В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 21, 2007

Гончарные клейма как надписи

Автор 18:28. Рубрика Новые исторические объекты

Гончарные клейма как надписи

В.А. Чудинов

Речь идет о чтении гончарных клейм, которые прежде не читались, и сама возможность чтения которых пугает некоторых исследователей. Почему-то за клеймами закрепилось представление археологов, что это - нечитаемые тамги, то есть, знаки собственности. Правда, неясно чьи - то ли изготовителей, что, скорее всего, то ли владельцев. По клеймам археологи часто определяют место изготовления посуды.

Клейма-символы и клейма-надписи. Гончарные клейма обычно ставились на донца сосудов для обозначения места изготовления, назначения или особенностей употребления. Мы не отрицаем наличия клейм-символов среди множества всех известных клейм, но настаиваем на том, что среди них имеется большое количество надписей. Чтобы не быть голословными, приведем иллюстрации из интересного обзора Н.В. Тюхтиной. Проанализировав несколько сотен клейм, она построила диаграмму распространенности различных видов изображений, рис. 60 [1, с. 149, рис. 1]. На наш взгляд, первые 7 типов наиболее распространенных клейм являются символами: круг является солярным символом, крест (как прямой, так и косой) - символом земного огня. Но вот что касается последнего, восьмого клейма в виде ключа, то тут начинается надпись: круг читается как ВЪ, знак F, в зависимости от того, как он повернут, либо как ШИ, либо как ЖИ, а все вместе обозначает наиболее известный центр гончарного производства средних веков, город ВЪЩИЖЬ, то есть Вщиж. Тем самым из диаграммы можно наглядно видеть, насколько малую долю от общего числа клейм представляют собой остальные клейма тех мастерских, которые по производительности уступали Вщижу. Однако они существовали, и наша задача - найти их, описать и прочитать. И начнем мы это исследование клейм с самого города Вщижа.

Диаграмма распространенности клейм различного типа
Рис. 1. Диаграмма распространенности клейм различного типа

К сожалению, наша точка зрения не пользуется популярностью среди археологов. Так, например, та же исследовательница, проведя анализ большого числа клейм, рекомендует: «Итак, мы приходим к заключению, что клейма на сосудах были знаками мастеров, но не в смысле марки определенной мастерской, а как магическое изображение, связанное, прежде всего, с огненной стихией самого гончара и одновременно, возможно, соответствующей вкусам покупателей. Каждый гончар наряду с гладким гончарным кругом мог иметь один или несколько кругов с разными знаками. Доказательством этого является чрезмерное обилие типов клейм на отдельных памятниках, значительно превышающее максимальное число гончаров. Во всех славянских странах клейма появились почти одновременно и повсюду они получили наибольшее распространение в XI в., когда еще были сильны пережитки язычества» [1, с. 154]. Как видим, существование каких-либо надписей, особенно топонимического характера, тут даже не предполагается, а символика напрямую увязывается с язычеством. Вместе с тем, исследовательница отмечает: «Вопросу о гончарных клеймах посвящена большая литература, однако единого взгляда на назначение клейм не существует. Впервые этим заинтересовался К.П. Тышкевич [2, с. 120-121], который считал клейма магическими религиозными символами. Этой точки зрения придерживалось большинство археологов в течении долгого времени [3, с. 101-111]» [126, с. 148]. Действительно, сходство между клеймами и дрогичинскими пломбами несомненно. «В 1926 г. В. Козловская [14, с. 7-14] выступила со статьей о клеймах как знаках ремесленников, не выдвинув никаких доказательств. Лучшие обоснования эта теория получила в работах Б.А. Рыбакова [5, с. 175-181, 352-353, 363-365, 437-438, 494-495], после чего нашла много последователей. Сторонники противоположного взгляда на назначение клейм гораздо менее многочисленны. Р.Л. Розенфельдт [6] и чешский ученый К. Черногорский [7, с. 21-31] считают клейма знаками заказчиков. Материалы раскопок последних лет дают возможность заново пересмотреть вопрос о гончарных клеймах. Картографированием находок клейм установлено, что граница распространения последних совпадает с территорией расселения племен» [8, с. 148-149]. Мы также считаем, что клейма характеризует не заказчиков, а мастеров, но, прежде всего, несут информацию о месте производства изделий.

Итак, посмотрим, что написано на клеймах. Их оттиски обычно публикуются целыми группами, так что мы имеем возможность рассортировать их и рассмотреть в иной последовательности. Поскольку археологи публикуют их в произвольном положении, мы будем сначала разворачивать их так, как они должны располагаться для чтения, а уже потом разлагать лигатуры и читать составные части . И начнем мы наш анализ с клейм известного центра гончарного производства, города Вщижа, относящиеся к XII-XIII вв.

Клейма Вщижа. На них мы видим лигатуры, рис. 2-1, 2-3, 2-5, 2-7 и 2-9 [8, с. 117], которые разлагаются на знаки, образующие слово ВЪЩИЖЬ, рис. 2-2, 2-4, 2-6, 2-8 и 2-10, то есть ВЩИЖ, название города.

Наше чтение надписей на клеймах Вщижа
Рис. 2. Наше чтение надписей на клеймах Вщижа

Тем самым все клейма данного типа, каждое по-своему, с использованием подчас разных по форме, но тождественных по звучанию слоговых знаков, отражали название места. Не исключено, что каждый тип лигатуры был присущ своей мастерской в городе. Можно также высказать предположение, что данного рода клейма предназначались для изделий, которые экспортировались в другие города.

Наше чтение иных гончарных клейм Вщижа
Рис. 3. Наше чтение иных гончарных клейм Вщижа

Иные клейма Вщижа. Здесь мы видим типичный так называемый «знак Рюриковичей», рис. 3-1 [7, с. 117]. Однако мы относимся к нему как к обычной лигатуре, не чувствуя ни малейшего смущения перед ее разложением на знаки. Развернута лигатура правильно. Наверху видны два одинаковых закругления, которые, на наш взгляд, поставлены парой лишь для симметрии; вполне достаточно прочитать лишь одну. Мы читаем: наверху БЕ, внизу ЧА, в центре ТЬ, что образует слово БЕЧАТЬ (от слова БИТЬ, БИЧЕВАТЬ, то есть ВЫСЕКАТЬ), иными словами ПЕЧАТЬ, рис. 3-2. Это уже не название города, а свидетельство высокого качества продукции, так сказать, знак качества. Остальные клейма, рис. 3-3, 3-5, 3-7 и 3-9 мы читаем аналогично, то есть БЕЧАТА, рис. 3-4, 3-6, 3-8 и 3-10.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.503sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.657 секунд