В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 23, 2015

Некоторые данные по истории этрускологии

Автор 21:19. Рубрика Исторические комментарии

etruskologiya15.jpg

Рис. 15. Сходство этрусского и греческого алфавитов

Сходство алфавитов. Еще одну сторону этрускологии отмечает автор книги «Этруски - предсказатели будущего», говоря: «Девять десятых всех надписей надгробные, эти краткие эпитафии сообщают нам лишь имя покойного, кто были его родители и в каком возрасте он умер. Мы можем прочесть их без всякого труда, так как этрусский алфавит не представляет никаких сложностей; в течение столетий любители и специалисты с легкостью расшифровывали эти туманные тексты. Проблемы появляются, когда мы сталкиваемся с более длинными надписями, но они, к сожалению, попадаются очень редко. Фактически нам известно лишь около десяти текстов, состоящих более чем из одной строки; и лишь два - один вырезан на черепице, найденной в Капуе, а второй - на надгробном камне (cippus), найденном около Перуджи, - состоят примерно из сотни слов».

Что касается рис. 11, то он подписан тут так: «Этрусский алфавит - архаический и поздний варианты (вторая и третья колонки), - а также послуживший для него образцом греческий алфавит и транскрипция (первая и четвертая колонки)».

Кроме того, тут имеются сведения и относительно Томаса Демпстера: «Сэр Томас Демпстер, которого мы уже упоминали как одного из пионеров этрускологии, сочиняя в 1616-1619 гг. свой великий труд по Этрурии, позаботился включить в него этот бесценный материал, который и в наше время остается одним из немногих надежных источников. Так, мы знаем, что «aisoi» в этрусском - это «боги»; «capys» - «сокол»; «falado» - «небо»; «lanista» (слово, перешедшее в латынь, как и «subulo» - «флейтист») - «гладиатор». К этому можно прибавить названия месяцев, содержащиеся в «Liber glossarum» VIII в. Название июня - «aclus» - появляется в форме «acale» на загребской мумии. Все это очень ценный материал, но из него мы узнаем значение не более чем тридцати слов».

Всё это очень и очень сомнительно - при таком отношении к алфавиту, неявным надписям и неумению разлагать лигатуры и надписи на отдельные слова.

А вот еще одно мнение: «Интерес к древнему народу существенно возрос после открытия пышных гробниц. Однако до XVIII века свидетельств о настоящем научном исследовании тематики нет. Первой попыткой научного исследования было произведение De Etruria regali шотландца Томаса Демпстера (1579-1623 гг.), увидевшее свет в печатном виде только в 1726 г. Несмотря на такое опоздание книга оказала большое влияние на научные круги. Это произведение, частично представляющее любительскую работу (подчёркивание моё - В.Ч.) среди итальянских историков получило название Этрускерия. При этом наблюдается два разных течения. Сторонники одного пытались приписать этрускам часть античной культуры вместе с искусством и архитектурой. Этрускам хотели приписать даже греческие вазы, найденные в гробницах. Сторонники другого направления занимались происхождением языка этрусков. Общим в обоих направлениях была некритичная или, по меньшей мере, односторонняя интерпретация основных источников и предположение об итальянском происхождении этрусков (подчёркивание моё - В.Ч.). Тем не менее, это привело к росту интереса относительно этрусков и, прежде всего, к коллекционированию их наследия. В это время возникли важные музеи и частные коллекции, а также существующая до сих пор Accademia Etrusca (1726 г.) в Кортоне. Развитие классической археологии благодаря И. И. Винкельману привнесло больше профессионализма в этрускологию, а исследования Луиджи Ланци принесли новые сведения в языкознание» Этот отрывок я взял из источника http://www.ereading.link/chapter.php/1007491/7/Blok_Etruski._Predskazateli_buduschego.html.

etruskologiya16.jpg

Рис. 16. Портрет Демпстера и моё чтение надписей

Самое интересное, что на портрете Демпстера, сделанного карандашом после его смерти, можно прочитать русские надписи.  Так, на нижней кромке усов читается слово МАСКА, под нижней губой слева - начало слова РЮ, а на бороде - продолжение, - ИКА, и на тени между нижней челюстью и прядью волос справа от зрителя - слово МАРЫ. А на самой пряди на том же уровне - слово ХРАМА. Всё вместе образует подпись: МАСКА МАРЫ ХРАМА РЮРИКА. Иначе говоря, ИЗОБРАЖЕНИЕ УСРПШЕГО, созданное в ХРАМЕ РЮРИКА.

На том же уровне слева я читаю дату: 838 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это создаёт дату 1694 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. А поскольку Демпстер умер в 1623 году, портрет был создан 61 год спустя. И справа на штриховке за прядью волос можно прочитать слова АРКОНА ЯРА 8, тот же самый адрес, куда так и не обратился Том Демпстер, но где создали его портрет.

Получается, что разгадка чтения и письма этрусков находилась всего за несколько километров от шотландца. Обратись он в Помпеи к тамошнему граверу - и, возможно, развитие этрускологии поло бы по иному пути.

Продолжу цитирование работы [4]: «Флорентийский сенатор Буонаротти снабдил их объяснениями и гипотезами - так было положено начало историческим исследованиям в Тоскане. В скором времени эти исследования разделились на три тесно связанных направления: полевые раскопки, коллекционирование этрусских предметов, и теоретические труды, касающиеся этих коллекций или общих исторических вопросов. Первые раскопки были начаты в 1728 г. в местечке Вольтерра на крайнем севере Тосканы. В 1739 г. была обнаружена гробница прославленного семейства Чечина, в которой нашли около сорока урн, ставших первой коллекцией археологического музея в Вольтерре. Музей носит имя аббата Марио Гварначчи, основавшего его около 1750 г. Так было положено начало тщательному исследованию этого места».

Однако история этрускологии XVIII века - это уже совсем другая история. А начало этой науки было рассмотрено выше.

Обсуждение. В данной статье меня интересовало, какие условия сложились к моменту зарождения науки об этрусках. Первый деятель этой эпохи, Аннио де Витербо, вполне может быть отнесён к эпохе Раннего Возрождения. Эту эпоху Википедия характеризует так: «Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отличается от преданий недавнего прошлого, но в то же время и не "реализует" новые аксиомы человеческой жизни, те самые элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века».

Мы видим, что 17-томное исследование Аннио «о различных древностях» как раз отвечало требованиям эпохи. Центром Раннего Возрождения была Флоренция, центр провинции Тоскана, которая, собственно говоря и была Этрурией. Однако, видимо, этрусские традиции сохранялись в сельской местности, тогда как в крупных городах с удовольствием принимались новые веяния, а в столице они вообще были не только преобладающими, но, возможно, и единственными.

Кроме того, не будем забывать и тех мировоззренческих сдвигов, о которых напоминает Википедия (статья «Возрождение»): «Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе».

Не будем забывать, что исследователи этого периода стремились продвигаться сразу во многих направлениях, как например, Леонардо да Винчи, который был художником, химиком, инженером, а также писал стихи. Но точно так же и Аннио - был компилятором греческих писателей, историком и лингвистом. Но не каждому человеку выпадают таланты Леонардо. В узкой области этрусских древностей, которую он вовсе не выделял, как особую, он был типичным дилетантом. Более того, то, что мы в наши дни называем научным подлогом или фальсификацией, было, скорее всего, просто патриотической шуткой в те дни. Город Витербо расположен в провинции Лацио, примерно в ста км к северу от Рима. С точки зрения Флоренции он был не только, как бы мы сейчас сказали, «жителем соседнего государства», но и провинциалом. А отсюда у него были иные представления о том, где и как можно шутить, а где лучше воздержаться от этого. С точки зрения лингвистики его предположение о том, что этрусский язык был еврейским, абсурдно, хотя и вполне вписывалось в допустимые предположения той эпохи.

С наших, гораздо более строгих представлениях о науке, Аннио вообще нельзя отнести к этрускологам по нескольким причинам: 1) он не выделял эту область исторического знания как особую (впрочем, видимо, как и остальные разделы истории); 2) предположение об этрусском языке как о еврейском носили общий характер, то есть не сопровождались конкретными доказательствами и 3) он не дал описания и изображения конкретных этрусских артефактов. Кроме того, он запятнал своё имя сознательной фальсификацией одной из древностей, а именно мраморной статуей в честь Витербо с латинскими стихами на ней. Я бы отнес его к деятелям этрускологической преднауки.

Обычно наука проходит сначала эмпирическую стадию, когда накапливаются некие наблюдаемые даже не учёными результаты, а затем - стадию их осмысления и объяснения, что связано с созданием теоретического уровня. Такой эмпирической стадией стало коллекционирование великим герцогом Флоренции Козимо I Медичи древних артефактов. Именно к нему попал такой предмет, как химера из Ареццо, найденный в 1553 году. Минерва из Ареццо была найдена чуть ранее, в 1541 году в районе Сан Лоренцо, а статуя «Оратора» (или якобы Авла Метелла) - в Тразименском озере в 1566 году. По времени это уже другой период эпохи Возрождения - Высокой Возрождение.

Википедия (статья «Возрождение») так характеризует этот период: «Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства».

Понятно, что три бронзовые скульптуры были отнесены к предметам античного искусства (что, как мы видели, неверно), и они стали основой для подражания. Правда, уже в период Позднего Возрождения, которое охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы, когда «мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм» (Википедия). Так что находки трёх скульптур уже предполагали некоторую надуманность в их трактовке, что и привело к ошибкам.

etruskologiya17.jpg

Рис. 17. Сравнительная таблица изделий из Славянска (Помпей)

Общая неверная атрибуция вытекала не из ошибок исследователей того времени, а из того, что понятие античности для нас и для того времени было различным. Они считали, что античное (то есть, древнее) изделие - это то, которому более 200 лет. И в этом смысле мы точно так же понимаем древние изделия, называя их словом с отрицательной коннотацией: СТАРЬЁ. У нас даже понятие «старьё» может относиться к тому, чему всего лет 20, например, к крупным гибким дискетам 90-х годов ХХ века или к более поздним мелким жёстким дискетам 2000-х годов нашего века. Для дискет на основном блоке компьютера сейчас уже не делают гнёзд и щелей (слотов).  Это - устаревшие артефакты.

Однако под влиянием скалигеровской хронологии понятие античности отодвинулось с 2 до примерно 15 веков, что привело с нашей точки зрения к ошибочной атрибуции рассматриваемых бронзовых скульптур. Это уже - наша ошибка в трактовке античности, так сказать, современная хронологическая аберрация.

Но одна атрибуция тянет за собой другую. Ибо если столицей античности был Рим, то для Флорентийских искусствоведов сюжеты скульптур были тем самым чисто римскими. Так, как мы видим на рис. 17, богиня Мара стала римской Минервой, богиней мудрости и воительницей; неверно прочитанная (по-латыни) этрусская надпись АЧИЛ. СЕ МИМ ЛИЛ превратилась в персонификацию памятника Александру Македонскому в неизвестного этрусского гражданина с именем, напоминавшем римское: АВЛ МЕТЕЛЛ. И лишь химера, которая понималась тоже как этрусская с римским отливом, напоминала греческую мифологию, ибо там «Химе́ра (др.-греч. Χίμαιρα, букв. «молодая коза») - в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. В переносном смысле - необоснованная, несбыточная идея» (Википедия, статья «Химера»). Ренессансных искусствоведов не смущало, что на скульптуре изображен лев со второй головой козы, а не коза с головой льва. А некие греческие мотивы в творчестве античного Рима были в порядке вещей.

И даже если бы кто-либо флорентийским искусствоведам сказал, что эти произведения - не Римские и не греческие, а сделаны в Помпеях, которые до того назывались Славянском и считались 8-й вторичной Арконой Яра, а отливали их в храме Яра Рюрика, они бы не поверили. Память о Рюрике к тому времени уже в Риме стёрлась, его могила на Форуме была переименована в могилу мифического Ромула, так что флорентинцы никакого Рюрика не знали, как и Славянска, или вторичных Аркон. Но зато Помпеи принадлежали региону Кампании вблизи Неаполя, то есть, соседу Лациума с юга, следовательно, не Риму. А это уже не та античность, которую воспевали во Флоренции.

Итак, общее заключение по началу эмпирического периода этрускологии у меня будет пессимистическим: потакая общему мироощущению высокого Возрождения, этрусские изделия трактовались как чисто римские с примесью национального колорита Тосканы, которая в эпоху расцвета Рима и была Этрурией. Иначе говоря, эмпирическая этрускология стартовала с ложного искусствоведческого основания.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.22MB | MySQL:11 | 0.150sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.327 секунд