В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Апрель 9, 2014

О творчестве Светислава Билбия

Автор 13:39. Рубрика Персоналии эпиграфистов

О творчестве Светислава Билбия

Чудинов В.А.

Светислав Билбия в качестве эпиграфиста неакадемического направления  известен в Сербии не меньше, чем Радивое Пешич. Я постараюсь привести отзывы о нём исследователя Рели Новаковича, а также несколько абзацев из его собственных книг [1] и [2]. Меня этот исследователь интересует с нескольких  точек зрения: как этрусколог, как историк письменности, как историк ранних стадий европейского этногенеза.

Насколько я понимаю, он живет и работает в США.

svetislav1.jpg

Рис. 1. Титул книги о языке древних европейцев

Язык древних европейцев и письмо этрусков. Так называется его монография, изданная в 1984 году в США [1]. У меня имеется возможность прокомментировать ряд ее положений. Книга написана на сербском языке и содержит 298 страниц. Однако это сербское издание выполнено в 2000-м году, научную редакцию осуществила Мирослава Петрович, рецензию подготовил профессор, доктор Релья Новакович. Издание тиражом в 500 экземпляров осуществило издательство «Мирослав».

Книга состоит из 7 глав. После предисловия Р. Новаковича следует «Предисловие к сербскому изданию» Светислава Билбия, где автор в конце пишет: «Великое число непрочитанных и непереведенных этрусских источников в Италии, а также лидийских, ликийских, карийских и фригийских письменных памятников, покрывает огромным слоем музеи Царьграда и других мест Турции. Они настойчиво ждут того времени, когда начнут говорить  о нашем прошлом, которое до сих пор нам сообщали только иностранцы.

Божья милость была излита на меня, малого и незнатного человека, ибо мне выпало сообщить миру об исследовании этрусской тайны. И я Ему за то неизмеримо благодарен. - Чикаго, август 1984 года» [1:V]. - Пока мне неясно, насколько глубоко этот исследователь успел продвинуться в постижение тайны этрусской письменности и языка.

Введение. В нём автор отмечает: «Между языками древних народов, которые оставили свой язык, особого внимания заслуживают памятники, написанный этрусским письмом. Этим письмом писали этруски, которые жили в центре Италии. Они создали первые основы европейской цивилизации, которую позже римляне разнесли по всему свету» [1:VI].

К сожалению, уже с этим первым абзацем я согласиться не могу. Этруски говорили на одном из диалектов русского языка, а римская цивилизация создавалась намного позже, примерно в XII веке, вначале опираясь на этрусскую культуру, а затем игнорируя ее. Так что процесс был сложнее и многограннее.

«Об этрусках написано много, особенно в последние два столетия, когда начали открывать их многочисленные памятники. Биограф Лопес Пенья набрал около 700 свидетельств на разных языках об этрусках и их культуре, памятники которой разбросаны по многим музеям мира. Однако о проблемах этрусского языка написано не так уж много.

В науке давно утвердилось мнение о том, что этрусское письмо внешне похоже на греческое. Графическое сходство этрусских слов с греческими было главной причиной того, что гласные буквы были заимствованы из греческого алфавита, а потому этрусские слова похожи на греческие. А когда сходства не было, прибегали к семитскому письму, или полагали, что некоторые одиночные писцы или филологи имели собственные значения букв» [1:VI].

С этим можно согласиться. Иначе говоря, согласно трём новым языкам, не так давно созданным для целей распространения христианства, а именно греческому, латинскому и ивриту, когда понимание этрусских текстов не приходило с помощью греческого подхода, то этрускологи прибегали к латинскому или к семитскому (ивриту, финикийскому, арабскому и прочим семитским языкам).

Весьма любопытно положение Светислава, когда он, побегав со своей женой по музеям и галереям, содержащим этрусские памятники, сослался на неё: «Моя супруга тогда говорила, что этрусское письмо похоже на нашу сербскую кириллицу. И на первый взгляд, оно придумано» [1:VII]. И, наконец, он выделяет основную мысль: «Мне было ясно, что всё, что мы прочитали, было написано кириллицей, без оглядки на то, кто и когда это написал» [1:VII]. В другом месте он подчёркивает: «Этрусские тексты никогда не были правильно прочитаны, как сто лет назад написал польский этрусколог Станислав Якубовский [4]» [1:VIII]. С точки зрения Билбия «Этрусские письменные памятники не образуют никакой мистики, но они являются старейшими письменными памятниками всего европейского народа вообще» [1:X].

Мне понятно, что Билбиа в 1984 году не знал, что кириллица не является самым старым письмом русским и славян, и что таковыми являются руны Макоши (руница), и руны Рода (предкириллица). Поэтому я соглашаюсь с цитированными выводами только в том плане, что старейшим европейским письмом являются руны Макоши и руны Рода.

Светислав Билбия излагает также свой метод чтения этрусских текстов. Он отмечает: «До сих пор этот метод никогда не применялся. Он назван «методом переноса  значения кирилловских гласных на этрусские, лидийские и ликийские слова. Его также можно назвать этрусско-кирилловским методом» [1:X].

«По сравнению с этимологическим и морфологическим методами при исследовании всех слов, у 80% из этрусских лексем было определены значения или полного слова, или его корня, по словарю сербского языка Вука Караджича или по другим словарям. А у остальных 20% этрусских, лидийских и ликийских слов были выявлены основные значения  по аналогии с современным итальянским или с латинским языками» [1:XI].

Мне было бы интересно познакомиться с конкретными результатами Билбия. А его Введение заканчивается такими результатами: «1) Существовал единственный языковой предок народов, которые пришли из Подунавья, что доказываются положением, что лидийские и ликийские письменные памятники были переведены и доведены до полного понимания с точки зрения современного сербского языка, равно как и этрусские; 2) народы Малой Азии, которым служили рисунчатые знаки критского письма, отличались лишь внешним видом, но не   лексическими и фонетические особенностями от всякого другого вида письменности; 3) только они расширяли возможности неограниченного и свободного расширения ареала распространения письменности из малоазийских культурных центров» [1:XII-XIII].

Понятно, что для меня центром письменности была никоим образом не Малая Азия, но Русь Яра, Руяна, Аркона Яра, то есть, север Европы. Так что эти положения я принять не могу. Полагаю, что Светислав Билбия во многом ошибался.

Лепенский вир. «На плодородных берегах реки Дунай и его притоках, неолитические рыбаки начали заниматься земледелием, ибо земля была плодотворна и легка в обработке. То было начало одной цивилизации. Были найдены каменные орудия и гончарные изделия»  [5:1]. -  Я рассматривал сербские артефакты, найденные археологами; однако на них можно было найти надписи «Руяна» или «Аркона Яра». Но Билбиа не приводит эти находки и не читает надписи на них.

«Лепенский вир находится на реке Дунай в 70 милях к востоку от Белграда, Югославия, на месте, где Дунай входит в европейскую область, известную как Гвоздяные Врата, или Джердап. Археологические исследования научных групп из белградского и других университетов, проведенные под руководством археолога профессора Драгослава Срейовича, изложены в книге о Лепенском Вире [6]. Книга вызвала огромный интерес у мировой общественности во всех областях науки. Лепенский вир был заселен еще со времен мезолита  и имел свою торговую площадь и своё святилище» [1:1]. И далее Билбиа помещает карту Срейовича из [6:20].

svetislav2.jpg

Рис. 2. Находки в Подунавье от верхнего палеолита до неолита

Цивилизация Подунавья. «Только письменные документы древних эпох, которые были прочитаны и объяснены, которые нашлись среди этрусских, лидийских и ликийских артефактов, показали графическое сходство с этрусскими, однако до сих пор не был найден ключ к их пониманию» [1:4]. За этим маленьким разделом последовал другой: «Распространение из Подунавья». Тут рассматривается 4 направления распространения культуры: «Северный путь: вдоль горных истоков реки Дунай, без остановки, вплоть до северных морей, населяя также центральную и северо-западную Европу. Западный путь: заселение Альп и долины реки По. Южная граница пошла по Апеннинам, а западная совпала с Пиренеями и Атлантикой, где сегодня живут баски. Она оставила глубокий след в долинах реки Ибера. Восточный путь прошел до устья Дуная и до Чёрного моря, где были заселены все богатые области европейской низменности современной Украины и юго-восточной России. Южный путь:  распространение на Балканы, в Малую Азию, а также на острова Белого и Эгейского моря» [1:5-6].
svetislav3.jpg
Рис. 3. Пути распространения письменности из Малой Азии

Если не читать, что написано на найденных артефактах, то действительно можно предположить такой путь распространения европейской культуры.

Далее я опускаю раздел «Ликийцы и латины», где нет ни одного примера. И перехожу к следующему разделу.

Предки имен этрусков, расен и тирренцев. «Слово РАСЫ, из которого возникли имена Расы, Расены, Раца, происходит в славянских языках из слова РАСА, которые существуют также в немецком и английском языках» [1:24]. - А почему не от слова РУСЬ? - «Осталось объяснить слово «Тирренцы», поскольку из этого имени образовались имена Туски, Труски и Этруски» [1:30]. - С моей точки зрения, это совершенно неверно. Имена «расены» мне ни разу не встретились, а слово «этруски» имеет совершенно иное происхождение.
svetislav4.jpg
Рис. 4. Знаки критских печатей

Критские предки алфавита. «Население Крита появилось в эпоху, когда подунайские племена, пройдя Балканы, начали заселять западную часть Малой Азии и Эгейское море... Богатый английский бизнесмен  Джон Эванс, пассионарный любитель и археолог, посвятил добрую часть своей жизни и материальных средств археологическим исследованиям» [1:32-33]. - Хотя имя Эванса Артур Джон, но в археологии он известен как Артур. Что касается его профессии, то он был «хранителем музея Эшмолеан в Оксфорде» (Википедия), а местность на Крите купил, будучи студентом. Из приведенных слов следует, что Билбия не очень-то интересовался биографией Артура Эванса. Впрочем, из дальнейшего следует, что Билбия имел в виду отца Артура.

«Первые находки его воодушевили, ибо он нашел много табличек из обожженной глины и каменных плиток, которые были исписаны шарами и удивительными знаками, сопоставимыми с теми, которые были найдены в Афинах» [1:33].

svetislav5.jpg

Рис. 5. Знаки линейного письма Б

Мне немного странно глядеть на эти знаки как на простые иллюстрации, поскольку часть знаков критских печатей я расшифровал  [7, рис. 3-5, 7, 9]. А дальше в нескольких словах приводятся примеры знаков на дощечках без определения их значений, рис. 5. А затем говорится: «Оба Эванса, отец и сын, имели ясное представление о том, что Крит был праисточником письменности и воодушевил создание письменности в Малой Азии» [1:35]. - «Уже во время сличения рукописных знаков на острове Крит возникла полемика между учёными по вопросу о том, каким было отношение во втором тысячелетии до н.э. между основой египетского письма и письмом других народов, которые пользовались рисуночными знаками. Учёные, которые изучали рисуночные знаки Крита, Микен и Пилоса,  и сравнивали их с египетскими иероглифами, нашли между ними многие критские рисуночные знаки... В данной ниже таблице этрусские буквы взяты из таблицы Марсельяна, сербская кириллица - из словаря сербского языка Вука Караджича, греческие буквы - из обычного греческого алфавита. Буквы-знаки семитского алфавита северных семитских племен взяты из моабитской таблички с еврейскими названиями»  [1:36].

svetislav6.jpg

Рис. 6. Графическое соответствие этрусских букв семитским и греческим [1:37]

На мой взгляд, метод графического сходства может быть применен только на предварительных стадиях исследования, и никоим образом на конечных фазах. Ибо даже у близких языков одни и те же знаки могут обозначать совершенно разные звуки. Так, в русском языке буква «Ч» означает мягкую аффрикату, тогда как в сербском - твёрдую, нечто вроде «ТШ», а буква «А» латинского алфавита в английских словах может читаться и как Э, и как ЭЙ, но не как звук «А». Для передачи звука «А» нужно писать «U», например, в слове «but». Но даже на предварительной ступени исследование применение графического сходства следует специально оговаривать.

В дальнейшем Билбия излагает догадки А. Эванса. А также даются совершенно неправильные отождествления, например, на рис. 7.

svetislav7.jpg

Рис. 7. Отождествления знаков разного произношения с кирилловским «Б»

Такие же неверные соответствия приводятся и для других букв кириллицы. Так, например, знак 4 в верхней строке - это Е, а не Б, а он же в нижней строке - это Ю, а не Б. Словом, тут не на чем остановиться, чтобы чему-то поучиться.

Сербица. Она состоит из нескольких вариантов. «Лидийская сербица» - письмо, которым написаны лидийские памятники» [1:78]. «Ликийская сербица» - состоит из букв, которыми написаны ликийские памятники» [1:79]. А дальше творится нечто невообразимое: «Киевско-русская или русско-киевская сербица (сноска) - это совокупность графических знаков, которая с успехом применялась в истории». А сноска гласит: «По мнению студента русской и украинской истории, господина Саве Вуиновича из Эскондида, Калифорния, под знаками письменности, которые Константин Философ обнаружил в Крыму, вместо русско-украинской сербицы, следует точнее определить прилагательное: «киевская», а не «украинская сербица» [1:80]. Почему кириллица должна называться «сербицей», непонятно. И, наконец, «расенско-римская сербица - это исходная расенская азбука, перенятая из сербских малоазийских центров, и распространившаяся позже в Центральную Италию, где она стала применяться в расенской Этрурии»  [1:79].

Хочу напомнить, что  сербский вариант кириллицы был создан Вуком Караджичем в 1814-1818 годах. Однако, как я понял, это - не «сербица». А «сербица», по мнению Билбия,  возникла, как я понял, из письма Лепенского вира. Но Билбия не заглядывал дальше: он не знал, что письмо Лепенского вира - это сочетание руницы (слоговых рун Макоши) и рун Рода (предкириллицы).

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.151sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.174 секунд