В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 11, 2012

Артефакты скифов

Автор 02:30. Рубрика Чтения новых текстов

skifi13.jpg

Рис. 13. Портупейный пояс из кургана у села Грищенцы и моё чтение надписей

Портупейный пояс и моё чтение надписей. В той же книге имеется раздел «Портупейные пояса», где, в частности, говорится: «Удачным примером расположения в составе набора пластин всех видов может быть хранящийся в Эрмитаже фрагмент пояса из с. Грищенцы на Каневщине. В левой части его сохранились части конечной бронзовой пластины и остатки набора из зубчатых деталей. В средней части пояса прорезано узкое отверстие (щель) длиной 4,5 см, обшитое кожаным кольцом. Его края отогнуты наружу и частично перекрывают срединную пластину, фрагмент которой сохранился.

Сквозь щель в основе проходит сложенный вдвое кожаный ремень, наглухо пришитый к внутренней стороне основы. Кожаная основа доспеха состоит из двух слоев кожи шириной 4,6 см. По краю пояс обшит узкой кожаной тесьмой, образующей валик».

Меня, однако, как эпиграфиста интересуют надписи. Здесь контраст нет смысла усиливать, он и так достаточен для эпиграфических целей.

В верхней части пояса имеется надпись МАРА ЯРА, то есть, название храма, к которому принадлежал скифский воин. На медной бляхе можно прочитать две надписи, которые в совокупности образуют понятие ХРАМА ВОИН. Подобное понятие встречено нами впервые. Продолжением надписи ВОИН служит не связанное с ней слово КОВАНА, которое характеризует железную срединную пластину. Кованые изделия всегда имели более высокую стоимость, чем литые. Наконец, в самом низу имеется надпись ЛИК ЯРА. Это означает, что воин был подобен лику Яра. Как известно, наиболее распространенным было изображение Яра на коне, где бог поражает копьём змея.

В отличие от средневековых русских поясов, где на пряжке и других деталях поясного набора можно было прочитать имя и фамилию владельца, а также его профессию и должность, на данной пластине помечена только должность: ВОИН ХРАМА. Так что тут речь идёт не столько о воине войска, сколько о храмовом охраннике.

skifi14.jpg

Рис. 14. Золотая пластина  от горита из Аксютинцев

Золотая пластина. В книге Е.В. Черненко «Скифские лучники» (Киев, Наукова думка, 1981) имеется рис. 30 и пояснения: «В 1883-1885 гг. роменский помещик С. А. Мазараки у с. Аксютинцы раскопал большой курган № 2. В впускном погребении кургана у тазовых костей погребенного находилась «...большая золотая доска с изображением оленя, под которой лежала куча бронзовых стрел». В настоящее время пластина утеряна и известна лишь по рисунку в публикации (рис. 30). Золотая пластина имеет прямоугольную форму размером около 24 X 14 см. Вдоль края пластины пробиты небольшие отверстия, в которых сохранилось много золотых небольших гвоздиков с круглыми шляпками. На пластине выбито изображение лежащего оленя с поджатыми ногами. Правая передняя нога вытянута вперед и на ней лежит голова, украшенная большими ветвистыми рогами в виде сильно стилизованных головок орлов или грифонов. Орлиными головками украшено и плечо левой передней ноги. В. А. Ильинская права, полагая, что эта пластина относилась к гориту, а не к колчану».

Рассмотрим, какие надписи были на этом изображении.

skifi15.jpg

Рис. 15. Моё чтение надписей на золотой пластине

Полагаю, что главная надпись расположена справа от глаза оленя. Там читаются слова ЯРА РОДА ХРАМ. Полагаю, что олень как раз и являлся зооморфным символом этого храма. На левом роге можно прочитать слова ХРАМ ЯРА, как часть предыдущей надписи. На роге справа и далее вдоль спины можно прочитать надпись МАСТЕРСКАЯ ЯРА. РУСЬ РОДА. Три последних слова читаются в обращенном цвете. Кроме того, продолжением предыдущей надписи является слово МАРЫ. Таким образом, упоминается РУСЬ РОДА и МАРЫ. Если под Русью Рода понималась южная Русь, а под Русью Мары - территория нынешнего Китая, то Русь Рода и Мары - это пограничная область между Россией и Китаем.  - Мне также было важно отметить, что на хорошей прориси, составленной профессиональным художником, все неявные надписи хорошо читаются. Так что даже при утрате данной золотой пластины, ее надписи могут быть прочитаны.

skifi16.jpg

Рис. 16.   Часть горита из Карагодеуашха

Накладка парадного горита. В той же книге Е.В. Черненко о скифских лучниках имеется раздел «Парадные гориты». Там имеется описание горита из Карагодеуахша: «В 1888 г. в кургане Карагодеуашх недалеко от г. Крымск на Северном Кавказе любитель-археолог Е. Д. Фелицын обнаружил погребение воина. У головы погребенного «...лежали истлевшие остатки колчана, украшенного серебряной пластиной, покрытой листовым золотом. Пластина была снабжена художественным изображением человеческих фигур. В колчане было 50 медных стрел».

Как оказалось, это не колчан, а плохо сохранившийся горит. Золотая пластина очень тонкая. Скорее всего, это даже не пластина, а фольга. Серебро основы разложилось. Поэтому удалось собрать лишь несколько фрагментов, на которых сохранились оттиснутые фигуры воинов и частично орнамент. Фрагменты позволили А. Лаппо-Данилевскому и В. Мальмбергу верно определить назначение предмета. В. Мальмберг смог предложить вариант расположения сохранившихся фрагментов пластины на основе. Однако провести полную реконструкцию горита не удалось из-за плохой сохранности предмета. Эта находка будет описана ниже, после данных о другой находке горита, который является точной копией карагодеуашхского, находке, сделанной почти через сто лет после раскопок кургана на Кубани.

Реставрируя горит, М. В. Фармаковский сделал ценные наблюдения. «Основой горита служил каркас, сделанный из тонких деревянных стержней и ободков, из которых главный шел по верхнему краю горита, огибал его, опускаясь на донышко, где как раз шел посредине. По краям донышка шел тонкий деревянный ободок, соединявшийся с главным воедино наверху, образуя твердую основу всей вещи. Вероятно, подобным же образом укреплялись и края отверстия горита, но здесь следов стержня не сохранилось, а сохранившиеся обломки довольно толстого деревянного стержня может быть составляют ничтожные остатки самого лука, присутствие которого вполне вероятно, но других следов его отыскать нельзя. По деревянному каркасу была натянута кожа; от нее осталась масса отдельных обрывков, совершенно несоединимых теперь. По-видимому, кожаный футляр был сшит по верхнему краю горита, на что имеется основание в украшениях его. Кожаный футляр был обтянут кроме того холстом, но не весь..., а лишь те его части, которые потом были облицованы серебряной пластиной. От холста тоже сохранились отдельные обрывки. Так как на холсте заметны следы гипса, то весьма вероятно, что он играл известную роль именно в связи с гипсовой заливкой». Этот гипс (по определению химической лаборатории Эрмитажа - гипс, смешанный с известью) лежал между холстом и металлом обкладки для предохранения рельефных изображений обкладки от деформирования. Золотая накладка была прибита к деревянному каркасу серебряными гвоздиками».

один комментарий к “Артефакты скифов”

  1. Rasen написал:

    """""""е представлен в основном туром (и даже существует имя Артур, то есть, Яр-Тур), то у скифов Яр больше понимался как олень. Правда, на первом же прочитанном мною артефакте (из Тувы) речь идёт о русских скифах, а это даёт возможность предположить существование еще и нерусских скифов. Однако пока мне артефакты нерусских скифов не встретились, и такое предположение, скорее всего, останется чисто теоретическим."""""""

  2. *
    Вообще-то, два слова в нынешнем языке могут означать одно и то же, если написаны через дефис. То есть если написать "русские-скифы", то это как раз и будет означать, что скифы и есть русские, и никаких других скифов не существует.
    ============
    """""""Еще одним новым словосочетанием, связанным с Яром, является наличие у этого бога некого МАКА, который оставляет ПЯТНА. Слова МАК и ПЯТНО также встретились мне на рассмотренных в данной статье скифских артефактах впервые. Возможно, что я ошибаюсь, но со словом МАК возникают ассоциации с наркотиком опиумного типа, который, возможно, применяли в своей магической практике мимы."""""""""
  3. Здесь можно было бы вспомнить собирательное название наркотиков опиумного типа - ОПИАТЫ (хотя правильнее было бы произнести ОПИЯТЫ (ОПИЙАТЫ), так как в их производстве используется ОПИЙ. И даже народное выражение "пить горькую" часто звучит как ПИЯЧИТЬ.
    Внимательней рассмотрев фото, можно обратить внимание на то, что буква "П" изображена как-то странно, похоже на лигатуру знаков "П" и "И". В таком случае, слово ПИЯТНО аналогично слову ПИТИЕ.
    И если на горите написано, как указано в статье,
    """""""Теперь можно прочитать надписи. В верхней части горита надпись гласит: РАКА МАРЫ ЯРА, внизу крупными буквами - РОДА РУСЬ. Это означает, что сама пектораль принадлежала раке Мары, тогда как храм относился к Руси Рода.
    А на изображении ткани можно прочитать два сообщения: МИМ ЯРА, то есть владельческую надпись, и ЯРА МАКА ПЯТНА. А это сообщение наводит на мысль о том, что мак Яра - это нечто вроде опиумного мака. Данная надпись напомнила мне информацию на одном из этрусских зеркал, о том, что скифы любили отравлять себя. Однако, полагаю, что наркотики, как и у сегодняшних шаманов, использовались только на уровне мима и исключительно в ритуальных целях."""""""
  4. Оказывается, что "горит", это вовсе не колчан для стрел, а "рака" - ёмкость Мары, а Мара отвечала, в том числе, за болезни.
    Об опиатах же известно следующее.
    /////////Опиаты – мощные наркотики, получаемые из макового растения, которое веками использовалось для облегчения боли. К опиатам можно отнести опиум, героин, морфий, кодеин. Даже спустя века после их открытия, опиаты остаются самыми эффективными средствами облегчения боли, доступными для врачей. Хотя героин не имеет медицинского назначения, другие опиаты, такие как морфий и кодеин, используются для ослабления боли при болезнях (например, при раке), в медицинских и зубоврачебных процедурах.///////
    А так, как Яр, это Бог-Воин, то мим Яра, это тоже воин, и мог носить "раку Мары" с "Яра мака питьем" не для ритуальных потребностей, а для потребностей военных - облегчать боль воинов при ранениях.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.359sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.541 секунд