«Другой вопрос: какая сила перенесла многотонную плиту и аккуратно уложила поперек древней дороги? Ведь в близлежащей округе нет подобных пород, следовательно, с горы-вараки плита не могла сползти или скатиться. Снова невольно возникает образ летающего камня. Или, быть может, левитирующего с помощью антигравитационных эффектов? Не на подобной ли основе развили свои летательные способности древние гиперборейцы? Вполне вероятно, рассуждал я, что жертвенник как раз и связан с неуловимым лазом под землю. Какие же жертвы (и кому) приносились здесь в гиперборейские и более поздние времена?» (ДЕТ, с. 430-431).
Рис. 3. В.Н. Дёмин окапывает камень
Полагаю, что есть иной ответ на вопрос о перемещении плиты: жрецы и послушники мастерской храма Макоши. Это они нашли плиту, это они придали ей черты медведя, это они высекли надписи и, разумеется, это именно они сначала доставили заготовку из каменоломни в мастерскую, а потом из мастерской на место постоянной экспозиции. И, естественно, на плите мы должны встретить упоминание великой богини Макоши.
Что же касается расположения Валерия Никитича Дёмина на плите с лопатой, как показано на рис. 3, то оно, вероятно, сильно огорчило бы наших далеких предков. Верующие полагают, что стоять двумя ногами на божестве, хотя бы и каменном – святотатство. Впрочем, сам Валерий Никитич, скорее всего, и не подозревал, на чем именно он стоит. Да и обычному современному человеку это совершенно неясно. Полагаю, однако, что исследователь стоит на спине зооморфного изображения Макоши, то есть, на спине камня-медведя, хотя на данной фотографии камень виден очень плохо, он скорее угадывается.
Однако в книге В.Н. Дёмина приведена и другая фотография: собственно камня, рис. 4. Она как раз и будет объектом нашего пристального внимания.
На рис. 4. камень показан вблизи. Правее лопаты хорошо виден заостренный угол плиты, напоминающий морду животного: два глаза, острый нос. Разумеется, было бы весьма интересным прочитать надписи на кромке камня.
Рис. 4. Камень, откопанный В.Н. Дёминым
Надписи на камне читаются: МАКОЖЬ, ЛИК, РЫКАЖ, РЫКАЖЬ. Два последних слова означают МЕДВЕДЬ. То есть, они подтверждают наличие зооморфного лика Макоши.
Рис. 5. Мое чтение надписей на камне, откопанном Деминым
Следует отметить, что в качестве головы животного обычно использовался угол каменной плиты, на котором и воспроизводились глаза, нос, рот и уши.
Таким образом, с атрибуцией данного камня А. Кондиайном, а затем и В.Н. Дёминым как алтарного, согласиться нельзя. Перед нами – типичный зооморфный лик Макоши в виде медведя, распластанного по поверхности (как шкура убитого животного), что и удостоверяется соответствующими надписями. Возможно, что данный камень покоится на четырех более мелких камнях, а те – на соответствующем постаменте. Для проверки такой версии камень следовало окопать глубже.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.332 секунд