Итак, тут утверждается несколько положений: 1) что все скульптуры небольшой величины являются женскими, в) что они передают обобщенный образ «женщины вообще», 3) что их истолкование может быть либо эротико-эстетическое, либо в духе буквального натурального символизма как женского божества-матери и 4) что они являются подтверждением догмы о сотворении человека из глины. Эти положение находятся в противоречии с моими представлениями о том, что 1) хотя фигурок женщин больше, но между ними имеются и мужские, 2) что они передают не облик «женщины вообще», а преимущественного богини Макоши, 3) утрирование женских черт на фигурках вовсе не обязательно, но если оно и существует, то подчеркивает только одну из функций Макоши как богини любви и материнства и 4) что глина вовсе не является исходным материалом для фигурок. Именно эти положения могут быть проверены.
Венеры как неизученный объект. Несколько иная характеристика дана этим фигуркам в ответе одного из участников форума на вопрос читателей. «Первобытные венеры"-это произведения искусства палеолита, мезолита и неолита. Это женские статуэтки, найденные на стоянках, возраст которых 25-21 тысяч лет назад. Именно эти статуэтки стали называть палеолитическими Венерами, они исполнены в яркой реалистической манере и передают обнаженную женщину с подчеркнутыми признаками пола, фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. И все потому что человек еще не познал себя, поэтому изображения человека очень схематичны, условны.
Именно в этих произведениях черпали вдохновения многие современные гении, т.к.это та основа, из которой выросли все направления и стили искусства. Семантика Венер палеолита до сих пор не расшифрована. Одни исследователи видят в них изображения божества, прародительницы, символ плодородия. Другие полагают, что это изображение участниц древних магических обрядов, направленных на удачу при охоте или изображения реальных женщин, разных по своей конституции и эмоциональному
настрою. Фрагмент такой статуэтки впервые был обнаружен в 1894 году в Брассемпуи (Франция). Позднее подобные фигурки были открыты в 1908 году в Центральной -Виллендорф, (Австрия), а затем и в 1923 году в Восточной Европе - Костенки (Россия)», это сайт -http://otvet.mail.ru/question/9954053/. Здесь подчеркивается, что семантика этих образов до сих пор не раскрыта, и что в них можно видеть даже портреты конкретных женщин. Насчет того, что первая фигурка была обнаружена в Брассемпуи - неверно; первая фигурка была обнаружена на пять лет раньше, в 1889 году в Нампе (США).
Статья Владимира Искрина. Разгадать загадку данных объектов вызвался Владимир Искрин в журнале Санкт-Петербургского государственного университета, который он окончил в 1977 году, то есть 30 лет назад. Этой проблеме он посвятил большую статью. Для меня он важна потому, что ее написал профессиональный историк и опубликовал на станицах официального университетского издания второй столицы России. Следовательно, эту статью можно считать официальной точкой зрения нынешней академической науки. Я буду цитировать ее по частям, давая собственные комментарии.
Называется она «Загадка Венеры каменного века» и опубликована в журнале СПБу № 8 (3756) от 30 мая 2007 года. Вот ее начальный текст: «За 20-25 тыс. лет до начала библейской истории палеолитические охотники, продвигаясь на север, вслед за отступающими льдами и неисчислимыми стадами северных оленей, мамонтов, бизонов и других животных, активно осваивали новые территории на огромных просторах евроазиатского континента (позднее аналогичные открытия были сделаны в Италии, Швейцарии, Австрии, Германии, Чехословакии, СССР, Китае, Северной Америке)». Честно говоря, меня самое начало удивило: в указанный период интерстадиала, то есть, межледниковья (между Рисским и Вюрмским оледенениями), никаких «отступающих льдов» не было, климат был жарче современного, так что почти все статуэтки показывают обнаженных персонажей. Странно слышать подобное утверждение из уст выпускника исторического факультета с 30-летним стажем. Да и трасс освоения Евразии кроманьонцем археологи пока не знают. Но продолжим рассмотрение.
«Понятно, что доистория (такое название на какое-то время закрепилось за первобытной археологией) не без борьбы занимала своё место под солнцем. Церковь, консерваторы от науки и воинствующие школьницы так же рьяно отрицали неоспоримые факты и логику доисториков, как и теорию Дарвина или труды основоположника четвертичной геологии Лайеля». - Замечу, что термин «доистория» удивительно неудачен, ибо предполагает, что во времена верхнего палеолита никакой истории не было. А между тем, до верхнего палеолита был еще средний, а до того - нижний. И всё это - не история? С другой стороны, если раньше к становящейся археологии претензии предъявляли только церковь, консерваторы от науки и воинствующие школьницы, то теперь к тем, кто пытается избегать ошибок академической науки, помимо этого хора добавились еще и сами археологи, который уже вещают от имени науки.
«Но дело шло вперёд. Оказалось, что наши далёкие предки отнюдь не были примитивными грубыми звероподобными существами. Их социальная организация и арсенал технических средств позволяли им иметь постоянное пропитание, а жилище и очаг обеспечивали надёжную защиту от хищников, холода и непогоды. Но главное, что характеризовало людей того времени и до сих пор продолжает удивлять и восхищать исследователей, - это дошедшие до нас в немалом количестве прекрасные образцы палеолитического творчества. Я имею в виду, во-первых, оставленные на потолках и стенах пещер экспрессивные, красочные и лаконичные изображения животных и, во-вторых, так называемые малые формы, среди которых особое место занимают женские фигурки. На них, на скульптурных изображениях палеолитических женщин, мы и сосредоточим своё внимание». На мой взгляд, здесь мы сталкиваемся с недооценкой жителей палеолита. Они не только умели рисовать, но и писать, причём писали по-русски; и тысячи лет истории здесь роли не играют. Лично я воспринял этот комплимент как неуклюжий, как если бы кто-то сказал современному русскому человеку: «оказывается, вы - не звероподобный!» Итак, археологи сами выдумали себе звероподобного жителя палеолита, а потом с изумлением поняли, что ошиблись. Но до понимания грамотного и русскоговорящего, а также пишущего по-русски жителя палеолита современные археологи еще не доросли.
Палеолитические Венеры - зачем и для чего? Так называется первый раздел данной статьи. «Взглянем на эти фигурки. Почему они не больше ладони? Почему в них подчёркнуты женские атрибуты: грудь, ягодицы, генитальная зона? Почему фигурки, как правило, не имеют лица? Почему у них редуцированы руки и ноги? Почему среди доисторической пластики женские фигурки составляют более 90%? И главное, каково их предназначение? До сих пор ни отечественная, ни западная наука сколько-нибудь убедительно не ответила на эти вопросы. Ну а коли так, не замахнуться ли нам, уважаемый читатель, на их решение... Но прежде чем выработать гипотезу и попытаться её доказать, то есть поднять знание на уровень теории, давайте посмотрим, в чём видят назначение палеолитических венер мои коллеги-историки и археологи. Несколько упрощая, объединим имеющие сегодня хождение гипотезы в четыре группы.
Одну группу представляют исследователи, полагающие, что столь натуралистические фигурки использовались для обучения девочек, для посвящения подрастающего поколения женщин в женские таинства. Убедительно? Мне представляется, не очень. Ибо сразу же возникает вопрос: а не является ли лучшей натурой настоящая, живая женщина? К тому же, «женские таинства», наверное, не ограничиваются одной лишь ярко выраженной телесностью. На мой взгляд, гипотеза обучения не приближает нас к решению загадки.
Не проясняют истины и гипотезы, видящие в палеолитических статуэтках воплощение эстетического идеала своего времени. До выделения чистой эстетики, если таковая вообще существует, должны были пройти ещё многие-многие тысячелетия. Тогда же, на заре человеческой истории, всё идеальное было буквально сплавлено с практическим и служило единственно удовлетворению насущных жизненных потребностей. Это несомненно с теоретической точки зрения, это подтверждают многочисленные этнографические наблюдения.
Представители третьей группы видят в откровенных палеолитических венерах своего рода доисторический «Плейбой». Этот взгляд родом с «испорченного» Запада. У нас, как известно, долгое время «не было секса», и, естественно, тайная мысль об эротическом предназначении статуэток никак не могла выплеснуться на страницы наших изданий. Разве что в последнее время, в свободной России. Но это - не более чем римейк западного взгляда. А там авторы, автоматически перенося современные эротические нормы в глубокую древность, лишь декларируют палеолитическую эротику, нисколько не стремясь вписать её в контекст специфических общественных отношений того времени.
Неплохой иллюстрацией такого - механистического и внеисторического - подхода является неоднократно демонстрировавшийся по ТВ фильм Би-Би-Си «Секс до нашей эры». Возможно, вы помните эти кадры... На экране в отблесках костра возникает профиль патлатого пещерного мастера, только что изготовившего очередную эротическую игрушку. Он бережно держит её в руках. В воздухе витает вожделение... Ничего не скажешь, сочно и натуралистично. Только, вот беда, при этом - совершенно несостоятельно с исторической точки зрения. Дело в том, что в первобытном обществе мужчины в принципе не могли производить женские эротические статуэтки. На этой важнейшей «мелочи» мы остановимся чуть позже. Так что с изданием доисторического «Плейбоя», как видим, возникают некоторые трудности. Таким образом, и данная - примитивная и внеисторичная - мотивировка также не может нас удовлетворить. Но, замечу, раз уж мы вышли на тему эротики, мой вердикт вовсе не означает, что я вообще отрицаю эротический смысл массового венерианского производства. Я отвергаю конкретный примитивный взгляд, но не идею эротики как таковую. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Четвёртая группа гипотез сводится к словам, славящим женщину. Здесь и «почитаемая прародительница», и «родоначальница», и «хранительница домашнего очага», и «символ плодородия», и даже «мать-богиня». Только вот скажите, пожалуйста, пристало ли людям разбивать, по сути дела, уничтожать предметы своего поклонения? А ведь женские фигурки, и это с некоторой растерянностью отмечают авторитетнейшие археологи, намеренно и систематически раскалывались нашими далёкими предками в ходе каких-то «загадочных действ». Что же касается «матери-богини», то до выделения из бытия божественного, сверхъестественного начала и, как следствие, поклонения ему люди в то время далеко ещё не созрели. Религия появляется вместе с классовым обществом. Мы опять сталкиваемся с переносом настоящего в далёкое и совершенно иное прошлое.
Как видим, гипотез более чем достаточно. Но ни одна из них не объясняет интересующий нас феномен».
В данном случае я полностью согласен с автором (кроме утверждения о том, что религия возникает вместе с классовым обществом). Не процитировал он только пятый подход - а именно мою точку зрения, опубликованную на моем сайте в начале 2007 года, хотя, скорее всего, даже если бы он ее и знал, то ни за что не стал бы цитировать - что мы имеем дело с изображением ритуальных предметов ведического культа, принадлежащих мимах и изображающих ведических богов. Поскольку я вывел свой взгляд не из абстрактных рассуждений, а из чтения поясняющих надписей на самих изображениях. И хотя она полностью объясняет проблему, но она нарушает еще один миф, придуманный самими археологами: что наши предки якобы не знали никакой письменности.
И далее Владимир Искрин пытается понять, каковы же были причины столь сильного разнобоя в понимании назначения фигурок. «Причиной тому, в лучшем случае, является игнорирование образа жизни и устройства первобытного общества, в худшем - полное неведение. Боюсь, что западное общество - и человековедение ближе к худшему варианту. Не случайно, ставя в начале статьи вопросы для рассмотрения, я отделил отечественную науку от западной. Возможно, я опоздал. Методы и оценки наших историков, философов, этнографов мельчают на глазах. Молодёжь больше склонна изощряться в жанре наукообразной фразеологии, чем стремиться вскрывать содержание, подходить к проблемам концептуально и исторически. А старшее поколение уходит...Но не будем более о плохом. Пора переходить к позитиву. Вы поняли нашу задачу, читатель? Нам предстоит вывести необходимость производства женских статуэток не из каких-либо частных и субъективных позывов собственной натуры, а из общественных отношений и образа жизни наших палеолитических предков».
Весьма интересный подход, прямо-таки в духе марксизма. Возникает только вопрос, хватит ли автору как имеющегося в распоряжении археологов материала, а также собственных силёнок, чтобы решить такую сложную задачу? Впрочем, посмотрим.
«Вы спросите: возможна ли реконструкция столь отдалённой от нас общественной формы? Не только возможна, в своих ключевых моментах она давно уже проведена и, без всякой натяжки, составляет золотой фонд мировой науки. О каких работах и о каких авторах я говорю? О совершенно неизвестном в Америке и вообще на Западе подлинном первооткрывателе и великом американце Льюисе Моргане (когда-то его «Древнее общество» было настольной книгой наших историков первобытности), о Ф. Энгельсе, авторе «Происхождения семьи, частной собственности и государства», о нашем выдающемся современнике Ю.И.Семёнове. Напомню, разумеется, за пределами списка столь значительных фигур, и о своём скромном вкладе, прежде всего по части сексуальной составляющей интересующего сейчас нас вопроса. А вопрос мы сформулируем так: что же в занимающем нас «венерианском» аспекте представляло собой древнее первобытное сообщество?»
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.393 секунд