В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 26, 2013

О славянских деревянных скульптурах

Автор 13:08. Рубрика Славянские боги

skulptura7.jpg

Рис. 7. Карельский лик

Тайна карельских Ликов. Так называется статья Алексея Попова из Петрозаводска http://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=593. Она начинается так: «Летом 2003 года экспедиция, организованная автором, проводила исследования в Медвежьегорском районе Карелии. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «языческих идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом.     

Учитывая, что в интересующем нас районе в настоящее время нет ни одной населенной деревни, а ближайшая находится в 30 километрах, нам приходилось надеяться только на удачу и на те немногочисленные сведения, которыми мы располагали. Любой человек, взглянув на фотографии, поймет те удивительные ощущения, которые наполнили наши души. Языческая культура - чудесный и загадочный мир, дошедший до нас лишь пунктирно, осколочно, воссоздаваемый нами, как правило, интуитивным путём, вдруг, в образе идолов, предстал перед нами во всей своей самобытной красоте и величии.

 skulptura8.jpg

Рис. 8. Автор рядом с загадочным ликом

 

Так что же, чётко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки. Таинственные деревянные изваяния, расположенные друг от друга, как мы выяснили позже, в получасе ходьбы, совершенно не похожие один на другого, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Затерянные в глухой карельской тайге, неприступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на нас, пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем были они воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?   

«Идолы» резко отличаются друг от друга и по размерам (от 1 до 2,5 метров высотой), и по характеру изображения. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминавший изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи, что в Тихом океане. Что это: случайность или отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не узнаем? Изображения других «идолов» не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о «деревянных языческих богах» наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об их изображениях».

skulptura9.jpg

Рис. 9. Моё чтение надписей на лике

Мои чтения. Алексей Попов не сообщает ничего конкретного о наблюдаемых им деревянных скульптурах. Он, видимо, не исследователь. Но прекрасно, что он смог сфотографировать эти изваяния. А я, как обычно, попытаюсь выявить надписи и лики.

На лбу каменного исполина я выделяю маленький фрагмент, а правее - большой. На малом фрагменте я читаю слово ЯР, на большом - слова В ЯРА ХРАМЕ. Но эти слова не относятся в данному лику, а лишь сообщают, где можно найти полноценный (вмещающий) лик Яра. Они лишь перекликаются с надписью на Святовиде, которая оповещает о том, где можно встретить полноценную (вмещающую) статую Рода.

На левом глазу (от зрителя справа) можно видеть голову медведя в правый профиль. Это - зооморфная ипостась какого-то русского бога. Но какого? Белый медведь символизировал Макошь, а тут мы впервые сталкиваемся с головой бурого медведя. Однако долго гадать не приходится, поскольку внутри изображения читается подпись - РОД. Полагаю, что эта крупная надпись относится не только и не столько к данному зооморфному лику, сколько ко всей деревянной скульптуре.

Слева от кончика носа можно прочитать подпись РОД ЯРА, которая подтверждает мою атрибуцию всей деревянной скульптуры как лика Рода.

То, что на основном лике можно считать ртом, является вторичным ликом, где углубление можно считать сплюснутым по вертикали человеческим лицом, ртом которого оказывается горизонтальная прорезь ниже. На месте глаз имеются два фрагмента с надписями, которые я читаю как МИМ ЯРА. А в глубине рта вырезаны еще два слова: ЯРА МАРА (я их не выносил на поля сноски). Полагаю, что это и есть титульная надпись, которая говорит о том, что данная скульптура поставлена в честь умершего (отсюда поясняющие слова ЯРА МАРА) мима (жреца) Яра.

Под этим основным ликом располагается два дополнительных лика, но уже не скульптурных и не выдолбленных. Они созданы чуть заметным рельефом. Верхний лик представляет собой мужское лицо анфас, закруглённое в области подбородка, но прямоугольное наверху, что напоминает маску.  Поскольку на лике отсутствуют усы и борода, можно предположить, сто перед нами - изображение жреца (мима). На кончике носа имеется надпись РОД, на правом глазу надпись ЯРА (двукратная, наложенная сама на себя), на левом глазу - надпись ХРАМ. Тем самым, так обозначен храм Рода Яра. Наконец, внизу, в области рта, можно прочитать слова МИМ ЯРА, что подтверждает наше предположение.

Второй лик находится ниже.  Он представляется собой мужское лицо, повернутое влево на ¾. У него выступающий треугольный нос, глаз практически не видно, рот открыт, ухо - крупное. Под носом можно прочитать слово РОД, правее - слово СВАРОГ. Я давно подозревал, что Сварог - это более поздняя ипостась бога Рода, теперь я получил подтверждение.

Итак, мы опять видим четыре лика, как и на рис. 3.  Здесь первый лик горельефный, более низкий - в виде углублений, два нижних - барельефные. Основной лик - Род Яра, ниже - Яра Мара, два нижних - мим Яра и Род-Сварог. Но у Алексея Попова никаких атрибуций нет - ни целого лика, ни его фрагментов.

Продолжение статьи А. Попова.  «Единственное, что сближает найденных нами «идолов» - время их изготовления. Судя по структуре дерева, им более ста лет (об этом же свидетельствуют и некоторые местные легенды) и были они воздвигнуты где-то в конце 19 века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества («ведовства») были достаточно распространены в Карелии, о чем свидетельствуют историко-этнографические работы Шайжина, собравшего в конце 19 - начале 20 веков уникальные сведения о быте и верованиях населения Карелии. Рядом с двумя из найденных нами «идолов» находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сведения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, «идолы» «восстанавливаются» каждые 150 лет)».

Понятно, что ведические общины в глухих местах России продолжают существовать, и данные лики были сооружены примерно в середине XIX века. Правда, Н.С. Шайжин занимался не деревянными ликами, а фольклором - пословицами, загадками, преданиями. «На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы. Но так ли это? Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более что прежде, чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенная система в их расположении и выбранное место по каким-либо причинам неслучайно? А если неслучайно, то на чем основывались наши предки при выборе места? Вопросов было много».

skulptura10.jpg

Рис. 10. «Таинственный карельский идол»

Таинственный карельский идол. Понятно, что когда нет предварительных знаний, вопросов возникает много. Но пока вновь отвлечемся от повествования А. Попова, чтобы рассмотреть второй лик, который он, как и первый, называет «идолом».

Надпись на лбу лика читается лучше, если ее обратить в цвете. Тогда можно прочитать слова ХРАМ ЯРА РОДА. Ниже, но чуть выше переносицы читается слово РОД. Слово РОД также написано вокруг носа, слева буквы РО, справа - Д. Это - наиболее крупная надпись лика. Еще одна надпись РОД расположена над открытым ртом, но она существенно меньше.

Ниже расположены три вспомогательных лика. Верхний представляет собой женское лицо анфас с очень широким ртом и маленьким носом-кнопкой. На лике можно прочитать слово МАРА. Средний лик, являющийся женским лицом анфас, изрезан тупоугольными шевронами, однако на нём читаются слова МИМА ЯРА.  Наконец, нижний лик находится в ямке, где освещенность очень мала. Но там можно заметить зооморфный лик с поворотом влево на ¾, с двумя словами подписи. Справа в столбец написано слово МИМА, внизу в строку - слово РОДА. Таким образом, и на этом основном скульптурном лике имеются три вторичных лика.

К сожалению, Алексей Попов описаниями ликов не занимается.

Окончание статьи А. Попова. «Пожалуй, наиболее рациональным, как нам представлялось, было проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют порой древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в древности широко применялась жителями Карелии. Не случайно, поэтому, ветки лозы - символа рудознатцев - украшали первый герб Карелии. И вполне возможно, что древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.

С помощью двух Г-образных металлических рамок, являющихся нашими спутниками во всех экспедициях, мы изучали места расположения изваяний, подходя к ним с различных сторон, и неизменно рамки реагировали отклонением в стороны, не доходя до идола 1-1,5 метра. То есть, с учетом этого можно сказать, что идолы установлены в центре особой, так называемой, геоактивной зоны, имеющей диаметр примерно 2,5-3 метра».

Однозначного вывода я здесь не вижу. То ли имеет место, действительно, выход земной энергии в активной зоне на данной территории, то ли саму эту зону создали лики. В первом случае размер зоны слишком мал. Во втором - излучение создаёт само изваяние. Я с этим сталкивался при изучении каменного лика Мары в Алексеевке. Так что мне представляется верным второе предположение.

«Как творились статуи в честь богов? С какими таинствами и как долго? Что при этом чувствовал мастер? Ясно одно - во время работы происходит чудо. Мастер начинает работать с бревном. В какой-то момент к нему вдруг приходит ощущение, что он вошел в диалог с богом, которому вырубает изваяние. Еще несколько минут назад всё казалось обыденным, и вдруг мастер не один, на него глядит изваянный им образ. И не просто глядит, а относится к мастеру как-то особенно, как будто говорит с ним... Последние взмахи резца. Мастер замедляет движения. Рука более не тянется к изваянию. Вот он - бог здесь, и касание его резцом уже недопустимо.

Возможно, это только поэтический образ и всё было совсем иначе. Однако, как мы лишний раз убеждаемся, старые легенды живут и сегодня. Они трансформируются, принимая новые формы, создавая целые сказочные миры, загадывают нам всё новые и новые загадки, как бы неустанно повторяя, что мы еще недостаточно знаем наш мир, его историю, его законы».

В духе современности           создание статуй приписывается одному человеку, которому почему-то захотелось создать деревянное изваяние. Поскольку Алексей не умеет читать надписи на сфотографированных им изваяниях, он не знает, что каждое из них принадлежала тому или иному храму, в мастерских которого оно изготавливалось. И того, что существовал определенный канон, традиция.

Жаль, конечно, что Алексей Попов не приводит больше данных о месте расположения этих ликов и об их ориентации. Какие тропы вели к изваяниям? Имеются ли какие-либо древние артефакты вблизи них?

«В любом случае карельские идолы - это новая загадка, а значит, Терра инкогнита - земля неразгаданная - еще ждет своих исследователей, и мы отправляемся в новое путешествие». - Мне кажется, сто слова карельские идолы в устах автора означают не столько географическую, сколько этническую привязку. Но, как мы видели по надписям, перед нами - не карельские, а русские культовые изваяния.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.571sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.748 секунд