В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 16, 2013

О надписях саркофага князя Трувора

Автор 08:35. Рубрика Исторические комментарии

Моё чтение надписей на нишах. Вообще говоря, надписи на нишах не предназначались для посторонних глаз, имея чисто техническое назначение. Тем не менее, было бы любопытно прочитать их с высоким разрешением. Вообще говоря, на рис. 183 я уже провел такое чтение одной из пор (ниш) саркофага и убедился в том, что я читал правильно. Теперь я вновь обращаюсь к этой левой верхней нише. Надпись на ней, а также на левой нижней нише я читаю по тому же исходному изображению, что и прежде, на рис. 191.

truvor11.jpg

Рис. 11. Моё чтение надписей на левых нишах

На верхней нише я читаю в обращенном цвете, как и прежде, не только те же слова на тех же местах, но даже буквами в том же начертании, что я и иллюстрирую прежними чтениями на рис. 191.  Итак, тут читаются такие слова: САРКОФАГА ПОРА ДЛЯ ТКАНИ И ТРЯПКИ. Слово ТКАНИ на верхнем склоне ниши я специально выделил прямоугольной рамочкой.

Иными словами, данная ниша при первоначальном виде саркофага была обтянута тканью, подобно тому, как это делается и для нынешних недорогих гробов. Возможно, что ткань была с рисунком или даже с надписями. До наших дней она не сохранилась. А чтобы она не провисала внутрь, изнутри ниша (пора) была набита тряпками.

Как видим, более высокое разрешение не принесло в данном случае ни исправления старых, ни добавления новых слов. Но так можно сказать относительно верхнего склона ниши. На нижнем склоне я читал прежде слово ТРЯПКИ. Однако, поскольку я уже прочитал это слово на рис. 191 на верхнем склоне, я не стал его читать повторно, а перешел к чтению надписи в самой нижней части углубления, где смог прочитать слово МАЯКИ. Чуть ниже я прочитал слова МИР ЯРА. Полагаю, что если тряпки ниш назывались МАЯКАМИ, они должным были нести какие-то изображения, МАСКИ ЯРА.

Наконец, в самом низу целую строчку занимает надпись САРКОФАГИ КНЯЗИИ в смысле САРКОФАГИ КНЯЖЬИ. Иначе говоря, в те времена существовал особый тип княжеских саркофагов, не совпадающий с саркофагами господ и мимов.

Более высокое разрешение позволило выделить несколько новых слов, которые, возможно, существовали и при старом разрешении, но мне не хватило либо внимания, либо опыта для их чтения.

Что касается нижней нише, то я читал на ней слова преимущественно без обращения в цвете. Слова «ТКАНЬ ПРИЖАТА К» читаются и сегодня на тех же местах. Однако вместо чтения САРКОФАГУ на лучшем изображении видно, что написано слово «СКАТУ», то есть 2 первых буквы и три последних либо похожи друг на друга, либо тождественны. На этой же строке выявляется и написанное мелкими буквами слово «ДЛЯ». Это означает, что всё предложение на одной строке не поместилось.

Следующую строку для чтения я выделяю белой прямоугольной рамочкой. Тут я читаю слова ОХРАНЫ САРКОФАГА. Итак, смысл всего предложения становится вполне понятным: ТКАНЬ ПРИЖАТА К СКАТУ ДЛЯ ОХРАНЫ САРКОФАГА. Не исключено, что имелись специальные приспособления для крепления ткани к поверхности ниши. Охрана этих частей, видимо, была необходима для того, чтобы в ниши не помешались посторонние предметы и не прикреплялись ненужные надписи.

Черной рамочкой я выделяю фрагмент ниже, на котором читаю слова: ОХРАНА ХРАМА МАРЫ. Для меня важны и они, поскольку пополняют репертуар обязанностей храма Мары: к функциям изготовления ритуальных принадлежностей (намогильных камней, урн, саркофагов), к функции проведения ритуального обряда (возможно, и последующей тризны), теперь добавилась и функция  охраны саркофага в усыпальнице.

truvor12.jpg

Рис. 12. Моё чтение надписей на правых нишах

В моих прежних чтениях я читал не только в обращенном, но и в прямом цвете. Попробую теперь прочитать в прямом цвете надписи на правых нишах.

На верхней нише верхняя строка читается как ТКАНЬ РОДА ХРАМА ЯРА. А чуть ниже написано МАЯКОВ ЯРА МИРА. Еще ниже я читаю: РУСЬ ЯРА, АРКОНА. Иными словами, я лишний раз убеждаюсь в том, что данный саркофаг не принадлежит культуре этрусков, он сделан в столице Яровой Руси Арконе.

Кроме того, можно понять, что храм Рода Арконы изготавливал такую ткань, которая использовалась для всех маяков мира Яра. Таковы надписи верхнего склона данной ниши. А на левом склоне, на фрагменте, выделенном черной прямоугольной рамочкой, я читаю слово МАЯК. Иными словами, саркофаг являлся одним из маяков храма Яра, к которому приковывалось человеческое внимание.

На правом склоне верхней ниши, на фрагменте, обведенном белой прямоугольной рамочкой, я читаю слова ЯРА РУСЬ. Вообще говоря, слова на этой нише плохо различимы. На нижнем склоне едва угадывается слово ХРАМ.

На нижней нише я сначала читаю надпись на верхней строчке, которая гласит ХРАМИНА ЯРА. А на продолжении строки я вижу только одно слово ХРАМИНА. Эти слова совпадают с моим предыдущим чтением. Я полагаю, что слово ХРАМИНА первоначально было кратким притяжательным прилагательным со значением ХРАМОВАЯ. А существительное при этом прилагательном сохранилось до наших дней, это - слово РАКА. Следовательно, слово САРКОФАГ по-русски можно понять как ХРАМОВАЯ РАКА. И ударение падало на корень. В наши дни ударение падает на звук «И», а слово понимается, скорее всего, как «маленький храм».

Ниже в прямоугольной белой рамочке я читаю слова РУСЬ ЯРА, что лишний раз напоминает о принадлежности саркофага по культуре и статусу не столько Этрурии, сколько всей огромной стране под названием РУСЬ ЯРА. Еще ниже в такой же рамочке можно прочитать слова МАСКА ЯРА, а левее - МИМ ЯРА.

На правом склоне в выделенном фрагменте написано: МАЯК ЯРА. А в самом низу - ХРАМА ЯРА МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Последняя надпись понятна: всё, что связано с погребением, изготавливалось в мастерской Мары, а руководство страной и отдание почестей князю - с храмом Яра.

Таковы вновь прочитанные надписи на нишах между пластинами.

truvor13.jpg

Рис. 13. Моё чтение надписей на левых пластинах в прямом цвете

Между тем остается один вопрос по части изучения надписей данного саркофага: а не имеется ли русских надписей на лицевой поверхности пластин в прямом цвете? - Для ответа на этот вопрос рассмотрим изображение на рис. 193.

Над кентавром имеется срока, на которой я читаю слова ХРАМ МАРЫ, тогда как на черенке ветви написано МАСТЕРСКАЯ АРКОНЫ. Каких-то новых сведений здесь нет, эти слова уже были прочитаны в том или ином месте ранее. - На листе, наиболее близком к плечу кентавра, а также на самом кентавре я читаю слово МАСКА, а на боку животной части кентавра - слова МИМ ЯРА. Под животом животной части кентавра написано: РУСЬ ЯРА.

Далее следует разделительная цепочка, отделяющая нижнюю пластину от верхней. На ней я читаю слова: МАРА МИРА ЯРА. Это - выраженное несколько иначе упоминание о храме Мары Арконы.

На нижней пластине, где изображены два мужчины, на голове заднего можно прочитать слово МАСКА, а на его груди - слова В МИРЕ ЯРА. На уровне бедра переднего мужчины можно прочитать надпись ЯРА МИМ.

Общий вывод из чтения надписей на левых пластинах в прямом цвете будет таков: в прямом цвете надписи на пластинах также существуют. Хотя для их выявления необходимо усилить контраст изображения. Правда, эти надписи дают лишь выходные данные, то есть, сведения о мастерской, о ее храме, городе изготовления саркофага, а также о том, что похоронен мим Яра. В принципе, и эти сведения представляют интерес при знакомстве с тем, кем был покойник и откуда  он прибыл, хотя намного больше информации можно получить, читая надписи в обращенном цвете.

Но непосредственным следствием из данного вывода является заключение о том, что утверждение Библиотекаря об якобы отсутствии надписей на саркофаге является ЗАВЕДОМОЙ ЛОЖЬЮ. Надписи присутствуют на каждой пластине, и даже на нишах между пластинами, и они читаются как в прямом, так и в обращенном цвете. Апелляция к тому, что надписи не видны невооруженным глазом, ненаучна, поскольку мы не видим многих вещей непосредственно. Глядя на планеты, мы не различаем их формы - нам это помогает сделать телескоп. Глядя на каплю воды из лужи, мы не обнаруживаем в ней наличия одноклеточных и доклеточных организмов, но нам помогает сделать это микроскоп. Мы не видим полёта пули, и не замечаем, как раскрывается цветок, но нам помогает это сделать рапидная или цейтраферная киносъёмка. Но если бы кто-то в наши дни всерьёз стал утверждать, что планеты бесформенны, микроорганизмов не существует в природе, пуля не летит, а цветок - не раскрывается, поскольку мы этого не видим, такого человека тотчас обвинили бы в невежестве.

Таким образом, критика моих чтений со стороны ЖЖ Чудинология - это призыв обскурантов от науки вернуть эпиграфику на доприборный уровень исследования.

Об объёме исследований.  В данной монографии я поставил перед собой цель получить представление о типологии надписей на намогильных камнях, на урнах и саркофагах с точки зрения эпиграфики. Конечно, можно было бы продолжить рассмотрение в прямом цвете всех пластин, а также узоров, однако я делать этого не буду, поскольку какой-то новой информации при этом я вряд ли получу. Можно заранее сказать, что новые надписи будут дублировать старые, то есть сообщать выходные данные о том, что тут находится мим Яра, что саркофаг сделан в Арконе Руси Яра, на острове Руяна, что перед нами - маска Мары Яра и т.д. Выявление надписей занимает много времени у исследователя, а их чтение много времени у читателя, однако когда повторяется одно и то же, читательский интерес падает. Для научно-популярного жанра это недопустимо.

К большому сожалению, для данного исследования у меня имеется только одно изображение - передней стороны саркофага. Но и этого для понимания типологии погребальных надписей вполне достаточно. Хотя если бы я проводил академическое исследование, я привел бы фотографии всех сторон саркофага, а ниши сфотографировал бы при разном наклоне освещения, чтобы хорошо читались все склоны, а не только верхний. Кроме того, я поинтересовался бы историей обнаружения саркофага и его последующей судьбы, а также списком авторов, которые его изучали. Но для моих целей ничего этого не нужно.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.192sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.367 секунд