Обсуждение. В отличие от учёных XIX века, которые не боялись признаться в своём незнании каких-то областей науки, наши современники, особенно из НИИ РАН, например, из Пушкинского Дома, постоянно нам доказывают, что они знают о Пушкине всё. В частности, они настолько знают само лицо Александра Сергеевича, что безошибочно определяют его на его рисунках. Теперь мы имеем возможность сравнить их предположения со строками самого Александра Сергеевича. И что же мы видим?
На первом рисунке С.А. Фомичев пишет: Его арапская рожа произведет странное действие на всю картину Полтавской битвы, вбирающая, несомненно, собственно пушкинские черты и похожая на "лошадиный" его автопортрет. То есть, атрибутирует это изображение как «лошадиный автопортрет» Александра Пушкина. Сам же Пушкин помечает этот портрет как лицо «эфиопа», это - его предок Ганнибал. На втором рисунке якобы присутствует автопортрет Пушкина из «Странника», где тот же Фомичев пишет, что это - непрезентабельный профиль юродивого (с чертами автопортретного сходства), хотя на деле перед нами поручик Николай Пушкин. На третьем, по мнению С.А. Фомичева, представленный автопортрет прорабатывается не шаржированно - поэт предстает здесь вполне серьезным и, пожалуй, грустным. На самом деле здесь изображен БОРИС ПУШКИН, МОЙ ШУРИН ДОБРЫЙ. Наконец, на с. 57 книги Фомичева рисунок подписан: Автопортрет в автографе поэмы «Полтава», тогда как сам Пушкин атрибутирует его как внука Аннибала Макара Пушкина.
Таким образом, в четырех случаях, когда на якобы автопортретах был изображен не сам Пушкин, а его родственники, С.А. Фомичев ошибся, хотя в остальных 53 случаях, где изображался сам Пушкин, он был прав. На первый взгляд, 4 неверных атрибуции на 53 верных - неплохой итог, но только если в качестве точки отсчета взять изображение Александра Сергеевича. А если за такую точку отсчета взять родственников Пушкина, то этот факт убийственен: 100% ЛЖИ! Не спасли ни докторская степень в области филологии, ни работа в Пушкинском Доме. Сотрудники Пушкинского Дома не знают в лицо ни одного Пушкина, родственника Александра Сергеевича! Вот это результат!
С другой стороны, для меня рисунки Пушкина стали еще дороже и интереснее - ведь он сумел, рисуя родню, передать типично Пушкинские фамильные черты настолько точно, что даже специалисты приняли их за несколько измененные черты Александра! Следовательно, он был не только неплохим - он был поистине гениальным рисовальщиком. И потому их аттестация Эфросом как только бедные рисунки поэта, а самих русских поэтов как эпигонов академической школы, где у ног трагической Музы лежал маленький армейский поручик Лермонтов - выглядит для меня не только не убедительной, но сознательным очернением русских литераторов.
Этим я еще раз хочу показать, что идеологическая война против русской культуры идёт не только на историографическом, но и на филологическом фронте. И если в XVII веке норманнскую теорию придумали шведы, а веку спустя ее привили на русской почве немцы, то в филологии и культурологи главными противниками русских достижений стали евреи, что мы и видим на примере А.М. Эфроса. Опять-таки, я ничего не имею против евреев, даже в качестве филологов и критиков. Если бы речь шла о рисунках Пастернака, Бабеля или Шолома Алейхема, меня бы это никак не затронуло. Но когда мне твердят о том, что Пушкин и Лермонтов - плохие рисовальщики, поскольку все портреты Пушкина предельно узнаваемы, а Лермонтов вырисовывает каждый листочек и каждую пуговку мундира, то я невольно задаюсь вопросом - а судьи кто? И опять - об Эфросе с его злопыхательством можно было бы забыть, с того времени прошло более ¾ века, но нет - С.А. Фомичев ностальгически вспоминает его брызганье слюной в адрес великого русского поэта и дает ссылки на все его работы подобного рода. Так что «академизм», требующий ссылаться на работы ранних исследователей, и вовсе не сообщающий, кого из предшественников следует цитировать подробно, а кого упоминать мимоходом, свидетельствует в данном случае об одном: Пушкина как рисовальщика учёные еще не знают, да и знать не хотят. Хотят лишь видеть на солнце пятна.
Заключение. Теперь, когда можно заниматься исследованиями не только в рамках государственных учреждений, раскрываются многие доселе неизвестные области русской духовной культуры. Не давит ни идеология, ни юбилейные даты, ни составленный начальством пятилетний план научной деятельности. И это приносит новые открытия.
Литература
ДЕН: Денисенко С.В., Фомичев С.А. Пушкин рисует. Графика Пушкина. СПб, Издательство Нотабене; N.Y.; Туманов & Ко; 2001, 256 с., ил.
ЛИБ: Либман М.Я. Жуковский и немецкие художники // Взаимосвязи русского и советского искусства с немецкой художественной культурой. М., 1980
ПАХ: Пахомов Н.Н. Живописное наследство Лермонтова // Литературное наследство, т. 45-46, М., 1948
ПД: Нумерация Пушкинского Дома
ТАЙ: Чудинов В.А. Тайнопись в рисунках А.С. Пушкина. Разгадка кода гения. - М.: Поколение, 2007. - 488 с., ил.
ЭФ1: Эфрос А. М. Рисунки Пушкина // Русский современник, 1924, № 2, с. 194-215
ЭФ2: Эфрос А. Рисунки поэта. М., 1930
ЭФ3: Эфрос А. Рисунки поэта. 2-е изд., М., 1933
ЭФ4: Эфрос А. Автопортреты Пушкина. М., 1945
ЭФ5: Эфрос А. Пушкин-портретист. М., 1946
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.370 секунд