, ни об обстоятельствах находки, ни о методах атрибуции он слушателям не проронил ни слова. Просто явочным порядком он ввел некую историческую реалию, рис. 80 и 81, (АСР, с. 104 и 105).
Рис. 11. Передняя, женская сторона талисмана Асова
На первый взгляд тут нет никаких знаков, однако для их выявления следует, как обычно, пристально рассмотреть детали, желательно в увеличенном виде.
Рис. 12. Задняя, мужская сторона талисмана Асова
Сначала рассмотрим изображение женщины. Подпись гласит: «Талисман Белояровой веры, найденный в 1999 году под Москвой. Лицевая сторона: Матерь Слава» (АСР, с. 104). Как попал этот талисман к А.И. Асову, как была произведена его атрибуция и выявление имени Славы, какое отношение имеет этот талисман к Русколани - как обычно, в тексте данной книги не сообщается. Читателя ставят перед фактом, неизвестно кем и как полученным: вот Матерь Славы. Зная, что А.И. Асов имеет склонность фантазировать колоритнее всего именно насчет скульптурных изображений, я сразу же ставлю под сомнение полученный результат, и пытаюсь определить по надписям на самом талисмане, кого именно он изображает, и где изготовлен.
Рис. 13. Мое чтение надписей на лицевой стороне талисмана Белояра
Прежде всего, я читаю крупную надпись под грудью, где очень большими буквами протокириллицы написано слово РУНА, а внутри этой надписи, начиная с правого края буквы Р, вписано слово МАКАЖИ. Так что на данном изображении должны встретиться руны Макоши. А внизу на набедренной повязке можно прочитать слова МАКАЖЬ РУСИ. Следовательно, перед нами - не Матерь Слава, а Макошь Руси. Я уже давно обращал внимание читателей на весьма зыбкие атрибуции Асова как исследователя, но всегда приветствовал его как собирателя новых источников. И в данном случае я выражаю искреннее восхищение данной находкой А.И. Асова - это первое известное науке малое изображение этой богини.
Вдоль правого бедра тянется линия, которую для чтения необходимо повернуть горизонтально, что я и делаю. С помощью лигатур протокирилловских букв здесь можно прочитать слово МОСКВА. Таким образом, указано место изготовления. Если же более крупный фрагмент вокруг данной надписи обратить в цвете, можно прочитать слова: МАСТЕРСКАЯ МАКАЖИ. Вообще говоря, это само собой разумеется, поскольку религиозные и художественные изображения изготавливались именно в мастерских храма Макоши. А в середине правого крыла (на рисунке слева) можно прочитать слова ХРАМ МАКАЖИ. Вероятно - это указание на место постоянного хранения талисмана.
Рис. 14. Мое чтение оборотной стороны талисмана Белояра
Перейдем теперь к рассмотрению оборотной стороны, о которой А.И. Асов пишет: «Бус Белояр со свирелью под Ирийским деревом. На крыльях изображен небесный град» (АСР, с. 105). Поскольку лицевая сторона талисмана была атрибутирована неверно, возникает подозрение, что столь же неверно была атрибутирована и оборотная сторона. Это подозрение усиливается тем, что князь Бус Белояр держит в руках музыкальный инструмент. Такой атрибут приличествует актеру (миму), а не князю. Для проверки прочитаем надписи и на этой стороне.
Рассмотрим лицо персонажа в обращенном цвете, как показано на рис. 9. В прямом цвете здесь читаются слова: МАСКА МИМА, в обращенном - НА ЛИК РУСА С, и ниже, крупными буквами, РАВНИН КАВКАЗА. Следовательно, перед нами - вовсе не Бус Белояр, а именно актер (мим), хотя и С РАВНИН КАВКАЗА. На самой маске еще раз в обращенном цвете читаются слова МАСКА МИМА. А под маской, на груди, в обращенном цвете можно прочитать слова РУССКИЕ и, справа внизу на выделенном фрагменте, еще раз слово МОСКВА. В прямом цвете здесь читается слово ЛИК.
Я прочитал на обеих сторонах 22 слова, но их здесь, разумеется, много больше. Ведь в мою задачу входило не полное исследование данного памятника, а лишь его атрибуция. И она показала, что в число служителей храма Макоши в Москве входили некоторые актеры, выходцы с равнин Кавказа, где, однако, проживали русские. Ни о каком Бусе Белояре здесь речь не идет - это фантазии А.И. Асова. Что и следовало ожидать. Добавлю также, что надпись эль-Недима, где написано БЕРОЙ И И ВЕДИ ВЬ РУСКОЛАНЬ, относится к Х веку, и удостоверяет, что Русколань тогда существовала, тогда как по мнению А.И. Асова, можно говорить о падении Русколани в IV веке н.э.. Иными словами, русские приглашали эль-Недима пройти на территорию, которая, согласно А.И. Асову, уже более шести веков не существовала. В данном случае я склонен верить эль-Недиму, и не склонен верить А.И. Асову - уж больно высоко фонтанирует струя его фантазии.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.559 секунд