В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 8, 2016

Монеты и берестяные грамоты Великого Новгорода

Автор 11:32. Рубрика Чтения новых текстов

Монеты и берестяные грамоты Великого Новгорода

Чудинов В.А.

Я уже однажды исследовал берестяные грамоты Великого Новгорода [1]. Однако монет Великого Новгорода мне не попадалось.

velikiynovgorod1.jpg

Рис. 1. Якобы саксонский динарий XI века и моё чтение надписей

Якобы саксонские монеты. «Археологи нашли четыре динария XI века на раскопках у Грановитой (Владычной) палаты в Новгородском кремле, сообщил источник в Новгородской археологической экспедиции. "Эти серебряные динарии - родом из Саксонии", - пояснил ученый. По словам источника, в течение двух лет на раскопе у Грановитой палаты было сделано более одной тысячи разнообразных находок. В последнем полевом сезоне здесь была обнаружена резная рукоятка плети XII века, которую специалисты назвали уникальной по красоте. В настоящий момент исследователи достигли культурных слоев X-XI веков. "От этих слоев времен основания Великого Новгорода можно ожидать самых больших сюрпризов"» [2].

Вообще говоря, собственно Новгородских монет такого времени археологи пока не находили. Объяснение этому можно прочитать в статье [3]: «Начиная с IX в., в период становления феодального государства, на Руси активно начала развиваться торговля. Основным направлением этой торговли был Восток. Не имея своей собственной денежной системы, и необходимость внедрения единой денежной меры для торговых расчетов привело славян к активному использованию арабской серебряной монеты - дирхема. Высокое качество этой монеты, а также ее ликвидность при торговых расчетах с западными странами позволило занять дирхему лидирующее положение. Часто в литературе дирхемы того времени называют «куфическими». Такое обозначение монета получила от специфического вида арабского письма, возникшего в городе ал-Куфи. Этим письмом выполнены надписи на обеих сторонах данной монеты - где, когда выпущена эта монета, а также имя и различные изречения правителя, выпускающего данную монету.

На рубеже XI-XII вв. предпринимаются первые попытки чеканки на Руси собственных монет. Не имея своих месторождений серебра, материал для чеканки готовился из имевшихся в хождении монет - дирхемов и денариев. Известны монеты всего четырех русских князей, чеканивших свои монеты - Владимира Святославовича (972-1015гг), его приемников Святополка (1015-1019) и Ярослава Мудрого (1015-1019, Новгород), а также редчайшие монеты Олега-Михаила Святославовича (около 1078)».

Моё чтение надписей на монете. Понятно, что меня весьма заинтересовало, из какого же города Саксонии пришла эта монета. И я решил прочитать надписи на ней. Для этого я усилил контраст монеты и увеличил ее размеры. Теперь надписи стало много легче различать. Но первое, что меня удивило, это то, что аверс, на котором в древности обычно изображались лица жрецов, теперь на снимке расположен справа, а реверс - слева.

На рис. 1 я сначала переношу изображение с аверса на поле дешифровок. Это - изображение мужского лица анфас, безусое и безбородое, с очень длинным носом едва заметными глазами. Волосы головы - прямые и свисают справа и слева от головы.

Далее я перехожу к чтению надписей. Самыми большими буквами на аверсе я читаю слова: ЯРА РУСЬ. А на уровне глаз я читаю адрес города, в котором монета была напечатана: АРКОНА РЮРИКА ЯРА 35. Это можно понять, как ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.  Иначе говоря, монета была отчеканена не в Саксонии, а в Великом Новгороде.

А на верхней части кольца из бусинок, над кольцом, можно прочитать и датировку: 35 ГОД ЯРА. Это - через 10 лет после смерти Рюрика и в год создания державы Святая Русь Рюрика. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к такой дате: 891 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Получается, что это - конец IX век н.э., когда, по мнению археологов, новгородцы собственных монет еще не чеканили. Иначе говоря, новгородцы всё-таки чеканили собственные монеты на пару веков раньше, чем предполагали археологи.

На верхней губе лика мужчины я читаю слова: МИР ХАРАОНА РЮРИКА. А на уровне нижней губя и ниже можно прочитать слова: МИМ ЯРА ХРАМА РЮРИКА. Следовательно, мы видим, как всегда, изображение жреца храма Яра, посвященного Яру Рюрику.  А на реверсе внизу я читаю слова: СКИФИЯ МАРЫ. Последнее еще раз подтверждает, что данная монета не имеет никакого отношения к Саксонии.

Мне захотелось узнать название монеты, но оно мне упорно не попадалось. Наконец, я вроде бы увидел нечто справа внизу, на самой кромке. Там я прочитал надпись: МОСКОВСКАЯ МАРЫ МАСТЕРСКАЯ. Имелось в виду, что монету изготовила мастерская храма Яра Москвы Мары, где Москва Мары - иное название ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.  Однако название данного вида денежной единицы я всё-таки нашел - оно размещалось на самой верхней кромке реверса. И оно гласило: ОДНА ЯРА РИМА МОНЕТА. Так что перед нами находится не денарий, не драхма, не сестерций, не сребреник и не целковый, а МОНЕТА. К сожалению, я не догадался, хотя было понятно, что во времена Рюрика и вскоре после его смерти в Великом Новгороде должны были бытовать прототипы из Рима. И появился денежный продукт местного производства, но с римским названием.

Меня несколько удивило обилие слов монеты, хотя реверс я практически не читал. Но на обеих сторонах я прочитал 23 слова и два числа. Для денежного знака это много. Причём все названия, несмотря на то, что монета скопирована с римской, написаны по-русски.

Из анализа данной монеты закрадывается подозрение, что отечественные археологи не желают видеть никакой связи между артефактами Великого Новгорода, и его основателем Яром Рюриком, а также с городом Римом, из которого он пришел. А потому приняли самую раннюю монету собственной чеканки (а это составило бы триумф археологии Новгорода!) за монету иностранную, упустив награды и почести в свой адрес.

Было бы интересно сравнить монету Великого Новгорода с монетой Киева. Такая возможность имеется.  В статье [3] можно видеть изображение монеты с надписью Я Е ГРИВНЯ БК, причем между буквами «Я» и «Е» поставлена греческая буква ПСИ, рис. 2.

velikiynovgorod2.jpg
Рис. 2. Монета Киевской Руси и моё чтение надписей

Монета Киевской Руси. Разумеется, сначала я усиливаю контраст и размер монеты. Чтение надписей я начинаю с самого верха. Здесь можно прочитать слова: ХРАМ РЮРИКА И МИРА МАРЫ. Из неё следует, что речь идёт об эпохе Рюрика, а храм, где чеканили монету, это - более поздний храм Рюрика, который разделил помещение с более ранним храмом Руси Мары.

Затем я читаю надпись ниже, на поле между окантовкой и первым узором. Тут можно видеть слова: СВЯТАЯ ЯРОВА МАРЫ РУСЬ. Такое наименование державы я читаю впервые. Это еще СВЯТАЯ РУСЬ МАРЫ, но пока не СВЯТАЯ РУСЬ РЮРИКА. Следовательно, речь идёт о монете до 991 года. Но она отчеканена уже при Рюрике, ибо Русь тут не ЯРА, а ЯРОВА, то есть, Яра Рюрика. Получается, что Русь Мары до Рюрика также понималась как СВЯТАЯ.

Далее меня заинтересовал узор перед большой буквой «Я». Повернув фон над ним, а затем сам узор на 90 градусов вправо (по часовой стрелке), я прочитал такие слова: СТАН ВОИНОВ ИЗ ГРЕКОВ И 35 АРКОНЫ ЯРА. О каком-либо СТАНЕ ВОИНОВ ИЗ ГРЕКОВ я до сих пор ничего не слышал. Это на месте будущего Киева? - Странно! - Впрочем, не будем забегать вперёд, а прочитаем всё по порядку.

При нормальном расположении данного узора можно прочитать датировку: 23 ГОД ЯРА. Получается, что данная монета была изготовлена еще при жизни Яра Рюрика, за два года до его смерти. Пересчитывая в привычное для нас летоисчисление, мы получаем дату: 879 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Она на 12 лет моложе монеты из Великого Новгорода.

velikiynovgorod3.jpg

Рис. 3. Моё окончание чтения надписей на монете якобы Киева

Далее я читаю слова внутри и вокруг буквы «Я». Здесь можно прочитать слова: ГОРОД-СОЮЗНИК ВОИНОВ, а над буквой «Я» и другими буквами - слова В МОСКОВСКОЙ РУСИ МАРЫ. На уровне верхней части греческой буквы «ПСИ» я продолжаю чтение: С ХРАМАМИ, над буквой «Е» - слова РЮРИКА ЯРА.  Затем на верхней части буквы Е - слова: СТАНИТСЫ 35 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА, и строкой ниже - СЛАВЯН. Внизу буквы «Я» следует дополнение - слово ВАРЯГОВ. Итак, речь идёт вовсе не о «матери городов русских», а о некоем воинском стане Великого Новгорода, городе-союзнике воинов Рюрика Яра, который поначалу бал просто воинской станицей (малым станом) с юрисдикцией города и храмом Яра № 30.

Строкой ниже я продолжаю читать надписи в правой части буквы «ПСИ», а также правее. Тут можно видеть слова: РЮРИКА ВЕРА В ВОЙСКО ЯРА. Понятно, что многих успехов Рюрик добился, опираясь на своё войско. А строкой ниже от одного края строки до другого я читаю слова: ЕСТЬ ВИКТОРИЯ МАРЫ на первой половине строки и слова: И ВОЙСКА РУСИ РИМА 35 АРКОНЫ ЯРА. На современном языке это означает продолжение предыдущей строки: РЮРИКА ВЕРА В ВОЙСКО ЯРА ЕСТЬ ПОБЕДА (РУСИ) МАРЫ И ВОЙСКА РУСИ РИМА (ИЗ) ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Тем самым, можно понять, из каких частей формировалось войско Рюрика.

На уровне верха явной надписи: «Гривня» я читаю слова: РЮРИК И РИМ РУСИ МАРЫ, выполненные довольно крупными буквами, а затем на той же строке читаю продолжение: И ХРАМ ЧЕЛОВЕКА. А затем перехожу к чтению слов на нижней части той же явной надписи: ЯРА СЛАВЯН В РИМЕ ВАРЯГОВ 30 АРКОНЫ И СТОЛИТСЫ РИМА. В современном написании эта строка выглядела бы так: ЯРА СЛАВЯН В РИМЕ ВАРЯГОВ, ЗАПАДНОМ КАИРЕ И СТОЛИЦЕ ГОСУДАРСТВА РИМ. Получается, что Италийский Рим был Римом латинов, а Западный Каир являлся Римом варягов и столицей государства Рим.

Далее я рассматриваю пространство между надписями: «ГРИВНЯ» и «БК». Здесь я читаю слова: ВОИНА ВОЙСКА ХРАМА РЮРИКА СВЯТОЙ МАРЫ РУСИ СКИФА 30 АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА РУСИ ХРАМА МАРЫ ЯРА ХРАМА РЮРИКА МИМА. Здесь впервые упоминается термин: «РУСЬ ХРАМА ЯРА МАРЫ». Иначе говоря, сначала появился храм Яра Мары, затем он получает номер 30, а далее появляется и РУСЬ ХРАМА ЯРА МАРЫ, которая позже теряет слово ХРАМА и превращается в РУСЬ ЯРА МАРЫ, или, РУСЬ СЛАВЯН (СКЛАВЯН).

Между букв «БК» и узором, а также ниже узора можно прочитать слова: ХАРАОНА ЯРА МАРЫ РИМА ЛИКА ЯРА КРАЙ РУСИ 30 АРКОНЫ МИМА ЛИКА МИР РЮРИКА. Из этой надписи следует, что МИР РЮРИКА - это КРАЙ РУСИ 30 АРКОНЫ, то, что позже стало называться КРАЕМ РИМА РЮРИКА. И на символе этого края было изображение Яра Рюрика. А на пространстве между декоративной рамочкой и краем монеты я читаю слова: СВЯТАЯ РЮРИКА РУСЬ ВАРЯГА МАРЫ, СКИФА.  Таким образом, на данной монете имеется три явных слова (которые можно представить, как слова: ЯЩЕ ГРИВНЯ БОК, или на современном языке - ЕЩЁ СТОРОНА ГРИВНЫ, где слово ГРИВНЯ - родительный падеж существительного мужского рода ГРИВЕНЬ), при которых находится 101 неявное слово и 6 чисел (такое огромное количество текста по одной букве мне пришлось выявлять и выстраивать на поле дешифровки два полных рабочих дня).

Данный текст в качестве исторического источника можно выписать отдельно. Он таков: ХРАМ РЮРИКА И МИРА МАРЫ. СВЯТАЯ ЯРОВА МАРЫ РУСЬ, СТАН ВОИНОВ ИЗ ГРЕКОВ И 35 АРКОНЫ ЯРА. 23 ГОД ЯРА, ГОРОД-СОЮЗНИК ВОИНОВ МОСКОВСКОЙ РУСИ МАРЫ С ХРАМАМИ РЮРИКА ЯРА, СТАНИТСЫ 35 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА СЛАВЯН-ВАРЯГОВ. РЮРИКА ВЕРА В ВОЙСКО ЯРА ЕСТЬ ВИКТОРИЯ МАРЫ И ВОЙСКА РУСИ РИМА, 35 АРКОНЫ ЯРА ВОИНА ВОЙСКА ХРАМА РЮРИКА СВЯТОЙ МАРЫ РУСИ СКИФА 30 АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА РУСИ ХРАМА МАРЫ ЯРА ХРАМА РЮРИКА МИМА. ХАРАОНА ЯРА МАРЫ РИМА ЛИКА ЯРА КРАЙ РУСИ 30 АРКОНЫ МИМА ЛИКА МИР РЮРИКА. СВЯТАЯ РЮРИКА РУСЬ ВАРЯГА МАРЫ, СКИФА. Его можно подразделить на части: в первой описываются место и год чеканки монеты, однако это не Киев и не Рим, а некий СТАН ВОИНОВ, ГОРОД СОЮЗНИК СЛАВЯН-ВАРЯГОВ. Затем говорится о том, что монета отчеканена в честь победы Руси Мары, войска Руси Рима и воинов Великого Новгорода, закрепившееся в создании 30 Арконы Рюрика Яра в виде Западного Каира. И затем более широкое название места чеканки: Край Руси Рима, Святая Рюрика Русь.

Итак - огромный для монеты текст, хотя представлен только реверс, округлая форма монеты, несмотря на то, что она отчеканена в одном из воинских станов, который находился в дружбе с Великим Новгородом, Римом и Каиром. - А что же мы видим спустя несколько веков? - Это изображение я заимствовал из статьи [4], рис. 4.

velikiynovgorod4.jpg

Рис. 4. Монета Великого Новгорода 1420-1478 гг. и моё чтение надписей

Средневековая монета Великого Новгорода. В той же статье [4] было написано: «Для выявления ранней символики Северной Руси важны и монеты времен Новгородской вечевой республики. Например, 1420-1478 гг. Считается, что на такой монете (1420-1478 гг.) времен Новгородской вечевой республики изображен горожанин, поклоняющийся храму святой Софии. А в соборе хранились казна, архив, библиотека, культовые ценности. Или, возможно, изображение на монете несло на себе печать поклонения купца новгородского храму святого Иоанна как символу начала русского организованного предпринимательства. Правда, здесь как бы можно увидеть и вечевую ступень. Но это уже дело специалистов по средневековью».

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.208sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.370 секунд