В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 21, 2015

Псевдомифология и реальные события на зеркалах этрусков

Автор 10:39. Рубрика Исторические комментарии

Псевдомифология и реальные события на зеркалах этрусков

Чудинов В.А.

В этой статье хотелось бы поразмышлять над смыслом и назначением этрусских зеркал, а также сопоставить их со скифскими и египетскими зеркалами.

psevdomifologiya1.jpg

Рис. 1. Этрусское бронзовое зеркало с кариатидой

Поскольку после призывы Дж Ф. Кеннеди к США стать в научном смысле страной, опережающей все иные страны в области науки, были предприняты усилия, чтобы если не опередить другие страны, то попридержать развитие их науки, теперь признано, что США является лидером, на которого следует равняться. Именно поэтому меня заинтересовали разработки США в области этрускологии. Особенно - о бронзовых зеркалах.

Мнение США по поводу этрусских зеркал. Мне легко удалось найти одно из резюме, принадлежащих Александре Карпино [1]. Вот что пишет эта исследовательница, описавшая свою лекцию: «Красота и насилие: мифы убийства матери этрусских бронзовых зеркал. Гравированные бронзовые зеркала не только символизируют статус, процветание и превосходство их владельцев, но и укрепляют культурную важность украшений, свадебных церемоний и семьи в аристократическом этрусском обществе».

Мне читать эти строки удивительно: бронзовые зеркала предназначались не для аристократок, а для жриц или жрецов как символы тех или иных событий, переданных в метафорической форме. Именно метафорическая форма сыграла с исследователями злую шутку. Скажем, если бы мы захотели изобразить пословицу: «за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» в виде рисунка, то нарисовали бы двух зайцев и охотника с ружьём. А если бы захотели через эту метафору передать события этого года на Украине, то подписали бы охотника словом «Украина», одного из зайцев словом «Евросоюз», а другого, убежавшего далеко, словом «Россия». Но из этого вовсе не следовало бы, что художник из Россия 2015 года, нарисовавший этот сюжет, существует за счёт охоты на зайцев, или занимается охотой в виде хобби. Такую трактовку мы сочли бы чересчур прямолинейной.

«В то время как полированные лицевые стороны создавали множество возможностей для создания собственного образа смотрящегося в него лица, непременные сцены неотражающей задней поверхности функционировали как изощрённые формы визуального общения внутри домашней сферы, вызывая оценку, веру, стремления и страхи их владельцев и пользователей. Не удивительно, что их тематика значительно различалась от веселья, вызова и напряжения в семейной жизни до отражения красоты, изобилия, героизма, могущества, судьбы и бессмертия».

Не читая неявных надписей, исследователи так и не смогли понять, что все якобы «семейные» персонажи подписывались названиями стран и регионов, а события касались судьбы Этрурии, Рима, Руси Яра и Руси Мары, а вовсе не были призваны потешить скучающих этрусских аристократок.

«В этой лекции я сосредоточусь на легендах, которые воплотили этрусские общественные и культурные ожидания о материнстве, сюжете, который появляется на зеркалах, произведенных в Этрурии между пятым и началом третьего веков до н.э. Поскольку большинство этих сцен провозглашает тесную связь между матерями и их сыновьями, а другие иллюстрируют моменты, богатые напряжением и враждебностью, то можно сказать, что изображались женщины, чьё поведение ломало общественные и культурные парадигмы».

Понятно, что если в виде женщин изображались страны-враги Этрурии, то так подчеркивалось их вероломство и несоответствие принятым нормам человеческого общежития.

«Иногда, как в случае богини Уни (Гера), которая отталкивает ее дитя Сефланса (Гефеста), имеется положительный исход конфликта, который и отражается на изображении персонажей, однако в другое время имеется враждебный результат в виде ужасного акта: убийства матери. Более широкая трактовка мифов убийства матери будет центром моего обсуждения, которое сосредоточится в особенности на сценах, которые отражают момент как раз накануне смерти Клуфумусфы (Клитемнестры) от рук ее выросшего сына Урусфа (Ореста). Что оправдывает включение этой вызывающей шок конфронтации на этих объектах красоты и движения? На кого была направлена легенда, и как она коррелировала с допустимыми привилегиями, которые предоставлялись элитарным этрусским женщинам? Сравнивая воплощения истории на разных зеркалах с трактовкой тех же сюжетов в погребальном и религиозном искусстве, можно выяснить, что их функциональный контекст - домашняя сфера - играет важную роль не только в области визуализации повествования, но также и в отношении посылов к их пользователям, индивидуалистам, подобным самой Клитемнестре».

Напомню читателям с опорой на Википедию, что «в отсутствие мужа Клитемнестра изменила ему с его двоюродным братом Эгисфом, побужденная Навплием, и по возвращении Агамемнона убила его и его любовницу Кассандру. Впоследствии Клитемнестра вместе с Эгисфом была убита собственным сыном Орестом, отомстившим ей за гибель отца. В ночь перед смертью ей приснилось, что к ней ползет змей и кусает в темя. По Эсхилу, ей снилось, что она родила змея, который укусил ее за грудь. По другой версии, ей приснилось, что царский посох Агамемнона пророс и превратился в дерево».

Здесь мы видим дальнейшее развитие первоначальной ошибки этрускологов. Если из первая ошибка этих исследователей состояла в том, что они не могли правильно прочитать этрусские надписи и, как дети, решили понять надписи из картинок, изображенных на зеркалах, то, знакомые с греческой мифологией, они тут же стали видеть в этрусских сюжетах чуть изменённые греческие мифы. И, следовательно, те общие слова, которые они со временем стали читать (хотя тоже неверно), они стали понимать, как подписи действующих лиц. Я уже писал о том, что слово ШЕДЧЛЕ (ШЕДШИЙ, ПРОХОЖИЙ) они прочитали как ХЕРКЛЕ и отождествили постоянного персонажа зеркал «Прохожего» (как бы «Наблюдателя от этрусков» с греческим Гераклом (поскольку его атрибутом была дубина). А подпись ЖЕНДЧА (ЖЕНЩИНА) они прочитали как МЕНРВА и отождествили с богиней МЕНЕРВОЙ (хотя это уже не греческая, а римская богиня, соответствующая Афине). Также были поняты как имена собственные общие слова типа: СВИДАНИЕ, СЦЕНА, ВИД и т.д.

Из всего этого был сделан вывод о том, что античный мир был в каком-то смысле един, связан единой мифологией, так что этрусская мифология не просто воспроизводила греческую, но и существенно дополняла и развивала ее. Так была создана псевдомифология этрусков: как результат толкования изображений на зеркалах (а также погребальных статуях и скульптурах божеств) через призму греческой мифологии.

Это всё равно, как жизнь в СССР трактовать сквозь призму американского капитализма: что Сталин якобы стремился к личному обогащению (хотя в момент смерти его владения составляли два ношеных костюма и пара стоптанных сапог), а также к завоеванию всей Европы (хотя мы помогали всем странам народной демократии за счёт бюджета СССР, а США, получившие золото фашистской партии, из него выделила кредит ФРГ по плану Маршалла, то есть немцы поднимали свою страну на собственные деньги, а за это еще и платили процент по кредиту в США). Словом, в мировой археологии доступные для чтения сюжеты греческой мифологии (причём и не очень древней) стали точкой эталоном для всех стран античного мира. Так удобней.

Сейчас мы видим следующий этап. Греческая трактовка этрусских сюжетов стала в науке академической, и на ее основе начинаются исследования этрусского общества. Это всё равно, как по карикатурам из сатирических журналов обсуждать реальные взаимоотношения между вымышленными персонажами. Ибо карикатура не есть ни реалистическая живопись, ни даже реалистическая метафора.

Позиция А.Т. Фоменко.  Академик РАН попытался с помощью своих средств показать, что этруски являлись славянами. Другое дело, что его сравнения, хотя и были достаточно интересными, но всё же оказались не вполне доказательными. С ними можно было бы согласиться, как с поисковыми работами, достигшими устойчивых выводов, однако зыбкие построения Г.В. Носовского, помноженные на непоколебимую уверенность А.Т. Фоменко и на его возможность публиковать свои материалы в таких средствах печати, которые приводят к сильному общественному резонансу, привели к обратному результату: эти здравые в основе выводы были объявлены чуть ли не антинаучными.

В качестве примера хочу привести заметку российского историка и писателя С.Ю. Нечаева [2]: «О БРЕДОВЫХ ТЕОРИЯХ. Правда, в России не так давно вошла в моду теория, активно разрабатываемая Г. В. Носовским и А. Т. Фоменко, многочисленные сочинения которых посвящены, как известно, глобальной корректировке исторической хронологии и истории вообще. Ссылаясь на труды русского ученого XIX века А Д. Черткова, эти авторы пытаются убедить читающую публику в том, что этруски были по происхождению славянами или даже русскими. Поясним, что Чертков, достаточно известный в свое время археолог и историк-славист, был первым ученым, который попытался использовать славянский язык для расшифровки этрусских надписей. Именно он выдвинул гипотезу о том, что этруски и якобы родственные им пеласги (догреческое население территории современной Греции) являются предками современных славянских племен. Академический мир отнесся к опытам Черткова с понятным недоверием, и его книги вскоре были забыты.

В настоящее время авторы скандальной «Новой хронологии» предприняли попытку ревизии всех имеющихся версий происхождения этрусков. Дальше - больше: появилась версия о том, что латынь сформировалась на основе этрусского, который, по сути, является «старолатинским» языком и т. д. и т. п. Кому-то даже показалось, что слово «этруски» очень созвучно со словосочетанием «это русские», что ведет к новому, не менее смелому выводу - этрусский язык идентичен русскому. Подобных взглядов в настоящее время придерживаются многие псевдоисторики, пытающиеся с «патриотических» позиций максимально удревнить историю русского народа, не считаясь с фактами и напрочь отвергая мнение официальной науки.

К сожалению (для любителей фантастических сенсаций, конечно), их «доказательства» очень трудно воспринимать всерьез, и в этом отношении нельзя не согласиться с известным французским этрускологом Жаном Рене Жанно, который утверждает, что «большая часть современных гипотез о происхождении этрусков является плодами филологических спекуляций, ставших возможными из-за незнания нами этрусского языка». И действительно, если пользоваться подобной «доказательной базой», то ровно с таким же успехом можно утверждать, что московский Китай-город основан китайцами, а карфагеняне - это выходцы из Колумбии, где есть город Картахена».

Но можно ли утверждать, что С.Ю. Нечаев знает этрусский язык? - Как один из авторов этрусских дешифровок он мне неизвестен, так что и для него приходится признать «незнание этрусского языка». Новые хронологи опирались на дешифровки Черткова, не вполне корректные. А я уже несколько лет занимаюсь чтением этрусских текстов, и, как я полагаю, прочитал их в России много больше, чем любой из признанных отечественных специалистов в этой области. Большинство этих надписей сделано по-русски, а сам этрусский язык является лишь одним из диалектов русского языка.

Разумеется, в построениях новых хронологов много спорного, но сама идея - верная.

Зеркало с кариатидой. К большому сожалению, положение в науке этрускологии настолько плачевно, что подчас даже подписи к рисункам заставляют думать, что нас специально обманывают. То, что я прочитал в качестве подписи, меня заставило немало удивиться.

Вот что было написано буквально: «Рис. 1. Находится в отделе греческих, этрусских, римских древностей (Романское искусство). Региональные стили все еще широко распространены в начале пятого века до нашей эры. Это бронзовое зеркало, пришло из Фив, и является ценным примером работы мастеров на острове Эгина. Диск, увенчавший голову кариатиды, напоминает архаический Корай. Прическа, черты лица и положение рук, однако, свойственно новой эстетике сурового стиля.

Зеркало с кариатидой. Это бронзовое зеркало показывает основной тип зеркал, который был распространен в изобилии в шестом веке и первой половине пятого века до нашей эры. Мода на зеркала на опорах впоследствии постепенно заменяется зеркалами-коробками. В отличие от зеркала с ручками, зеркала на стендах были не предназначены для удержания в руке, а скорее, чтобы стоять на столе. Этот пример, приобретенный в 1888 году, как утверждалось, был обнаружен в Фивах, в Беотии (Центральная Греция) за шесть лет до этого. Опора в виде кариатиды, прилагается к диску с помощью крепления наконечниками с бутонами на концах. Металл изначально отполирован до блеска, дабы получить зеркальную поверхность. Женская фигура стоит на табуретке с четырьмя ножками, каждая из которой заканчивается копытами лошади. Сделано на острове Эгина. Беотийское происхождение этого зеркала уже давно считается сомнительными. Памятка, возможно, была найдена в Фивах, но это почти наверняка сделана на острове по Эгина, острове у побережья. Ряд особенностей зеркала связывает его со стилем местного производства небольших объектов, и прежде всего с декоративной скульптурой храма Афины, который датируется тем же периодом. Стилистическая обработка кариатиды очень похожа на последние, которые располагаются на западной стороне храма Афины. Как и статуя богини, девушка, изображенная на бронзовой статуэтке, носит Ионическое платье (хитон) - особенность, которая отличает ее от статуэток, одетых в дорианские пеплосы (широко распространенные в то время в Беотии, Арголиде и области Коринфа). Подножье этого зеркала сделано таким образом, что представляет ценные доказательства сохранения региональных стилей в первой половине пятого века до нашей эры. Детали и стиль. Статуэтка была сделана в 490-480 году до нашей эры, в начале периода, известного как тяжелый стиль. Стиль напоминает архаический Корай, из которого он заимствует культовую, фронтальную позу, распределение веса и одежду расшитую резными мотивами. Молодая женщина изображена в положении стоя, ноги плотно обмотаны тканью хитона, который опоясывает и талию. В то же время существует ряд деталей, отражающих эстетические каноны нового сурового стиля. Тяжелые, до плеч волосы здесь были заменены на более простую стрижку, состоящей из двух волнистых участков волос, собранных в пучок на шее, увенчанные жемчужной нитью» [3].

Кариатида - это стоячая женщина, которая тут играет роль подставки. Но именно она-то и не показана. Поэтому первый вопрос: а где же здесь кариатида? Ибо женщина, изображенная на зеркале, сидит, а не стоит. И всё описание посвящено подставке, о зеркале практически нет ни слова. Иначе говоря, описана бронзовая подставка, а показано серебряное зеркало. И оно очень напоминает зеркало из моей статьи [4, рис.8]

psevdomifologiya2.jpg

Рис. 2. Римское зеркало (рис. 8 из [4])

Напомню, что тогда я написал в статье [4]: «Составитель сайта Анна Павлович подписала это изображение так: «Римское зеркало с изображением морского монстра» (http://www.pinterest.com/pin/398146423278235884/). Фотография была заимствована у Solange Spilimbergo Volре  48 недель назад. Это - первое зеркало с тремя цветами: белым, черным и золотым, однако оно смотрится не как однотонное, а именно как цветное. Белый цвет передан оттенками серебристого тона. Изображена как бы раковина, внутри которой спиной к зрителю показана обнаженная с верхней части тела женщина, сидящая на драконе - гибриде морского конька с рыбой. Ниже стилизованные гребешки волн передают море. Головы монстра и женщины направлены вправо, на восток, куда плывёт дракон. Гладкое тело женщины с веером на фоне золотистой чешуи чудовища придаёт рельефу изысканность. На верхней части ракушки буквами среднего размера можно прочитать слова: В КРАЙ МАРЫ К РОДИНЕ МАРЫ НА ВОСТОК. Иначе говоря, надпись подтверждает то, что видно из рисунка. - Но кто именно плывёт туда? Ниже я читаю расшифровку: ЯРА МАРЫ РУСЬ, и отдельно, крупными буквами, слово МОСКВА. И это понятие расшифровывается более мелкими буквами: МОСКОВСКАЯ РУСЬ ЯРА. Разумеется, Москва географически со своего места не снимается. Но политически она обращает свой взор на восток, в Азию. Иначе говоря, перед нами находится еще одно зеркало Московской Руси. Но кто конкретно два персонажа зеркала? - На прическе женщины читаются слова МИМА МАРЫ, тогда как на хвосте дракона в обращенном тексте можно видеть слова: МИМ МАРЫ. Итак, несмотря на то, что Москва причисляет себя к Руси Яра, тон в ней задают мимы Мары, жрец и жрица. А на нижней части раковины большими буквами написаны слова СКИФИЯ МАРЫ. И добавлено мелкими буквами: ЯРА МОСКВА. Вот кто одержал победу в Московской Руси - Скифия Мары. Осталось прочитать, когда случилось это событие. Полагаю, что конкретную цифру нам описывает хвост дракона, образующий большую пятёрку, внутри которой можно видеть вписанный в неё ноль. Иначе говоря, образуется цифра 50. А далее можно видеть и слова: ГОД ЯРА, написанные слева от ступни женщины. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату 906 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».

  psevdomifologiya3.jpg

Рис. 3. Моё чтение надписей на зеркале с кариатидой

Моё чтение надписей на зеркале с кариатидой. Хотя контраст данного зеркала не слишком велик, тем не менее, на нём можно прочитать надписи без усиления контраста.

Сначала я читаю надписи на верхней левой части полей зеркала. Здесь написано МОСКВЫ ЯРА, что сразу же свидетельствует о том, что речь идёт о Риме. На пятне справа можно прочитать дополнение: слово РЮРИКА. Иначе говоря, МОСКВА ЯРА была создана, видимо, по прямому указанию Ивана Рюрика.

Чуть ниже можно прочитать дату: 20 ГОД ЯРА. Иначе говоря, зеркало было создано еще при его жизни, лет за пять до его смерти. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату 876 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Понятно, что стоячие (на подставках зеркала) появились раньше зеркал в коробках, и теперь можно подумать, что зеркала на подставках изготавливались еще при жизни Рюрика.

На самом верху кольцевого поля зеркала можно прочитать надпись: МИМА МАРЫ В ЯРОВОЙ РУСИ. Полагаю, что эта надпись имеет отношение к сюжету, но что ее можно будет понять чуть позже. Чуть ниже каемки, разделяющей наружное и внутреннее кольцо зеркала, я читаю слова: 2 АРКОНА ЯРА. Насколько я помню, второй вторичной Арконой Яра была ВАГРИЯ. А чуть дальше я читаю слова: ВАГРИЯ МИРА РИМА. Иначе говоря, Вагрия стала первым оплотом Рима в Руси Яра.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.21MB | MySQL:11 | 0.521sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.724 секунд