В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 11, 2009

АНАЛИЗНЯК или СЛИЗНЯК?

Автор 12:04. Рубрика Научная полемика с оппонентами

АНАЛИЗНЯК или СЛИЗНЯК?

В.А. Чудинов

Лекция Академика РАН  А.А. Зализняка заставила откликнуться не только меня, но и моего коллегу по цеху «лингвофриков» В.А. Золина. Ниже я привожу его его ответы на выпады академика в статье АНАЛИЗНЯК со своими комментариями (ААЗ - А.А. Зализняк, ВАЗ - В.А. Золин, ВАЧ - В.А. Чудинов).

Введение. ВАЗ: "Если на клетке со Львом написано - Тигр, то не верь глазам своим!!" Это высказывание Козьмы ПРУТКОВА я предпосылаю по памяти, ибо именно такое впечатление не "в первом чтении" произвела на меня "Лекция А.А. Зализняка "О профессиональной и любительской лингвистике" на фестивале науки в МГУ 11.10.08. Идя навстречу возможным замечаниям возможных читающих о неточности приводимого мной суждения великого Козьмы, могу его изменить на "обратное", но это всё в чём я могу пойти вам навстречу:... "Если на клетке с Тигром написано - Лев, то не верь глазам своим!!" Любые совпадения с нашей действительностью случайны, хотя далеко не всё в этом наброске-черновике... случайное совпадение! Эту первую фразу, которая часто стала почему-то предварять "остросюжетные" детективы, я поставил в начало, хотя заметка эта, конечно, не детектив, ибо - не найден труп, не заведено уголовное дело, не будет расследования, но все и явно и наглядно происходит в вялотекущем нашем бытовании... Поэтому оправдать присутствие суждения об устойчивости, "случайных совпадений" может только... -"остросюжетность", да и то эта острота сюжета может мне мерещится, поскольку я в ней-нём очень даже заинтересованное лицо... и участник одновременно...

Однако пора и представиться: я - Виктор Андреевич Золин /далее...- ВАЗ/ - юный пенсионер и любитель русской словесности одновременно, а заставила меня занять ваше внимание "Лекция А.А. Зализняка /далее...-ААЗ/..." Распечатка из Интернета на 16-ти страницах имеет "гриф-рубрику" "Коллекция лингвофриков: Ответ науки: Лекция А.А. Зализняка... Вероятно, по случаю моей возможной принадлежности к "любительской лингвистике" мне не удалось восстановить образ от... слова "фрик" даже учитывая предпосланное расшифрованному с магнитофонной записи тексту лекции вот этому эпиграфу-"четверостишию":...

Горько плачет лингвофрик:

- Вырван грешный мой язык!

- Кто ж тебя уделал так?

- Академик Зализняк!

Образ-то "лингвофрика", "уделанного" Академиком Зализняком, скорее всего, - это собирательный образ представителя "любительской лингвистики", так для меня пока и не прояснился-определился, но к малознакомому портрету ААЗ уже появился первый уверенный штрих - ААЗ может "вырвать грешный язык у лингвофрика"... Автор этого открытия укрылся под латинскими буквами, звучание которых, наверное, без особенных потерь для фонологии, можно передать по-русски как "КРУСОЁ" или "КРУЗОЭ", что никак не должно отразиться на глубине речения приведенного выше куплета...

ВАЧ. Этот стишок мне напоминает  эпизод из фильма «Бриллиантовая рука»:  «Вы глухонемой?» - «Да!» Его комизм состоит в том, что глухой услышал, а немой ответил. А в данном четверостишии человек без языка спокойно артикулирует все звуки русской речи, включая переднее- и заднеязычные. Более того, автором  «деяния, приводящего к частичной потере здоровья и предусмотренного соответствующей статьёй Уголовного кодекса РСФСР» признаётся академик РАН. Он здесь показан героем. Смешно? - Да как-то не очень...

Предуведомление автора ответа. Далее ВАЗ будет для Вас дорисовывать портрет ААЗ обильно его цитируя и высказывая свои домыслы о содержании ААЗ-изречений-извлечений, пытаясь по мере своих способностей лингво-фрика представить-понять степень совпадения их содержания с действительностью... Итак, приступаю, проставляя страницы и нумеруя цитаты, для возможных ссылок на них уже в пределах начавшейся беседы по переписке ...

Первый выпад. ААЗ: "...ныне... теневой стороной /"свободы печати и появления Интернета"/ оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма" /1/.

ВАЗ: Почему "бурное развитие дилетантизма..." /надо полагать только среди лингвофриков - ВАЗ/ привело к "падению престижа профессионализма /надо полагать, в. среде академической лингвистики - ВАЗ/, ведь "профессиональная лингвистика" достаточно независима от отечественных любителей языкознания? Или зависима каким-то образом? Как обстоит дело с зависимостью-независимостью этих "сред-областей" в других странах? Существуют ли ещё другие причины "падения престижа профессионализма" и "бурного развития дилетантизма" кроме "свободы печати и появления Интернета и "иллюзии, что никаких специальных знаний не требуется" у любителей "в области рассуждений о языке..."? /1/.

Если ААЗ может читать лекции на фестивале науки в МГУ, то многие ли лингвофрики могут рассчитывать на внимание такой элитной аудитории, да и тиражи работ любого из них оплачиваются из его же кармана, а не из государственного, как в случае с ААЗ или "академическими изданиями..." Откуда же такое... "бурное развитие дилетантизма", совпавшее с "перестроечными" событиями?

ВАЧ: Под «бурным развитием» ААЗ понимает некоторое увеличение числа лиц, несогласных с основными положениями профессиональной лингвистики. В СССР таковых не было совсем (ибо СМИ принадлежали государству), в 90-е годы они появились в небольшом количестве, но их мало кто замечал. А теперь они по числу монографий начинают соперничать с известными лингвистами. Это и есть якобы «бурное развитие дилетантизма», хотя на самом деле речь идёт о возникновении альтернативных направлений внутри самой лингвистики, новых лингвистических парадигм.

Второй выпад. ААЗ: ...о том, что есть и наука о языке - лингвистика - слишком многие и не подозревают /1/.

ВАЗ: "Слишком многие и не подозревают..." о слишком многом, а вот мои знакомые лингвофрики не только подозревают о существовании лингвистики, но и пользуются по возможности словарями и научными работами и даже посещают семинары и чтения о разных аспектах языкознания... А почему же мир академической лингвистики не организует круглые столы с представителями "любительского языкознания"? Много ли "любителей" присутствовало и участвовало на рассматриваемой здесь "Лекции..." ААЗ? Возникла ли между всеми и ААЗ доброжелательная беседа, которая возможно смогла бы прояснить - почему "в школе не проходят никаких ААЗов исторической лингвистики"?

ВАЧ: Действительно, в число дилетантов, как я уже показал в своей первой статье о лекции академика Зализняка, попала совершенно разношерстная публика: и просто интересующиеся, не усвоившие русский язык в надлежащей степени (новички), и подлинные дилетанты (усвоившие основы, но слабые в частных приложениях), и, наконец, альтернативное направление, где представлены иные точки зрения на язык, на его развитие, на родство языков между собой. В той статье я показал, что взгляды ААЗ на русский язык времени этрусков как раз и являются дилетантизмом, поскольку документы о русском языке того периода, почерпнутые мною из дешифровок этрусских текстов, ему неизвестны. Наконец, я показал в той же статье, что путать разные категории читателей (новичков, дилетантов и профессионалов альтернативной парадигмы) означает быть новичком с позиций методологии науки. Кем и оказался ААЗ.

Третий выпад. ААЗ: "Я предпочитаю не называть конкретные имена лингвистов-любителей... Я пытаюсь противостоять... целому любительскому направлению... В качестве исключения все же назову... академика А.Т. Фоменко... Все его рассказы, о том, какой же была история... стран... целиком основаны на рассуждениях о словах, географических названиях и именах людей... " /1,2/.

ВАЗ: Я предпочитаю называть конкретные имена любителей языкознания, но не в этом наброске и, конечно, не способен противостоять какому-либо целому профессиональному направлению..." Однако здесь назову цепочку имен исследователей, в контексте работ которых только и возможно говорить о сути работ Фоменко, "выступления, которого в роли лингвиста-любителя..." ААЗ "уже доводилось печатно критиковать". /Исаак Ньютон-Морозов-Фоменко-Роберт Ньютон-Постников/ Сможет ли ААЗ и этих ученых назвать "рядом безответственных фантазеров, где оказался человек высокого научного университетского статуса"? /2/.

ВАЧ: В том-то и дело, что все своих «дилетантов» академическая наука рисует как тётю Дусю, которая не знает правописания конкретного русского слова, или как «эрилей» типа Олега Синько, которые, не зная толком лингвистических азов, пытаются поучать своих читателей. О том, что «дилетанты» вроде меня основывают свои рассуждения на подлинных древних текстах, которые академическая лингвистика игнорирует, они и слышать ничего не хотят. Что ж, это их право. Однако когда они увидят, что постепенно начинают отставать от «дилетантов» в знании фактов и в лингвистических теориях по всем направлениям, им придётся либо перейти на эти самые «дилетантские» позиции, либо тихо скончаться в качестве академической лингвистики, как в своё время скончались такие направления, как теория флогистона, теплорода и прочие, не выдержавшие научной конкуренции.

Четвертый выпад. ААЗ: "...в школе не дают даже самых первоначальных представлений о том, как языки изменяются во времени". /2/.

ВАЗ: А в Высшей школе дают такие представления? Как к этому относится "Академическое профессиональное... сообщество"??

ВАЧ: В высшей школе имеется «История лингвистических учений», где перечисляются, в том числе, и представители сравнительного языкознания. У русистов имеется курс старославянского языка, где славянские слова выводятся из общеиндоевропейского. Но это и всё. Получить системного представления о развитии языков в высшей школе не получается.

Пятый выпад. ААЗ: ...этимологические словари, которые призваны служить основным собранием сведений о происхождении слов, существуют только в научном варианте, где терминология и аппарат часто остаются недоступными для непрофессионального читателя..." /3/.

ВАЗ Недоступными очень часто оказываются не только словари Фасмера - Срезневского - Даля - Ушакова - Ожегова -. . . , но и труды ученые... Маковского - Иллыч-Свитыча - Меже - Сепира - Бен-Вениста - ... и не только из-за их состояния "в научном варианте", но и по цене, а главное... по противоречивости этимологических значений слов... Именно из-за цельности восприятия языка любитель-языковед выталкивается из "научной терминологии и аппарата" в область собственных домыслов, что вполне естественно... ААЗ! Ужели есть цельная "Лингвистическая Картина Мира"? Как хочется любителю-языковеду на неё полюбоваться, но где такая картинная галерея...? А пока остается лишь уповать, что доступность словарей и научных работ по языкознанию должна же  возрасти, хотя бы в виде "электронных версий" и с помощью мощи Интернета. Должно же это послужить сближению "профессиональной лингвистики" и любительского языковедения!

ВАЧ: Наиболее распространенный этимологический словарь Фасмера, дополненный изысканиями О.Н. Трубачева, производит весьма странное впечатление. Многие этимологии русских слов, приведенные там, не только ничуть не уступают дилетантским толкованиям слов, но вполне достойны концертов Михаила Задорнова.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.188sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.326 секунд