В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 13, 2016

Олесь Бузина о Ладоге

Автор 15:43. Рубрика Рецензии на чужие публикации

 Олесь Бузина о Ладоге

Чудинов В.А.

Я уже исследовал мнение Олеся Бузины о Киевской Руси [1]. Если там я рассматривал в основном главу «Киевская Русь уже не Киевская», то теперь - главу «Славяне - данники Руси» [2:25-36]. Глава начинается с эпиграфа: «Византийцы писали, что славяне были данниками русов». А путешественники с арабского Востока описывали русов как «людей, подобных пальмам», торгующих девушками» [2:25]. - На опыте сличения перевода А.А. Бычкова книги Маша о Ретре я понял, как много отсебятины могут дать переводчики, которые часто даже за счёт выбора синонимов могут исказить суть текста оригинала.

Поэтому я не доверяю этому эпиграфу, особенно, поскольку он не имеет ссылки на книгу и страницу.

obuzina1.jpg

Рис. 1. Лапинлинна («Лопарская крепость») как скала и моё чтение надписей

Название Ладоги. Автор «Повести временных лет» не знал имена норманнских конунгов, правивших в Ладоге, до того, как она была разрушена после восстания славян и финнов в середине IX века. Для него они были просто «варягами из заморья», которые «имаху дань на Чюди и на Словенех, на Мери, и на Веси, и на Кривичах».

Но скандинавские саги сохранили воспоминание об этом первом периоде Руси - в том числе и о первых королях Ладоги, которую норманны называли Алдейгюборгом (от финского Аллоде-йоки - Нижняя река). Эта информация хорошо известна историкам. И российским, и украинским.

Вот что пишет в опубликованной в 2011 году статье «Викинги в Центрально-Восточной Европе: загадки Ладоги и Плисненска» завкафедрой истории средних веков Львовского университета им. Ивана Франко Леонтий Войтович: «Ряд скандинавских саг из цикла «саг о древнейших временах», «песня о Хюндла» из «Старшей Эдды» и «Младшая Эда Снорри Стурлусона рассказывают о ранней истории Ладоги, рассматривая ее как центр одного из скандинавских королевств (в это период таких «королевств» в скандинавских землях и на территориях, контролируемых викингами, было более сотни) ... «Сага о Хальвдане, сыне Эйстена» рассказывает, что в Альдейгюборге правил старый конунг Хергейр, который имел жену Истерд и дочь красавицу Ингигерд. Эйстен подошел к Альдейгюборгу со своим войском, завоевал этот город, после него конунгом стал Хальвдан, который позже завоевал Бярмаланд (Корелу, - Л.В) и вернулся с победой в Альдейгюборг» [2:25-27].

Википедия (статья «Старая Ладога») отмечает: «Как пишет Т. Н. Джаксон, «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-сканд. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога. Скандинавское посредство между финским и древнерусским словом подтверждается, по мнению Т. Н. Джаксон, и археологическим материалом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-х годов, то есть на пару десятилетий раньше славян».

obuzina2.jpg

Рис. 2. Татьяна Николаевна Джаксон

Поскольку финское название дано со звёздочкой, это означает, что данная гипотеза не подтверждена фактическим материалом. Что же касается Татьяны Николаевны Джаксон, рис. 2, то Википедия о ней пишет: «В 1978 году защитила кандидатскую диссертацию «Исландские королевские саги как источник по истории народов Европейской части СССР X-XIII вв.». В 1995 году защитила докторскую диссертацию в виде научного доклада на тему «Древняя Русь в скандинавских письменных источниках IX-XIV вв.». С 1996 года - доктор исторических наук. С августа 1997 года работает в Институте всеобщей истории РАН в должности ведущего научного сотрудника, а с января 2013 года - в должности главного научного сотрудника. В 1995-1997 годах преподавала английский язык в Российском центре гуманитарного образования (ныне - ГАУГН), в 1997-2007 годах - в школе № 57». С моей точки зрения, будучи погружена в скандинавский материал, она, равно как и другая скандинавистка РАН, Елена Александровна Мельникова, часто приписывает русским древностям скандинавское происхождение. Однако в отличие от Е.А. Мельниковой, Т.Н. Джаксон - филолог, специалист по скандинавской литературе. Во всяком случае, она не специалист по топонимике. Иначе она показала бы, что помимо Нижней реки существует и Верхняя река. Но выше (севернее) расположена река Сясь, которую никак нельзя считать «Верхней рекой» по-фински. Так что гипотеза о «Нижней реке» рушится.

Но зачем прибегать к таким сложностям? Не проще ли предположить, что река названа в честь русской богини Лады, а город, построенный на ней, мог называться ЛАДОГРАД, откуда постепенно образовались слова ЛАДОГРА - ЛАДОГА.

Но из предположения Т.Н. Джаксон следует, что Ладога вначале была финской, а затем шведской. Так ли это?

А.Н. Кирпичников о Ладоге. А теперь посмотрим, что говорит о Ладоге академическая наука. «Художник и философ Николай Рерих сравнивал исторические ценности России с «не отпитой чашей», и в полной мере это сравнение относится к Старой Ладоге, ныне небольшому селу Волховского района Ленинградской области, земля которого хранит множество загадок и тайн. Археологически они неиссякаемы, привлекали и, я уверен, привлекут еще не одно поколение ученых, поскольку здесь концентрировано необычайное множество памятников истории и культуры России и других стран.

Ныне Старая Ладога - село, расположенное в двенадцати километрах выше устья реки Волхов. Еще до 1704 года оно сохранило статус и название - Ладога. Первое упоминание о нем встречается в летописи за 862 год. Археологические изыскания в Старой Ладоге начались с 1708 года. Здесь в разное время работали военный историк, генерал-лейтенант Н.Е. Бранденбург (1839-1903), петербургский археолог Н.И. Репников (1882-1940), член-корреспондент АН СССР В.И. Равдоникас (1894-1976), сотрудница Эрмитажа О.И. Давидан (1921-1999). Их труды стали предтечей археологических изысканий, начатых в 1972 году Староладожской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН (поначалу ЛОИА АН СССР) под руководством автора этой статьи.

Историко-культурное наследие Старой Ладоги представлено более чем 160-ю памятниками археологии, истории, архитектуры и искусства, а также разнообразными письменными и графическими источниками. Здесь сохранились редчайшие произведения архитектуры и фортификации, древняя поселенческая планировка, восходящая к X-XII векам» [3]. - Но была ли она чисто финской, а затем чисто шведской?

«Есть исторические основания считать Ладогу во второй половине VII - первой половине IX века одним из главных, если не главным центром союза славянских и финских племен - предшественника раннего Русского государства. Еще до 839 года Ладога была центром русского каганата - раннегосударственного образования в северной части Восточной Европы. В тот период Ладожская Русь наряду с Хазарией выдвинулась как торговый лидер евразийских связей по Великому Волжскому пути» [3]. - Получается, что по мнению А.Н. Кирпичникова, Ладогу следует считать не чисто финской, и уж тем более не шведской, но центром славяно-финского племенного союза.

Ладожское озеро. Возможно, что на Ладожском озере удастся найти какие-то артефакты, которые прольют свет на название Ладоги. В связи с этим мне было интересно почитать статью [4]. В ней, в частности, говорится: «Локальные участки земной поверхности, где по неизвестным причинам гибнут или исчезают люди, известны очень давно. В древности подобные места называли «гиблыми, проклятыми или дьявольскими». Сейчас такие аномальные зоны привлекают внимание ученых и энтузиастов-исследователей, которые пытаются с научной точки зрения объяснить их смертоносные особенности.

Автор, со своей стороны, также предлагает одну любопытную загадку, связанную с известным островом Кильпола, расположенном в южной Карелии, на Ладожском озере (в Хийтольском районе, граничащем с Ленинградской областью).

Остров Кильпола (дословно - «кильпи» - «щит», «ла» - «ля» - окончание от личного имени (место где жил род Кильпи). Остров известен тем, что на нем были обнаружены поселения древних карел 8-10 веков. До войны 1939 года на острове был обнаружен каменный новгородский крест, который в настоящее время находится в Национальном музее Финляндии (г. Хельсинки)». А вот и более близкое к моим целям повествование: «Кроме упомянутых валов на северо-западном побережье Ладоги сохранились и другие остатки каменных сооружений, которые нельзя назвать укреплениями, но их, тем не менее, считают крепостями. Так, например, в Куркийокской деревне Риеккала говорят, что широкие груды камней на берегу Ладоги сложили еще метелиляйнены.

В Харви есть Линнамяки («Укрепленная возвышенность»), или Лапинлинна («Лопарская крепость»), которая представляет собой отвесную скалу, отделяющую остров от материка; вокруг нее заметны остатки валов, сложенных из камней. Причем камни местами величиной с кубический локоть и даже больше (Локоть - древнерусская мера длины, равная 38-46 см. Соответственно, кубический локоть составляет приблизительно 0,25-0,5 кубических метра - А.П.). Поэтому считают, что такое сооружение могло быть под силу только метелиляйненам». Следует особо отметить, что все вышеназванные острова находятся в непосредственной близости от Кильпола и входят в так называемое «кильпольское ожерелье. В протоке между островом Монтоссаари и островом Кильпола есть место, куда рискуют приезжать только не информированные любители «дикого» отдыха и рыбалки. С северной части острова, на противоположном берегу протоки видна давно заброшенная деревня: покосившаяся бревенчатая колокольня и черные срубы. Люди покинули ее в самом начале прошлого века, устав бороться с «зоной отчуждения», рис. 1.

На рис. 1 на первый взгляд никаких надписей или изображений нет. Это потому, что мы не привыкли выделять надписи на природных объектах. Но если вглядеться, то этих надписей тут весьма много, и я выделяю только некоторые из них.

Сначала я выделяю надписи на верхней части скалы ближе к зрителю. Тут я читаю слова: СКАЛЫ 33 АРКОНЫ ЯРА. Написано по-русски. А где же шведские или финские надписи, на которые ссылаются археологи? На современном языке это означает: СКАЛЫ ЛАДОГИ. - Читаю правее: ХРАМ ЯРА РЮРИКА ЯРА. Иначе говоря, на данном острове находился храм Яра, причем надписи были сделаны во времена Рюрика.

Еще правее на вершине скалы можно прочитать слова: МАРЫ ХРАМ и РУСЬ МАРЫ. Иначе говоря, на данном острове помимо храма Яра существовал еще и храм Мары.А на самом близком участке верхней части скалы можно прочитать текст: МАСКИ МАРЫ И ЯРА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЯ МАРЫ И ЯРА.

Раз имеется соответствующая надпись, значит, рядом с ней должна быть и картина, рельеф или статуя. В данном случае мы имеем две статуи в полный рост. Такого, чтобы даже была видна обувь, мне еще ни разу не доводилось видеть: слева расположен монумент Мары, справа - Яра. Мара наклонила голову вниз, и чуть повернула ее к Яру. Яр смотрит прямо перед собой, он изображен бородатым. Об одежде трудно сказать что-либо. - Таков верхний ярус, который я рассмотрел с определенными пропусками.

Что качается нижнего яруса, то я начинаю рассмотрение с фигур. На поле дешифровки внизу я постарался их расположить как раз под их местами на скале. Первая фигура показывает мужчину средних лет, бредущего вправо, но голова его повёрнута назад. И опять - мужчина показан в полный рост, на тощих ногах, выглядывающих из-под рубашки. На его груди можно прочитать текст: 33 ХРАМ ВОИНОВ ЯРА ХАРАОНА. Иначе говоря, ХРАМ ЛАДОГИ ВОИНОВ ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА.

Правее размещена более крупная фигура мужчины, стоящего анфас. Это - настоящий богатырь; на нём одето нечто вроде плащ-палатки, а на груди, чуть ниже каждого плеча, прикреплено по маске; и можно предположить, что слева - маска воина, справа - жреца. В таком случае - перед нами находится монумент Рюрика.

Однако всё-таки на всякий случай я прочитаю надписи на его груди: ВОИНОВ ЯРА ХАРАОНА ХРАМ. Иначе говоря, храм воинов Рюрика.

Наконец, слева от монумента Мары находится монумент женщины меньшего масштаба. Она повёрнута влево: ее голова наклонена вниз. По привычке я читаю надписи на груди; к моему удивлению более крупными буквами тут написано слово ЛАДА. - Как? Лада? Та самая, в честь которой названо Ладожское озеро?

Но какую роль она тут играет? - Читаю дальше: чуть выше и правее написано слово РЮРИКА. А на нижней части груди можно прочитать слова: ХРАМА МИМА. Итак, всё встало на свои место: ЛАДА - это ЖРИЦА ХРАМА РЮРИКА. Полагаю, что именно в ее честь и названы: Ладожское озеро, река Ладога и город Ладога.

И снова Олесь Бузина. Итак, вовсе не заведующий кафедрой истории средних веков Львовского университета им. Ивана Франко Леонтий Войтович предположил финско-скандинавский след в Ладоге, а Татьяна Николаевна Джаксон, о чём можно было прочитать в Википедии и Леонтию Войтовичу.

Но послушаем скандинавский эпос. «Сага о Стурлауге работящем» рассказывает, что в Альдейгебюрге правил старый конунг Ингвар, который имел дочь Ингигерд, отказавшую Фрамару, шведскому викингу, который прибыл в Альдейгюборг с 60 дракарами. Тогда Фрамар вернулся в Швецию, получил помощь от Стурлауга, который захватил город, сделал Фрамара в нём конунгом и выдал за него Ингигерд. И правил сначала Фрамар, «советуясь с лучшими людьми в той стране».  

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:11 | 0.213sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.350 секунд