В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 15, 2007

Жертвоприношение и погребение

Автор 16:03. Рубрика Исследования по русскому языку

Жертвоприношения животных начала ХХ века. Профессор О. Шрадер в своей книге “Индоевропейцы” иллюстрирует обычай жертвы животных примерами из русской жизни, свидетелями которых он был сам. «Летом 1907 года, — пишет он, — мне пришлось побывать в Олонецкой губернии, в маленькой деревеньке Косальма, по дороге к знаменитому Кивачу, где я прогостил месяц в усадьбе языковеда и академика Фортунатова, труды которого пользуются почетной известностью как в русской, так и в немецкой науке... Было первое после Ильина дня Воскресение, называемое в той местности “бараньим”, так как в этот день приносятся пророку Илии в жертву барашки. Немецкие историки церкви с удивлением отметили факт, что в 1520 году, то есть в век Реформации, на Литве вайделотом (жрецом) было совершено торжественное заклание в жертву быка. Что бы сказали они, если бы знали, что еще ныне в век железных дорог, на расстоянии немногих часов езды от губернского города Петрозаводска, происходят подобные же жертвоприношения по всем правилам языческой обрядности, лишь слегка обвеянной христианским духом?

Три или четыре барашка, пожертвованные по обету богатыми мужиками, были приведены в это воскресенье под вечер в Намоево. Там их притащили к деревенской часовне, зарезали и освежевали. Мясо снесли вниз, к озеру и сварили в 12 поставленных у воды котлах. Варили мужчины; женщины только смотрели. Когда мы спросили, почему они уклоняются от обычной женской работы, одна ответила, что “пророк Илья не любит баб”, другая коротко и ясно сказала: “нам не полагается”. Когда мясо сварилось, его в котлах принесли в часовню и поставили под образа. Здесь его окатили ладаном, зажженным на угольях, принесенных из горевших под котлами костров. Пока кадили, пел детский хор. Потом мясо было здесь же в часовне распродано желающим; деньги пошли в пользу церкви, а мясо съедено дома. Странное впечатление производило полушутливое, полуторжественное настроение варивших мясо мужчин, нарушавшееся только обычным в России крепким словцом.

Позже я узнал, что в других местах Олонецкой губернии в Ильин день приносили пророку в жертву даже целого быка. Затем по освящении мяса духовенством, здесь же на лугу устраивается настоящий жертвенный пир с попойкой.

Кто же такой этот пророк Илья, которому оказываются столь великие почести? Как в Библии он является повелителем огня и воды и возносится на небо ы огненной колеснице, так и для всей крестьянской России Илья-пророк — настоящий бог грома, молнии и потоков дождя. В Олонецкой губернии уже детям внушается величайшее почтение к пророку... Не подлежит ни малейшему сомнению, что пророк Илья заменил одного из языческих древних богов — бога Перуна, особенно почитавшегося в древнем Киеве, тождественного с литовским Перкуном, богом грома и молнии»10. Как видим, жертвы животными существовали на Руси еще в начале ХХ века и прекратились, видимо, лишь в 30-е годы в связи с действиями советской власти.

Таковы некоторые детали ритуалов, связанных с кровавыми жертвами. Однако существовали еще жертвы и не кровавые, и о них тоже сохранились некоторые свидетельства.

Перстни Перуна. В Новгороде было найдено два кольца конца XII века из многокомпонентных сплавов11. На них есть надписи, читаемые при большом увеличении.

Надписи на перстнях не типичны для бытовых украшений. На первом из них видны две надписи разными шрифтами слова ПЕРУНЪ или ПЪРУНЪ, то есть ПЕРУН, а при большом увеличении на верхней кайме можно различить смешанные надписи НЪВЪГОРОД ОТ ЮВЕЛИРА, то есть НОВГОРОД, ОТ ЮВЕЛИРА (вероятно, кольцо было дано в дополнение к обширному заказу как подарок от ювелира), а на втором, тоже при увеличении и повороте изображения на 900 влево читаются слова КЪЛЬТЪСЕ ПЪРУНА, то есть КОЛЬЦЕ ПЕРУНА. О том, что слово КОЛЬЦО прежде имело ударение на корне и читалось КОЛЬЦЕ я уже писал12. Возможно, что перстни в виде кольца с именем Перуна носили жрецы Перуна, ибо ювелиры не стали бы делать свои приписки на перстнях для жертвы. Кроме того, в этот период кровавых жертв уже не было, да и надписи на жертвенном перстне, как мы видели выше, были иными.

Мое чтение надписей на перстнях из Новгорода

Рис. 10. Мое чтение надписей на перстнях из Новгорода

Бронзовый квадрифолийный перстень-печатка 60-80 годов XIII века имеет на щитке схематическую фигуру птицы с распростерными крыльями13. Надписей много как на самом перстне, так и на щитке. На щитке надпись выполнена двумя размерами знаков, и шрифтом помельче написано смешанным письмом ПЕРУНЕВА, а кириллицей начертано крупно ПЕЧАТЬ. Слева написано руницей ЖЬВА СЬЛАВАНЪ, то есть ЖИВА СЛАВЯН, и смешанным письмом НЪВГОРОД, то есть НОВГОРОД. При повороте перстня на 900 вправо и обращении цветов читаются слова: ЖИВЫ РУНА, РУСЬ. Вероятно, перстень принадлежал главному жрецу Перуна.

Мое чтение надписей на перстне-печатке из Новгорода

Рис. 11. Мое чтение надписей на перстне-печатке из Новгорода

Створчатые браслеты. Рассмотрим два створчатых браслета из Новгорода того же средневекового периода, то есть XII века14. Первый из них обозначается как “браслет с орнаментом в виде двух S-видных завитков, заканчивающихся растительными побегами”. Центральную часть створки занимает симметричный орнамент, который я читаю как слово ЛИТЪВА, то есть ЛИТВА, кроме того эта надпись дублирована и внизу. Так что этот браслет отлит не в Новгороде. Сами S-образные надписи образуют слово РУСЬ, причем на диагонали от знака Р к нижней кромке створки начертано слово ЖЬРЬТЪВЫ, а чуть левее — слово ЖЕСЬТЬ, что означает УКРАШЕНИЕ ЖЕРТВЫ. Выбран более дешевый литой браслет, и в ряде мест можно прочитать слово: ЛИТА (РУЧИЦА), то есть литой браслет. На правых петлях можно прочитать слова, начертанные смешанным способом ПЪРУНОВА (ПЕРУНОВА) РУСЬ, ЛИТВА. Здесь интерес представляет то, что в Литве изготавливались и створчатые браслеты для жертвы. Стало быть, такие браслеты тоже закупались в Новгороде. Сразу же возникает вопрос о характере жертвы, однако пока я его хотел бы отложить его решение до конца рассмотрения.

Мое чтение надписей на створчатых браслетах из Новгорода

Рис. 12. Мое чтение надписей на створчатых браслетах из Новгорода

На втором браслете узор внизу читается СЬЛАВЯНЕ, правая и левая створка узора как ПЪРУНОВОЙ, а самые верхние части створок как РУСИ, что означает СЛАВЯНЕ ПЕРУНОВОЙ РУСИ. Петли створок браслета слева имеют лигатуру, чьи знаки скорее угадываются, чем читаются: ПЕРУНЕВА РУСЬ МАЛАЯ. Это озадачивает, поскольку понятие Малой Литвы неизвестно. Но, возможно, речь идет о словосочетании РУСЬ МАЛАЯ? Такое сочетание слов закрепилось за Юго-восточной Русью, нынешней Украиной. А слово ПЕРУНЕВА, видимо, означает ту ее часть, которая позже вошла в состав Великого княжества Литовского, и тяготела больше к почитанию Перуна, а не Живы. Во всяком случае, на этом фрагменте браслета слово ЛИТЪВА отсутствует. Можно предполагать аналогичный текст и на нижней петле данной створки, хотя знаки там нанесены так плотно, что разделить их почти невозможно. У нижней кромки есть двустрочная надпись светлым по темному, и вроде бы в верхней строке различимо слово ЖЕРЪТЪВА, а на нижней — ПЪРУНОВА РУСЬ МАЛАЯ, однако контуры этих знаков очень нечеткие. Наконец, вдоль правой кромки браслета идет надпись, где на нижней строке, в самом ее конце, различимо слово РУСЬ, а на верхней — слово МАЛАЯ в смешанном написании и с перевернутой на 1800 буквой Я.

Итак, оба браслета предназначались для надевания на руки некой жертвы. Вероятно, жители Новгорода до такой возможности не додумались и потому приняли эту новинку из Руси-Литвы.

Два новых створчатых браслета не являются чем-то иным15. На первом из них основной орнамент читается РУСЬ, ЛИТЪВА, то есть РУСЬ-ЛИТВА, а светлым по темному вдоль нижней кромки створки начертано ЖЬРЪТЪВА, ПЕРУНОВА РУСЬ СЬЛАВЯНЪ, то есть ЖЕРТВА, ПЕРУНОВА РУСЬ СЛАВЯН. На другом браслете читается слово РУСЬ, а затем столь же крупно — ЖЕРЬТЪВА, то есть ЖЕРТВА. Новинкой тут является именная подпись, ГОСЬПОЖА ПОЛИВАНОВА, то есть ГОСПОЖА ПОЛИВАНОВА. Вероятно, в данном случае она и выступала в качестве жертводательницы. Ну, и как обычно, вдоль нижней кромки, ПЕРУНОВА РУСЬ.

Надпись ГОСПОЖА ПОЛИВАНОВА означает, что браслет был сделан на заказ, а слова ПЕРУНОВА РУСЬ указывают на Литву.

Мое чтение надписей на двух других створчатых браслетах из Новгорода

Рис. 13. Мое чтение надписей на двух других створчатых браслетах из Новгорода

Итак, перед нами находится ряд браслетов, найденных в Новгороде, но изготовленных в Литве, причем всячески подчеркивается, что Литва является ПЕРУНОВОЙ РУСЬЮ. С другой стороны, браслеты относятся к разряду наиболее дорогих, наиболее красивых и изящных и, по уровню XII века, наиболее престижных женских украшения, так сказать, к разряду самых шикарных подарков. С третьей стороны, именно створчатые браслеты применялись в различных языческих обрядах, так что Б.А. Рыбаков пришел к выводу о том, что «браслеты предназначались не для парадного наряда, предусматривающего появление княгини или боярыни в храме, и не для простого повседневного убора, а для торжественного, но, очевидно, потаенного участия в прадедовских обрядах»16. Наконец, с четвертой стороны, на всех браслетах присутствует слово ЖЕРТВА, но либо очень завуалированно, в виде трудно читаемой вязи, либо вообще в виде едва заметной светлой надписи мельчайшим шрифтом. Иными словами, скорее всего кроме самой ЖЕРТВЫ никто этого слова со стороны прочитать не мог. Тем самым остальные участники обряда могли лишь догадываться о том, что женщина принесена в жертву, но не убедиться в этом воочию. И, вместе с тем, хотя жертва была бескровной, но все же предназначалась ПЕРУНУ и была жертвой. И за это женщина богато одаривалась. Вероятно, данная загадка решается просто: женщина из богатого сословия становилась чьей-то наложницей В ЧЕСТЬ ПЕРУНА. И данный ритуал возник не в самой Живиной Руси, но пришел из Руси Перуновой, так сказать, из ближнего зарубежья.

Таковы некоторые новые археологические данные о жертвоприношениях. А теперь рассмотрим проблему каменных плит при погребениях, помня слова Ю.А. Шилова о том, что «их следует рассматривать вместе, в связи: покойников, жертвы и стелы»17.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.31MB | MySQL:11 | 0.442sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.621 секунд