В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 23, 2015

Томская писаница

Автор 04:22. Рубрика Чтения новых текстов

tomskaya7.jpg

Рис. 7. Скала с изображениями воинов

Скала с изображением воинов. На рис. 7 [4] изображения и рисунки помещены с поворотом по часовой стрелке примерно на 45 градусов. Сами изображения примерно в рост человека, одеты в нечто вроде кольчуги, поэтому их можно понять как воинов. У нижнего воина сохранилось изображение лица в правый профиль, возможно, что только лицо (но не его черты) и правая рука сохранились у верхнего воина.

На более далёкой скале (у перил ограждения) можно видеть несколько ликов. А прямо от основания ближайшего столба ограды идёт вдаль выбитая на склоне небольшая неявная надпись: МАЯК ХРАМА МАРЫ. Вероятно, это - титульная надпись, и мы найдем здесь интересные лики и подписи.

Прежде всего, меня заинтересовала фигура нижнего воина, чьё изображение я поворачиваю на 90 градусов против движения часовой стрелки. Здесь я выделяю первый мужской лик в правый профиль с усами и бородой, а пред ним на диагональной строке я читаю подпись: ХАРАОН ЯРА ДОМА. Слово ДОМА мне встретилось впервые. Оно означает, что в районе Томских писаниц часто бывал именно хараон Яра Рюрик (а другие хараоны неизвестны), и здесь он себя чувствовал как дома. А само изображение является очередным портретом Рюрика.

tomskaya8.jpg

Рис. 8. Моё чтение надписей на скале

Прямо под бородой Рюрика можно видеть еще один мужской лик в правый профиль. Этот лик № 2 принадлежит менее крупному лицу, с долинным носом и выступающим подбородком или бородой. На лике и под ним можно прочитать подпись: ХРАМ РЮРИКА, МИМ. Как и на египетских изображениях, первое лицо страны изображалось крупнее остальных. Кроме того, встретилось и прямое имя воина, РЮРИК.

Далее я рассматриваю лицо второго воина анфас, однако его деталей не вижу, а потому к числу ликов не отношу. Зато слева от него начинается неявная надпись, которая продолжается и на самом лице. Тут я читаю слова: МИР МАРЫ. 7 ЯРА РЮРИКА ГОД. Иными словами, перед нами находится датировка изображения и, очевидно всего комплекса построек вокруг. В пересчёте на привычное для нас современное летоисчисление это даёт дату 863 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Теперь я рассматриваю изображение на более далёкой скале. Лик № 3 - это бородатое и усатое очень крупное мужское лицо анфас с легким поворотом вправо. На уровне глаз я читаю слова: В 33 АРКОНЕ ЯРА. Оно означает, что Рюрик чувствовал себя как дома в городах с нынешним названием Ладога и Херсонес Севастопольский (лучше сказать, Херсонес Таврический), а также в их филиале в районе томских писаниц.

Борода лика № 3 образует самостоятельное мужское лицо анфас с очень большой окладистой бородой, лик № 5. Но само изображение мелкое. На уровне его глаз можно прочитать подпись: РОДА, а по диагонали на его бороде - слово МИМ. Так что перед нами находится изображение жреца русского бога Рода.

Еще один лик я выявил справа от лица второго воина, присвоив ему номер 4. Это - мужское лицо анфас, с открытым левым и закрытым правым глазом, производящее впечатление подвыпившего человека. У него - мясистый крупный нос, но мелкие челюсти; трудно сказать, имеются ли у него усы и борода. На уровне лба можно прочитать подпись: ЯРА ХРАМА МИМ.

Как видим, это изображение целиком посвящено Рюрику, который основал данное поселение как филиал 33 Арконы Яра на 7-й год своего правления. А еще в работе [4] можно прочитать такие строки: «Томская писаница» - первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства, уникальный комплекс истории и культуры народов Евразии, создан в 1988 году».

tomskaya9.jpg

Рис. 9. Изображение лося и моё чтение надписей

Скала с изображением лося. Это изображение я скопировал с сайта [5], имеющего прикладное значение, ибо там размещался призыв: поддержим Кузбасс, отдадим голос за Томскую писаницу! Речь шла вот о чём: «В финал конкурса "Россия 10" от Сибирского Федерального округа вышли 2 объекта - музей-заповедник "Томская Писаница" и озеро Байкал. Третий, решающий этап проекта продлится до 6 октября 2013 г».

Обычно изображения лосей относят к неолиту. Однако здесь я вижу три слоя надписей: самый древний - неявный; именно его прорезают глубокие риски с изображением лося (кстати, это явное изображение достаточно примитивно), и, наконец, буквы современных надписей. Так что в мою задачу входит чтение наиболее древних неявных изображений.

Слева от рога лося, между верхним его концом и шеей животного можно видеть неявный лик анфас в головном уборе, напоминающем берет. Судя по отсутствию усов и бороды, этот лик женский. На нём я читаю на уровне головного убора слово МАЯК, на уровне глаз - слово ХРАМА и на уровне носа и рта - слово МАРЫ. Так что данное изображение было МОНУМЕНТАЛЬНЫМ ОТ ХРАМА МАРЫ, а данная надпись - скорее всего титульной.

Второй лик расположен правее и ниже головы лося. Он представляет собой женское лицо анфас с круглыми глазами, намёком на нос и ртом с губами, сжатыми «бантиком». На голове имеется такой же крупный головной убор типа берета, но с маленьким конусом наверху. На головном уборе и чуть ниже можно прочитать слова МАРЫ ЯРА, а ниже, отступая от лица влево и на лице - слово РУСЬ, а под головой - слово РЮРИКА. Тем самым, наиболее древние изображения опять относятся к эпохе и Руси Рюрика.

Диагональные щели делят сплошную плоскость скалы как бы на отдельные доски. На самой нижней доске, там, где находится выщербина на границе с вышележащей доской, можно видеть более точный адрес: 33 АРКОНА ЯРА. Это - тот адрес, который нам уже многократно встречался.

И, наконец, меня заинтересовала щербатая диагональная линия между передними и задними ногами лося. На ней можно прочитать надпись: ЯРА РЮРИКА ХАРАОНА МИМА МАСКА ЯРА. Иначе говоря, подпись гласит о том, что перед нами находится ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЮРИКА. Однако этого изображения я, как ни старался, не нашел. Возможно оно находилось на той части скальной плиты, которая позже подверглась сколу.

А под животом лося можно прочитать датировку: 23-25 ГОД ЯРА, последние годы жизни Рюрика. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 879-881 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Так что и это изображение связано с пребыванием в этих краях Рюрика.

tomskaya10.jpg

Рис. 10. Скала с личиной и моё чтение надписей

Скала с личиной. Это изображение я заимствовал из рекламы [6], где на альбоме фотографий (с.2 фото 6) можно видеть эту скалу. На первый взгляд это - одно из древнейших изображений: тут и обведенная белым контуром личина, тут и вырезанное глубокими линиями изображение человека с согнутыми коленями и стреляющего из лука куда-то вверх; его голова обозначена едва заметным кружочком.

Сначала я выявляю лик вверху слева. Это - человеческое лицо анфас, без усов и бороды, что позволяет его атрибутировать как женское. Рот открыт, виден один верхний зуб, что придаёт лицу несколько устрашающий вид. На его верхней части я читаю датировку: 53-57 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 909-913 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Ниже я читаю подпись: МАРА ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, это изображение так же сделано во времена Рюрика.

Затем я рассматриваю личину. Она очерчена контуром в виде сердечка, что, возможно, является намёком на нежные чувства автора рисунка к ней. Нос не обозначен, зато виден большой рот, расплывшийся в улыбке, и небольшие усики над ним. Если принять во внимание небольшое ромбовидное сооружение на верхней части головы, то личину можно принять за изображение воина в шлеме анфас. А полукруглые густые брови просто повторяют обводы шлема. На бровях читается датировка: 52-82, а ниже читаются слова ГОД РЮРИКА ЯРА. В пересчете на привычное для нас летоисчисление это означает 908-938 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Возможно, что первая датировка на изображении Мары означает годы строительства храма Мары, тогда как вторая, на изображении воина - дату обустройства воинского контингента в ближайшей местности.

Третий лик анфас с небольшим поворотом влево расположен правее. Он не просто изображает лицо пожилого человека с усами и бородой в шлеме, но именно Рюрика, вероятно, в последние годы его жизни. На правом глазу я читаю слово МЫ, а на левом и ниже - слова: РЮРИКА ЯРА ВОИНЫ СВЯТОЙ РУСИ. Иначе говоря, Русь Рюрика понималась как Святая Русь.

Четвертый лик - зооморфный, то ли белка, то ли заяц наверху изображения, показанный в левый поворот на 3/4. На верхней части спины можно прочитать слово МИМА, ниже - ЯРА РЮРИКА. Подобная зооморфная ипостась мимы Яра Рюрика мне встретилась впервые.

Пятый лик - воин с луком в правый профиль с обобщённым контурным изображением. Над ним я читаю подпись: ВОЙСКА ЯРА.

Таким образом, данная композиция посвящена войску Яра Рюрика, которое располагалось где-то поблизости от этих скал в 50-е годы Яра. Но в фотоальбоме [7] эта фотография подписана странно: «явно инопланетные существа, голова от Чужих, по три пальца и по одному...». Иначе говоря, обобщённое изображение было принято составителем альбома за конкретное, а подписей он прочитать не смог.

tomskaya11.jpg

Рис. 11. Река Томь со скалами и моё чтение надписей

Скалы на реке Томь. Эти 4 выступающие с возвышенности скалы, отражающиеся в воде реки Томь, красивы и полны очарования, недаром их сфотографировал автор статьи [7]. Однако, помимо красоты, эти скалы несут на себе массу рисунков и надписей.

Рисунки тут видны в общем, но без подробностей. Что же касается надписей, то они сделаны буквами разной величины. Меня они заинтересовали с самой вершины, где я начал читать слева направо и прочитал титульную надпись: МИР РУСИ ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, это именно та надпись, которая объединяет все прочитанные выше изображения Томской писаницы.

Разумеется, тут имеются и другие надписи, например, ХРАМ МАРЫ; она нанесена по диагонали снизу вверх на левой скале. Имеется и еще множество; однако меня они интересуют в меньшей степени.

История датировки. Как и после прочтения надписей на писанице реки Лена [1], меня заинтересовал вопрос, кто же игнорировал эпоху Рюрика и датировал рассмотренные изображения палеолитом. Ответ я нашел в работе [8].  Там, в частности, написано: «Большое количество наскальных изображений было открыто в ходе археологического изучения Сибири. К огромному массиву сибирских писаниц можно отнести наскальные рисунки в долинах рек Енисея, Лены, Ангары, Томи и их многочисленных притоков.

Сибирские изображения животных принадлежат к числу наиболее выразительных и ярких образцов лесных писаниц. Центральное место в них занимал образ лося, самого крупного зверя сибирской тайги, охота на него была основным источником существования лесных племен. В изображениях этого зверя с наибольшей полнотой выражены черты того реалистичного стиля, который вырос на почве опыта первобытного охотника. Образ зверя непрерывно связан с его мировоззрением и мифологией. Сибирские писаницы представляют собой наиболее древние по стилю и содержанию наскальные изображения, предшествующие вторжению в регион тюркских племен, большинство из них относятся к неолиту и эпохе бронзы. Здесь наиболее полно представлено исконно лесное, таежное искусство с характерными для него сюжетами и образами, со своим мироощущением и реализмом в стиле.

К сожалению, до наших дней дошли далеко не все сибирские памятники наскального искусства. Освоение и промышленное развитие сибирских регионов повлекли за собой гибель многих из них. Некоторые великолепные наскальные изображения погибли при строительстве гидроэлектростанций на крупных сибирских реках. Так, при строительстве Братской ГЭС, в 1960-х годах ушли под воду Каменные острова на реке Ангаре. Здесь в глубокой древности на скалах были вырезаны или нанесены красной краской различные изображения. Последними, кто увидел эти рисунки, были участники экспедиции под руководством А.П. Окладникова. Петроглифы были тщательно описаны, зарисованы на кальку, сфотографированы, более того археологам удалось снять со скал часть рисунков и доставить их в Иркутск. При строительстве Саяно-Шушенской ГЭС были потеряны многие памятники наскального искусства, в том числе изображения Мугур-Саргола и Алды-Мозага. История исследования петроглифов Саяноского каньона тесно связана со строительсвом гидроэлектростанции. Места нахождения наскальных рисунков были открыты участником первых геодезических работ в зоне будущего водохранилища С.В. Макаровым в 1956 году. В 1960-е годы петроглифы активно исследовались экспедициями А.Д. Грача и А.А. Формозова. В 1974 году к работам в Саянском каньоне Енисея приступил отряд археологов под руководством Марианны Арташировны Дэвлет. Были выявлены и изучены такие памятник как «Дорога Чингиз-хана», Орта-Саргол, Бижигтиг-Хай, Устю-Мозаг, Мозола-Хомужалыг. Эти исследования были обобщены исследователем в ряде монографий: «Петроглифы Мугур-Саргола», «Петроглифы Улуг-Хема», «Петроглифы на дне Саянского моря».

Далее я выпускаю материал, посвященные несколько иным темам, но процитирую сноску по поводу достижений Алексея Павловича Окладникова (1908-1981).

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.246sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

управление:

. ..



20 запросов. 0.393 секунд