В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 2, 2007

Попытка русского чтения критских печатей

Автор 10:52. Рубрика Дешифровка новых видов письма

Попытка русского чтения критских печатей

В.А. Чудинов

Лет пять назад я уже пытался читать критские иероглифы, и тогда эта попытка мне удалась. Сейчас я решил показать читателям, что было известно о критских иероглифах до меня, привлекая главу из книги А.А. Молчанова, затем даю к его работе комментарий, и, наконец, привожу собственное чтение, где в комментариях продвигаюсь еще на один расшифрованный и прочитанный рисунок.

Писать начинали иероглифами

А.А. Молчанов

Что такое иероглифы? В современном русском литературном языке это слово имеет два значения. В переносном смысле «иероглифами», чаще всего шутливо или иронически, называют иногда чье-то неразборчивое, читающееся с трудом писание. Основное же значение данного слова, происходящего из греческого ιερός – священный, и γλΰφω – вырезать, гравировть (изображения), имеет специальный, терминологический характер. И неудивительно, что при упоминании об иероглифике (иероглифическом письме) у многих сейчас неизменно всплывает в памяти довольно смутное представление о ней, как о чем-то сложном, таинственном и малопонятном для неспециалиста. Таковыми иероглифы – «священные вырезанные знаки» древнего Египта казались уже во времена Геродота (V век до н.э.) грекам, пользовавшимся тогда, как мы теперь, наиболее простым и удобным, буквенным письмом. <…> Оказывается, выработка иероглифической (словесно-слоговой по характеру составляющих ее знаков) письменной системы – самый удобный и даже единственно возможный путь в естественной эволюции от примитивного предметного и рисуночного «письма» доклассовых обществ (средств сугубо мнемонических) к подлинной, то есть, фонетической письменности (1, с. 23-42; 2, с. 5; 3, с. 31-47). Она вырастает всегда на основе местной древней пиктографии. Пиктография (рисуночное письмо) как способ фиксации и передачи той или иной информации применялась многими народами на стадии родового общества. В ней каждый рисунок-пиктограмма обозначал только тот предмет, который изображал. Он не был неразрывно связан с конкретным словом определенного языка. <…> Освобождение Крита создало предпосылки и для развертывания здесь в широких масштабах археологических работ … Наибольших успехов в этих раскопках удалось добиться… Артуру Эвансу. Раскапывая с 1900 года Кносский дворец, он открыл остатки целого иероглифического архива. В результате в его руках оказался уже куда больший материал, чем прежде, и исследователь многое мог теперь сказать о критской иероглифике. Издание всех собранных им иероглифических надписей и посвященное им исследование составили объемистую книгу, вышедшую в свет в 1909 году в Оксфорде (4).

Эванс установил, прежде всего, хронологические границы бытования критской иероглифики. Развившись в конце III тысячелетия до н.э. и войдя в широкое употребление около 2000 года до н.э., она использовалась на Крите после этого в течение примерно трех с половиной столетий1. Письменные знаки в ней имели ярко выраженный рисунчатый характер, то есть изображали, как правило, определенный предмет, одушевленный или неодушевленный2.

Иероглифика Крита. В этом отношении иероглифика Крита весьма сходна с более древним египетским иероглифическим письмом, влияние которого она вполне могла испытать (критяне издавна поддерживали регулярные связи с обитателями долины Нила). Между отдельными знаками этих двух письменностей обнаруживается несомненное сходство (таковы египетские и критские иероглифы «дворец», «пчела», «скобель» и другие). Однако в целом истоки древнейшего критского письма были местными, как и прототипы подавляющего большинства его знаков3.

Одни иероглифы передавали в нем только целые слова, обозначавшие конкретные предметы или отвлеченные понятия. Другие могли использоваться и для передачи отдельных слогов. Был и еще один род знаков, так называемые детерминативы – знаки, которые сами не читались, а указывали на то, к какой категории понятий принадлежало сопровождаемое ими слово. Употреблялись также специальные пунктуационные значки в виде косых крестиков. Всего в данной письменности насчитывалось немногим менее полутора сотен различных иероглифов. Для сравнения укажем, что в древнеегипетской иероглифике насчитывалось более 800 отдельных знаков, а в китайском иероглифическом письме после полутора тысяч лет его существования число использовавшихся иероглифов (по данным словаря, составленного в конце I века н.э.) достигало ни много, ни мало 9353. Сравнительно небольшое количество знаков значительно упрощало словесно-слоговую систему письма древних критян и тем самым облегчало пользование. Подобная компактность письменной системы критской иероглифики была обусловлена особенностями языка критян-минойцев4 (об этих особенностях еще будет сказано ниже).

Направление письма. В критской иероглифике не было принято строго определенное направление письма: иероглифы писали сверху вниз, справа налево и слева направо (последний способ применялся чаще других). Довольно распространенным способом написания иероглифических текстов являлся и тот, который древние греки позднее называли бустрофедон (βουστροφεδόν – «как ходят на пашне волы»).Для него характерен поворот каждой следующей строки в противоположную сторону, отчего надпись шла «змейкой». Нередко встречается и спиральное расположение ленты надписи. Для разделения параллельно расположенных строк иероглифических текстов критянами применялась построчная горизонтальная разлиновка поверхности писчего материала.

Материал письма. Иероглифические надписи наносились на самые различные предметы. Чаще всего встречаются оттиски нескольких иероглифов на глиняных ярлыках и брусках, сделанных с помощью специальных матриц. Это и понятно. Ведь запечатывание сосудов с сыпучими и жидкими веществами, всякой прочей тары с теми или иными припасами, поступавшими в качестве натуральных податей в царские кладовые, естественно, постоянно практиковалось в большом дворцовом хозяйстве.

Известно множество подлинников печатей с иероглифическими легендами, зачастую очень искусно вырезанными минойскими каллиграфами на призмах-бусинах из полудрагоценных камней (именно ими почти четыре тысячи лет спустя украшали себя критянки, с которыми искал знакомства А. Эванс). Как показали находки археологов, критяне-минойцы писали иероглифами и на глиняных табличках, где фиксировались инвентарные списки имущества и другие документы хозяйственной отчетности, и на каменных жертвенниках богам. Возможно, писчим материалом служили также деревянные дощечки, пальмовые листья, выделанная кожа, ткань или род папируса. Но рассчитывать на то, что иероглифические тексты, записанные на столь недолговечном материале, могут дойти до нас, разумеется, трудно.

Развитие иероглифики. Эванс показал, что из других письменностей Крита II тысячелетия до н.э. непосредственно происходящим от иероглифики явилось так называемое линейное письмо А5. Ему удалось разгадать систему числовых обозначений, разработанную минойцами – создателями критской иероглифики и линейного А. Эта система была десятичной и включала отдельные цифры только для обозначения чисел 1 (вертикальная черта), 10 (горизонтальная черта), 100 (круг), 1000 (круг с четырьмя расходящимися в разные стороны лучами и горизонтальной чертой внутри него), с помощью которых передавались все другие числа. Минойцы знали сложение, вычитание, умножение и деление. Им были известны дроби.

Цифры фигурировали на хозяйственных табличках. Здесь они сопровождали, например, рисуночные знаки, изображавшие условно некоторые виды продуктов сельского хозяйства древних критян: хлебное зерно, ветвь фигового дерева, ветвь оливы. Понять такие бухгалтерские тексты, конечно, совсем несложно. Они представляют собой разрозненные страницы дворцовой книги учета подовольственных припасов. Зато проникнуть в смысл других иероглифических текстов оказалось делом крайне трудным, поскольку абсолютно никаких данных о языке минойцев в распоряжении ученых тогда еще не было.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.359sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.522 секунд