В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 21, 2018

Нефть для воинов Рюрика и другие новости археологии

Автор 15:34. Рубрика Чтения новых текстов

neft15.jpg

Рис. 15. Изделие якобы пермского звериного стиля

 

Металлическое изделие якобы Пермского звериного стиля. А затем я перехожу к исследованию металлического изделия якобы пермского звериного стиля. Я на него и не обратил бы внимания, если бы ни реплика Натальи Косаревой от 11 февраля 2018 года: «А где тут звери?» - А в самом деле: почему это пермский звериный стиль?  А подпись под рисунком гласит: «Семья, пермский звериный стиль. Из коллекций археологического музея К(П)ФУ. Подготовка к выставке посвященной к 140-летию Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете». Продолжая спрашивать в духе Натальи Косаревой, можно задать вопрос: «А причём здесь семья? Или это пермский семейный стиль?»

Словом, перед нами какое-то явное несоответствие, в котором мне захотелось разобраться. И я обратился к энциклопедии для разъяснения.

Википедия по поводу этого стиля пишет следующее: «Пе́рмский звери́ный стиль (Шаманские изображения, Чудские образки, Культовое литье) - разновидность звериного стиля, бронзовой художественной пластики VII в. до н. э. - XII в. н. э. лесной и лесо-тундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби. Предметы, выполненные в зверином стиле, находятся во многих музеях России, в том числе  в коллекциях Чердынского краеведческого музея,  Пермского государственного унивеситета,  Государственного исторического музеяГосударственного Эрмитажа и других».

neft16.jpg

Рис. 16. Моё чтение надписей на изделии, показанном на рис. 15.

«Изучение Пермского звериного стиля началось в конце XIX - начале XX в. Все исследователи сходятся на местном происхождении Пермского звериного стиля. В настоящее время возможно говорить о пермском зверином стиле как о локальном варианте урало-сибирского звериного стиля. Также исследователи выделяют и другие центры или локальные варианты урало-сибирского стиля, например, в Томско-Нарымском ПриобьеПрикамье, горно-лесное Зауралье.

В 2010 году в серии, посвящённой культурным феноменам Пермского края, вышла книга, названная в прессе учебником или энциклопедией по пермскому звериному стилю - «Свидетельства утраченных времён. Человек и мир в пермском зверином стиле» Александра Доминяка  (издательство «Книжный мир», 2010 г.). Она содержит классификацию предметов, выполненных в этом стиле, а также запечатлённых на этих предметах сюжетов. Кроме того, в ней рассматриваются возможности применения этих предметов и делается попытка построить картину мира древних ломоватовцев - авторов пермского стиля».

neft17.jpg

Рис. 17. Типичное изделие пермского звериного стиля (Википедия)

Меня заинтересовало, что написано на типичном шаманском изделии древних сибиряков. Первое, что меня удивило, это наличие русских надписей. Так, первые три надписи находятся над головой задней птички, затем второго зайца-всадника и, наконец, над головой первого зайца: МАСКА МАРЫ ХРАМА, а на крупе лошади - слова: ХРАМ МАРЫ РИМА ХАРАОНА.  Поскольку хараон в истории человечества  был только один, Яр Рюрик, то речь идёт о ХРАМЕ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА РЮРИКА.

А из этого следует, что речь идёт об эпохе Рюрика, о метафорическом изображении его в виде животных как символов. Иными словами, это изображение не привязано именно к Пермскому краю, а зверушки являются просто символами. То есть, стиль является и НЕ ПЕРМСКИМ, и НЕ ЗВЕРИНЫМ. А из этого можно понять и надписи  на изделии, которое показано на рис. 15.

На верхней части изделия написано: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ВИМАН РУСИ МАРЫ, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РЮРИКА ЕВРАЗИИ. А затем я рассматриваю надписи на ликах якобы «членов семьи». На левом: МАРЫ МАСКИ 30 АРКОНЫ РЮРИКА, на центральном: 33 АРКОНЫ РЮРИКА, на правом: 35 АРКОНЫ РЮРИКА. На современном русском языке это означает: ТЕЛА УСОПШИХ - ЗАПАДНОГО КАИРА, ЛАДОГИ, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. И сравнительный размер ликов передаёт образно количество погибших воинов - больше всего из Великого Новгорода, затем - из Западного Каира и, наконец, из Ладоги. Таков смысл данного изделия.

Осталось узнать, какое отношение данный артефакт имеет к Пермскому краю. Для этого я читаю сначала слово, образованное ногами и туловищами персонажей - МАСКА. А затем то, что написано на горизонтальной поверхности, образованной соприкосновением тел на уровне плеч: ХРАМА ВОИНОВ ВИМАН СКИФИИ. Иначе говоря, ИЗОБРАЖЕНИЕ (ПОГИБШИХ ВОИНОВ ИЗ) ХРАМА СКИФИИ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РЮРИКА. Это и есть реальный смысл данного изделия как символа памяти тех погибших воинов, которые были набраны в ВВС Рюрика из данной местности.

Но в таком случае получается, что археологи дали совершенно неверную трактовку найденных в данной местности изображений.  Впрочем, это не первая неверно понятая археологами археологическая культура.

neft18.jpg

Рис. 18. Дореволюционный план «старинной крепости Мангуп»

Мангуп как главный город средневекового Крыма. Об этом можно прочитать в заметке [13]: «Это первая экспозиция, в которой собраны предметы всех семи временных периодов города-крепости - от Римской до Османской империи.  Как рассказал директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, выставка «Мангуп - древний город в крымском поднебесье» приурочена к 50-летию Мангупской археологической экспедиции, 70-летию ее руководителя Александра Герцена и 100-летию Бахчисарайского дворца-музея: «Выставка содержит более 300 экспонатов, большинство из которых впервые представлены широкому осмотру, - отметил он. - Центральный макет был сделан специально по заказу Таврического музея Тарвиды. 

Подготовка к выставке заняла почти полтора года, хотя ее устроители рассчитывали уложиться в срок, поскольку 50-летие начала регулярных научных исследований Мангупа отмечалось в 2017 году. По словам руководителя Мангупской экспедиции, декана Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского Александра Герцена, все действующие историки и археологи Крыма прошли через раскопки столицы древнего княжества Феодоро. 

- Мангуп - это молодежный проект, стартовый капитал, от которого отталкиваются и идут далее, - подчеркнул он. - Мангуп все-таки господин «нет», и всем, кто прошел Мангупскую экспедицию, оставил мозоли на руках и усложнил рельеф извилин на коре головного мозга». 

Куратор выставки, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков Таврической академии Крымского федерального университета Валерий Науменко уточнил, что экспонаты на выставку предоставили три музея - Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, Центральный музей Тавриды и археологический музей Крымского федерального университета. 

- Выставка готовилась долго, по хронологии задумывали к 50-летию экспедиции, но что-то мешало постоянно, - отметил Науменко. - Рассчитываем, что всю весну и лето она пробудет в музее Тавриды, чтобы студенты, интеллигенция, гости Крыма могли познакомится с таким уникальным собранием, затрагивающем 7 временных периодов истории полуострова, отразившихся в жизни Мангупа.  Уникальность Мангупа в том, что жизнь этого города продолжалась на протяжении 15 веков - с III римского века до XVIII османского. Его архитектура запечатлела следы зодческой мысли в оборонительных стенах, храмовых комплексах, некрополях и крепостных башнях.

- За время раскопок найдены десятки тысяч предметов, массив материалов, который оценить сложно, - уточнил Науменко. - На выставке предметы сгруппированы по отдельным направлениям и сюжетам - римские святилища, княжеские династии, Византия и Османская империя».

 neft19.jpg

Рис. 19. Участок Центрального музея Тавриды, посвящённый Мангупу

 

Отдельно представлены зарисовки русских художников, которые в разное время присоединялись к Мангупской экспедиции, и репродукции фотографий Александра Бертье-Делагарда.  «Первые раскопки провел граф Александр Уваров в середине XIX века, самые масштабные проходили в 1912-14 годах, а в 1967 году Симферопольский государственный университет начинает раскопки на регулярной основе, - сообщил Науменко. За это время на территории Мангупа открыто 40 комплексов и 20 объектов в округе, связанных с ним. Один из самых загадочных предметов - плита с Ольвийским декретом, относящимся к середине I века. По какой-то причине лапидарный документ покинул Херсонес и оказался в Мангупе. Исследователи полагают, что здесь не обошлось без деятельности римского экспедиционного корпуса, о присутствии которого говорит статуэтка Гермеса, найденная на Бабулгане, и импортная стеклянная посуда, извлеченная из могильника. Кем были первые мангупские князья доподлинно не известно, но в период рассвета феодоритов православное государство выпускало посуду с монограммами, изготовляло кресты и пряжки, представленные на выставке. 

- Османский период Мангупа малоизучен, но город был в числе 8 крупных в Причерноморских владениях, - пояснил Науменко. - Османы вторглись в Крым в июне 1475 года, Мангуп оказывал сопротивление до декабря. Курительные трубки османского периода, фаянсовая керамика, кувшины, литейные формы для пуль, остатки турецкой пушки, наконечники стрел, доспехи, стремена, шпоры, фигурки шахмат и кости - все говорит об активной жизни в городе на протяжении XV - XVIII веков.
Архивные фотографии Александра Бертье-Делагарда показывают крепостные стены, башни и мостовые пролеты, еще возвышающиеся на территории Мангупа и не поросшие зеленью, как сейчас
».

Кратко и интересно изложена история Мангупа, однако о том, что здесь находится кладбище воинов Рюрика - ни слова. Но несомненный интерес вызывает дореволюционная карта Мангупа, рис. 18. Она называется: ПЛАНЪ СТАРИННОЙ КРЕПОСТИ, НАЗЫВАЕМОЙ МАНГУПЪ. Наверху дана врезка: ВИДЪ МАНГУПСКИХЪ РАЗВАЛИНЪ НА ПЛАНЕ ПОДЛИСТА АВ. Остальные обозначения написаны слишком мелко, однако кое-что различить можно. Так, пункт D - ПЕЩЕРЫ. Н - ФОНТАНЪ С ВОДОЙ,  К - ЖИДОВСКАЯ ДЕРЕВНЯ, L - ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ. Полагаю, что под названием ЖИДОВСКАЯ ДЕРЕВНЯ обозначена та же деревня крымских татар, что и ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ, но татар, принявших иудаизм, то есть, деревня караимов.

Понятно, что определённое археологическое изучение  Мангупа началось ещё до революции и задало направление дальнейших исследований этого места.

neft20.jpg

Рис. 20. Макет крепости Мангуп в Музее

С моей точки зрения русская история Мангупа пока вообще не изучена, хотя у археологов сожаления направлены на плохое изучение османского периода Мангупа.

Обсуждение. С каждой моей новой статьёй, где я анализирую достижения археологии, я могу радоваться лишь появлению новых артефактов, которые могут нам помочь реконструировать древность, но никак не глубине изучения самих артефактов.

Отсюда меня заинтересовало, что понимается под археологией. Википедия пишет: «Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος «древний» + λόγος «слово, учение») - историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам». Иначе говоря, научный статус понятия «историческая дисциплина» не совсем понятен: это наука, преднаука, метанаука, или что-то ещё.

Иду по ссылке «историческая дисциплина». Но вместо статьи «Историческая дисциплина» я встречаю определение истории, хотя и с пояснением: «Эта статья - о научной дисциплине». Хотя дальнейшие рассуждения меня повергли в шок: «Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление, добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов». Но древние греки подписывали свои сооружения по-русски, то есть, они ретранслировали русскую культуру на своей почве, заимствовав русский термин ИССТАРИ, и передав его, как ИСТОРИЯ.

А вот С.В. Утехин [14] полагает: «Слово история - греческое. Насколько известно, оно стало проникать в русский литературный язык с XII века. Восходит оно к тому же индоевропейскому корню, что и русские слова видеть и ведать (а также немецкое wissen "знать" и английское wisdom "мудрость"). У древних греков один из глаголов, производных от этого корня, употреблялся в значениях "осведомляться", "выведывать", "собирать сведения, свидетельства", одно из существительных - "сведущий человек" (в частности, сведущий в вопросах права, который может разобраться в свидетельствах).
Отсюда  ιστορία - осведомление, разузнавание, исследование, изучение; затем - полученные таким путём результаты, научные выводы; наконец - изложение полученных результатов, повествование. Большинство этих значений греческого слова в той или иной мере сохранилось в заимствовавших его европейских языках, в том числе в русском
».

Я полагаю, что этот исследователь пошёл по ложному пути, анализируя не понятие «истории», а понятие «знания». Я это отмечаю в связи с тем, что ложно понятая этимология слова наталкивает и на ложные выводы из этого значения в дальнейшем.

Собственно говоря, Утехин убеждается в этом и сам, когда заявляет: «Греческое слово μέθοδος (из μετά οδός, буквально "в пути") означает "путь исследования", "исследование", т. е. почти то же самое, что "история" в общем смысле. Ради смягчения плеонастического эффекта можно, пожалуй, вместо "исторический метод" говорить "исторический подход". Иногда, говоря о своём занятии, историки называют его ремеслом, практикой истории». Я полагаю, что греки не были столь недалёкими, чтобы применять два синонима (ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ) вместо двух полноценных слов разного смысла, ИССЛЕДОВАНИЯ СТАРИНЫ. Так что позиция Утехина алогична.

Следующее его заявление: «История - занятие автономное и самодовлеющее, наука чистая, а не прикладная». Для меня это - свидетельство незнания методологии науки. Ибо понятие «занятие» не входит в число базовых понятий науки; далее - науки не делятся на чистые и грязные, а понятие «прикладная наука» противопоставляется понятию «фундаментальная наука». Иначе говоря, автор полагает, что история - наука фундаментальная. Но вместо доказательства этого положения он даёт ссылку на некий собственный разговор со студентом: «Помню, в 1970 году, по избрании меня профессором русской истории Пенсильванского государственного (штатного) университета, репортёр студенческой газеты спросил меня, relevant ли заниматься историей. То есть, стоит ли или, по тем временам (это было время студенческого "революционного" буйства), злободневно ли. Ответил, что заниматься историей интересно, и этого вполне достаточно». - «Заниматься» в каком смысле? Читать книги по древней истории для самообразования? Обучать истории школьников, студентов, аспирантов? Выступать оппонентом при защите кандидатских или докторских диссертаций? Являться рецензентом научных журналов? Писать популярные статьи с популяризацией тех или иных древних эпох? Изучать древность для получения новых научных выводов?

Увы, вместо употребления строгой терминологии я вижу некоторые иносказания. Хотя далее следует интересное заявление: «Классики нашей дисциплины, начиная с Геродота, утверждали (обычно не на словах, а на деле), что важнейшая часть исторического подхода - критика источников, то есть установление их подлинности (внешняя критика) и определение степени достоверности содержащихся в них сведений (внутренняя критика). Казалось бы, это очевидно и в доказательствах не нуждается».

Возникает вопрос: применимо ли это положение к археологическим артефактам, которые также являются историческими источниками? Казалось бы, в полной мере. Однако ни в одном случае, который я рассмотрел в данной статье, подобное критическое рассмотрение со стороны археологов не производилось. И я постараюсь под этим углом зрения рассмотреть мои замечания по упомянутым в данной статье археологическим  заметкам.

Так, первая из них посвящена нахождению амфоры с нефтью в районе Темрюка. Само по себе нахождение амфоры - это обычное достижение археологии. Определение содержимого - что оно было не вином и не маслом, уже требует хотя бы поверхностного анализа. Этот шаг был сделан, что похвально, и было определено, что там было найдено смолообразное вещество, которое можно себе представить, как продукт эволюции нефти.

Разумеется, можно было бы продолжить исследование и определить примерный сорт нефти - лёгкая или тяжёлая. Из чего можно было бы строить предположения о возможном её назначении для потребителя. Но это уже был бы второй шаг от обыденности, обращение к химикам, и на него пока археология не способна.

Обычно все амфоры подписаны. И если бы археологи высказали такое предположение, они просто выполнили бы свой научный долг на уровне обыденности. Но они этого не сделали. Первым шагом после констатации наличия письменности было бы определение языка. А вторым шагом - прочтение надписи, третьим - его истолкование. Но поскольку не был произведён даже нулевой шаг, все остальные оказались невозможными. Эти 4 шага, начиная с нулевого, выполнил за археологов я. За что, собственно говоря, меня археологи и недолюбливают.

Далее, археологи предположили, что нефть добывалась где-то поблизости. Но ни на одно древнее месторождение нефти, или на следы её древней добычи, они не указывают, так что предположение осталось не доказанным. Осталось непроверенным и другое предположение - что нефть шла на рынки. Мои чтения показали, что нефть потреблялась, а сами амфоры контролировались воинскими частями ВВС Рюрика. Однако эти выводы для археологов прозвучат как нелепая фантазия, тогда как для меня, напротив, они существенно пополняют картину инфраструктуры существования ВВС Рюрика.

Таким же пополнением знаний о гарнизонах ВВС Рюрика послужили так называемые «камни-паутины» из Дании. Насколько я понял из чтения надписей на них (которые, как обычно, были совершенно не замечены археологами), это были схемы размещения чего-то в армейских гарнизонах. И эти схемы были двух сортов. Полагаю, что публикация более крупных изображений дала бы мне возможность понять, что именно располагалось на этих схемах.

Любопытно было познакомиться и с мнением неподготовленных читателей по поводу изучения мной эпохи Рюрика. Вместо радости по поводу понимания ещё одного штриха жизни наших далёких предков, той радости, с которой археологи встречают  находку ещё одного древнегреческого артефакта, происходит ироническое восприятие не только имени русских ведических богов, но даже имени Рюрика, которое рифмуется со «шмуриком». Этот неологизм мне пока неизвестен. Правда, у могильщиков имеется близкий к «шмурику» жаргонизм «жмурик» для обозначения любого покойника, но это столь негативная коннотация, что подобное пренебрежительное отношение рядового читателя к имени основателя русского государства я встречаю впервые.

На грунтоглифе из Флоренции я, прочитав надписи, понял, что речь идёт о некрополе ВВС Рима. Вероятно, такие некрополи расположены в разных частях Италии, а не только на её севере. Хотелось бы набрать статистику и по таким захоронениям. А на черепах инопланетян из Паракаса в Перу я впервые прочитал явные надписи (хотя там имелись и неявные надписи). Оказалось, что эти черепа являются промежуточными формами между подлинно марсианскими и человеческими. Поэтому эти формы следует изучить дополнительно.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.27MB | MySQL:11 | 0.211sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.374 секунд