В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 18, 2016

Надпись Сандуса, яко поручика Киже, и другие новости археологии контакта

Автор 11:45. Рубрика Чтения новых текстов

Далее я хотел бы показать, что никакой стандартной христианской формулы типа «Господи, помози рабу своему Сандусу» не получалось, ибо было написано: ГИ, ПОМОЗИ РАБОУ ХРАМА, ЯКО САМОМОУ ХРАМОУ МАРЫ. Так что археологи придумали «ложь во спасение», создав археологического аналога «поручику Киже». И ответственность на это лежит на петербургской исследовательнице Т.В. Рождественской.

saduk12.jpg

Рис. 12. Татьяна Всеволодовна Рождественская за осмотром граффито

Хотелось бы заметить, что я не имею ничего против деятельности эпиграфистов, моих коллег. Однако в данном случае мы имеем явный профессиональный эпиграфический брак. Надеюсь, такие случае в ее биографии бывали не часто.

А далее меня заинтересовал сам храм святой Софии в Новгороде. Википедия пишет о нём: «Собо́р Свято́й Софи́и - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. На протяжении столетий - духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой».

Это весьма любопытно: граффито (якобы Сандуса) было нанесено в 1056 году, то есть, буквально, через 6 лет после того, как храм вступил в строй.

Но имеется некое противоречие: если, судя по граффито, храм еще в 1056 году был ведическим, храмом Мары Рюрика Яра, то христианский епископ в 1050 или 1052 году никак не мог приехать на его освящение. Более того, прототип Иисуса Христа, Иса Кресень, родился лишь в 1054 году, а до того христианство было даже теоретически невозможно. Так что освящение храма христианским епископом, вероятно, было произведено век, а, возможно, два или даже три века спустя.

Впрочем, первая дата более вероятна, на что косвенно указывает и такая цитата из Википедии: «Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году». Так что ремонт храма в 1151 году и был, вероятно, связан с его переделкой из ведического в христианский.

saduk13.jpg

Рис. 13. Софийский собор Великого Новгорода

Несколько слов в этой статье Википедии уделено и исследованиям граффити: «Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI - началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные - кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях. Всего к 2014 году известно около 800 текстов. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской».

Разумеется, было бы любопытно ознакомиться хотя бы с частью этого графического наследия. Пока на основании только одного факта далеко идущие выводы делать не следует, как бы я ни полагал, что данный факт - весьма надёжный.

Но, как выясняется, еще одна проверка вполне возможна. Так, в монографии [12:104] говорится: «Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является уникальный по своему стилю фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее собора св. Софии в Новгороде. Этот собор был построен между 1045 и 1050 годами и оставался нерасписанным до 1108 года. По-видимому, до этого времени интерьер украшали лишь отдельные изображения святых, размещенные на столбах и выполнявшие роль своеобразных монументальных икон. К их числу и относится фрагмент южной галереи, на котором представлены Константин и Елена в рост». Более того, фреска святого Константина была представлена на рис. 14 с подписью: «Цветная иллюстрация 43. Собор св. Софии, Новгород. Святой Константин. Фреска в южной галерее. Детали. Вторая половина XI века».

saduk14.jpg

Рис. 14. Фреска святого Константина из храма Святой Софии

На этом изображении я выделил черной рамочкой некий фрагмент, на котором можно видеть, что изображение святого Константина было нанесено поверх другого изображения.  Но фреску святого Константина в увеличенном размере удалось скачать, и усилить по контрасту. Этот фрагмент я решил изучить подробнее, и изобразил его на рис. 15.

А далее я приступил к выявлению более древнего красочного слоя и к выделению на нём ликов с подписями на них, рис. 15. Так, в левой части выделенного на этом рисунке фрагмента я выделяю мужской лик анфас, с большой окладистой бородой и с большими усами, но с глазами-дырочками, который я обращаю в цвете, и на котором читаю несколько строк: ЯРА ВОИН 35 АРКОНЫ РЮРИКА.

Весьма интересно: судя по всему, во времена Рюрика стены храма были расписаны лицами погибших воинов. Однако продолжаю чтение, теперь уже на нижней части лица: 35 МИМА РИМА ХРАМА МАРЫ. Иначе говоря, подтверждается та информация, которая была получена из анализа так называемой надписи Сандуса: храм Святой Софии был построен как храм Мары воинов Рюрика.

saduk15.jpg

Рис. 15. Моё чтение надписей на нижней части фрески Святого Константина

Под этим мужским ликом я нахожу еще один мужской лик анфас в шапке. Борода не прослеживается, но усы видны; глаза опять обозначены как дырочки. На этом лике я опять читаю слова: РЮРИКА МИРА ЯРА ХРАМ МАРЫ. Иначе говоря, мы видим повторение тех же слов, что и на первом лике, точно под копирку.

Третий лик я выделяю много правее, примерно на середине фрагмента на рис. 15, и уже не обращаю его в цвете. Это мужское лицо анфас, наклонённое влево, безусое и безбородое с длинным прямым носом (несколько напоминающее лицо Керенского), на котором я читаю такие слова: на уровне глаз - слово СОХРАН, а ниже - слова: ХРАМА ВСЕЯ РУСИ МАРЫ. Итак, помимо слова СОХРАН, которое означает МУЗЕЙ (в данном случае МУЗЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ) мы убеждаемся в том, что данный храм был не просто очередным храмом Мары, но храмом Мары ВСЕЯ РУСИ МАРЫ.

Опять-таки, мне достаточно рассмотрения этих трёх ликов (хотя я их вижу тут еще не менее четырёх), чтобы понять, что всё то, что было прочитано на граффити якобы Сандуса, теперь полностью подтвердилось на красочном слое под христианской фреской.

saduk16.jpg

Рис. 16. Моё чтение надписей на верхней части фрески Святого Константина

А на верхней части фрески Святого Константина внутри фрагмента, обведенного черной рамочкой слева, я прочитал слова: В 35 ХРАМЕ МАРЫ РУСИ, где слово РУСИ написано руницей.  А внутри правого верхнего фрагмента, обведенного черной рамочкой, я читаю слова: МИРА МАРЫ ХРАМА МАСКИ ВОИНОВ РЮРИКА ХРАМА. - Как я понимаю, это титульная надпись эпохи Рюрика на данной стене.

Подведем некоторые итоги. Первый: нынешний христианский храм Святой Софии есть несколько изменённый Всея Руси Мары храм воинов Рюрика. Замечу, что это - второй обнаруженный мною храм Всея Руси: первым был храм Яра Всея Руси - нынешний Димитровский собор во Владимире. То есть, он был построен не как христианский.

Второй: некоторой частью любого храма Мары являлся СОХРАН - помещение для хранения либо образцов камней с остатками древних животных или растений, представляющих интерес для палеонтологии, либо масок умерших людей, например, воинов. При этом лики могут быть написаны в той или иной художественной технике, либо вылеплены из глины или гипса, либо изображены в виде сколов на камнях. Тем самым получен ответ и на вопрос о том, что собой представляли маски Таштыкской археологической культуры: археологи раскопали СОХРАН местного храма Мары воинов.

Итог третий: изображения обычных людей, воинов или жрецов никогда не подписывались именами, поскольку считалось, что имя имеет сакральный смысл и должен быть известен только ближайшим родственникам, но не посторонним людям. А рисунки, портреты красками или в виде рельефа или скульптуры, посмертные маски - они вполне передавали внешние черты умерших в знак уважения к ним.

Итог четвертый: маски погибших воинов Рюрика назывались МАСКИ РЮРИКА.

Итог пятый: руководители храмов имели специальные нагрудные металлические таблички с изображением воинов и соответствующими подписями.

Заключение. Удалось приподнять завесу над загадкой интерьера ведических храмов. Одним из помещений был СОХРАН, музей воинской славы павших воинов. И хотя это слово мне попадалось и ранее, впервые в храме Софии Новгородской его удалось локализовать: оно находилось там, где в христианское время была написана икона Святого Константина. Так что, полагаю исследование древностей этого храма следует продолжить.

Литература

1.      Надпись Сандуса. Софийский собор, Новгород. Вторая половина XII века. 10 марта 2016 года. Источник: https://vk.com/archaeologynews

2.      Успенский Федор. О домонгольской Руси и ее месте в средневековом мире. Что осталось от домонгольской Руси. По просьбе Arzamas четыре историка описывают то немногочисленное наследие, которое досталось нам от домонгольских времен, - от имен и отдельных слов до монет и древнерусских граффити. Источник: http://arzamas.academy/materials/717

3.      Гиппиус А.А., Михеев С.М. Заметки о надписях-граффити Новгородского Софийского собора. Ч. III. продолжение, предыдущие части см.: Михеев С. М. Заметки о надписях-граффити новгородского софийского собора // древняя русь вопросы медиевистики. 2010. No 2 (40). с. 91-102. §1-3; 2010. No 3 (41). с.74-84 (§5-7- sic!). работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант No 10-01-00101а).

4.      Рождественская Т. В. Новонайденные древнерусские надписи-граффити мартирьевской паперти новгородского софийского собора // Труды отдела древнерусской литературы, СПб, 2004. т. LV. с. 538-554

5.      При раскопках в Кузбассе нашли ритуальные маски из гипса. 1 сентября 2015 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2015/09/blog-post_90.html#more

6.      Молодин В.И. Таштыкская культура // Библиотека сибирского краеведения. Источник: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/tashtykskaya-kultura

7.      Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951

8.      Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960;

9.      Вадецкая Э.Б. Таштыкская культура // Археология СССР. Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992

10.  Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб, 1999.

11.  Чудинов В.А. Стена Всея Руси в Британии и другие новости археологии. - Сайт chudinov.ru от 13 марта 2016 года

12.  Лазарев В.Н. Искусство древней Руси. Мозаики и фрески. - М.: Искусство, 2000. - 304 с.: ил.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.16MB | MySQL:11 | 0.244sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.386 секунд