В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 28, 2007

Идея эволюционного словаря русского языка

Автор 13:10. Рубрика Исследования по русскому языку

Мое чтение надписей на камне из Йованицы, Сербия
Мое чтение надписей на камне из Йованицы, Сербия

Справа от слова РОДА имеется еще одно слово, которое плохо выделяется; я полагаю, что это слово — БРАТЬЕВ. Наконец, левее слова РОДА можно прочитать другое слово — СОКОЛОВЯН, что, как я понимаю, означает древнее написание слова СЛАВЯН. Из этого можно сделать вывод о том, что славяне когда-то действительно производили название своего этноса от СОКОЛА, считая себя братьями.

СОЛНЦЕ. 1) ЛунА – 2) сО-лунА – 3) сОлуна – 4) сОлунце – 5) сОлънце – 6) сОлнце – 7) сОнце. Первая форма существует в современном РЯ, переход 1-2 есть аффиксация, добавление приставки совместности СО. Вторая форма вполне допустима в современном РЯ для обозначения спутника Луны, в данном слове имеется два ударения. Третья форма – законченное существительное с одним ударением, падающем на приставку. Переход 3-4 – аффиксация, присоединение уменьшительного суффикса Ц и переход в средний род. Переход 4-5 – редукция корневого гласного У до Ъ. Переход 5-6 – падение редуцированного и сокращение длины слова с трех до двух слогов. Шестая форма – современная форма написания в РЯ. Переход 6-7 связан с выпадением корневого звука Л в устном произношении.
Значение: солнце – маленькая со-Луна. Данное значение коррелирует с представлениями древних людей о Луне как прародительнице всего мира и о Солнце как спутнике Луны. Первоначально род Солнца был средним, но позже Солнце воспринималось как батюшка, и его пол стал мужским.
Заимствование. Данное слово было заимствовано всеми индоевропейскими языками в форме 6. Германские языки сократили данное слово до СОН (нем. Sonne), а затем и до САН (Sun). Романские языки сократили до СОЛЬ (Sol).
История вопроса: со-ЛУНце – соЛЪНце – солнце (ЧУД, с.18). Словарь Фасмера возводит к праславянской форме *slъnь, но не объясняет, что она означает (ФАС, III, с. 710) . С моей точки зрения никакого палатального звука Н на конце слова не было. В чешском языке отмечается форма слунце (ФАС, III, с. 710) .

ХОРВАТ. Название представителя народа. 1) хор – 2) хОров – 3) хоровАт – 4) хорвАт. Первая форма существует в современном РЯ в значении: большой ансамбль певцов. Древний смысл этого существительного – круг. В древней Греции, где хор являлся действующим лицом представления, он располагался в орхестре по кругу. Кроме того, хор – это Солнце. Переход 1-2 есть деривация, образование притяжательного прилагательного, обозначающего принадлежность к существительному, т. е. солнечный. Переход 2-3 также является деривацией, переходом к существительному, обозначающему представителя солнечной религии. Переход 3-4 оказывается фонетическим развитием, выпадением среднего гласного О.
Значение. Слово хорват означает: представитель религии Солнца, солнцепоклонник.
Заимствование. Как любой этноним был заимствован всеми языками. Однако в ряде западноевропейских языков звук Х сложен для произношения и был заменен на К, а сочетание ХОР было заменено на ХРО – КРО. Последний слог ВАТ сокращен до АТ. В результате слово хорват стало выглядеть, как кроат, к тому же через С, а не К – croat.
История вопроса. Словарь Фасмера полагает, что это древнеславянское племенное название, по-видимому, заимствовано из древне-иранского *(фшу)хаурватаа – страж скота (ФАС, IV, с. 262). Приведенная этимология неудовлетворительна хотя бы потому, что народы не называются по профессиям. Они могут называться по мировоззрению, по вероисповеданию, по наличию того или иного социального слоя. Кроме того, данное название не образует системы ни со смыслом слова сербы, ни со смыслом слова славяне. Приведенная здесь этимология была дана мною в работе (ЧУ-97).

ХРАМ. 1) хор – 2) хорОм – 3) храм. Первая форма существует в современном РЯ в значении: большой ансамбль певцов. Древний смысл этого существительного – круг. В древней Греции, где хор являлся действующим лицом представления, он располагался в орхестре по кругу. Переход 1-2 есть деривация, образование притяжательного прилагательного хором, что означало круглый. Отсюда и притяжательное прилагательное женского рода хорОма, т.е. круглая. Переход 2-3 тоже является деривацией, образованием нового существительного (субстантивацией) из прилагательного с изменением корневого гласного с О на А.
Значение: слово храм – это круг.
Заимствование. Слово было заимствовано не по форме, а по значению (калька). В латинском языке оно было воспроизведено как circus, откуда возникло название христианского храма, церковь.
История вопроса. Словарь Фасмера полагает, что данное слово заимствовано из церковнославянского храм при исконно русском слове хором (ФАС, IV, с. 273). Слово хоромы там же интерпретируется как деревянное строение (ФАС, IV, с. 265). Таким образом, предположение о том, что слово храм на Руси звучало, как хоромы, выдается за достоверное утверждение.

Мое чтение надписей на святилище к юго-западу от Аркаима
Мое чтение надписей на святилище к юго-западу от Аркаима

Эпиграфическое доказательство. Аэрофотосъемка святилищ показывает, что в грунте во время строительства вырывались очень крупные изображения букв, которые можно читать с воздуха. Внутренний храм святилища был посвящен Макоши, внешний – Роду, что мы и видим на аэрофотосъемке Аркаима (АРК). Мое чтение я привел в книге (ЧУС, с. 393, рис. 242). Храмы представляли собой участок земли, ограниченный валом, никаких «деревянных строений» на них не было, а слово храм существовало за много тысяч лет до возникновения старославянского языка.

ЯЩЕР. 1) Йай с корОй – 2) йАйскорой – 3) йАскорой – 4) йАскор – 5) йАскер – 6) йащер. Слово яй в современном РЯ отсутствует, но есть его дериват, яйцо. Слово кора прежде имело и смысл чешуя. Переход 1-2 – вербализация словосочетания. Появляется одно ударение на первый слог. Переход 2-3 – редукция на стыке согласных заударного согласного до полного исчезновения, фонетическое развитие. Переход 3-4 – отбрасывание последнего слога как второго заударного, фонетическое развитие. Переход 4-5 – редукция О до Е, фонетическое развитие заударного гласного. Переход 5-6 – стягивание СК в Щ перед Е, фонетическое развитие согласного.
Значение: слово ящер – яй (живое) с корой (чешуёй).
Заимствование: не прослеживается.
История вопроса. Ближе всего трактовка Ильинского, который усматривал в этом слове приставку *йа и корень *скер, связанный с чередованием гласных со скора, кора (ФАС, IV, с. 572). Но приставки *йа в РЯ нет и не было, поэтому данная этимология не была одобрена и принята. Трактовка «шероховатая кожа», данная словарем Фасмера (ФАС, IV, с. 572) много дальше: не «шероховатая», а чешуйчатое, и не «кожа», а живое. Так что приведенная этимология дана здесь впервые.

Литература

АРК: Аркаим – схема // Академия тринитаризма. М., 2002, Эл. № 77-6567, публ. 10
ДАВ: Давидовиħ-Живановиħ Софиjа. Mementa arhaeologia et eruditiva. Београд, Академиjа нова. Пешиħ и синовии,1999.
ДАН: Даниленко В.М. Кам’яна Могила. – Київ, 1986
ЖИЗ: Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1888
КУБ: Кубрякова Е.С., Панкрац Ю.Г. Деривация // Лингвистический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990
ЛАЗ: Лазарев Е. Валаам, Россия в миниатюре // Наука и религия, 1991, № 9, с. 4-9
ОСИ: Осипов Валерий. Единый язык человечества. М., «Пилигрим-Пресс», 2003
РЫБ: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Переиздание. М., «Русское слово», 1997.
ФАС: Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка в четырех томах. СПб «азбука», 1996
ЧУ-04: Чудинов В.А. Бизон. http://www.trinitas.ru/rus/doc июнь, 2004 год.
ЧУ-97: Чудинов В.А. Мировоззренческая основа названий славянских племен // Мир человека и человек в мире. Сб. ГАСБУ, М., 1997, с. 306-329
ЧУ-98-3: Чудинов В.А. Вилорог и ръкас // Экономика. Политика. Культура. Сборник научных работ Государственного университета управления, вып. 3. М., Издательский центр научных и учебных программ, 1998
ЧУ-98-2: Чудинов В.А. Надписи на польских изделиях из коры // Экономика. Политика. Культура. Сб. научных работ Издательского центра научных и учебных программ. Вып. 2. М., 1998
ЧУ-99: Чудинов В.А. Что означает нахождение этимологии слова // Экономика. Политика. Культура. Сб. научных работ Издательского центра научных и учебных программ. Вып. 6. М., 1999
ЧУД: Чудинов В.А. Славянская мифология и русский корнеслов. М., Издательский центр научных и учебных программ, 2001
ЧУС: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М., Фаир-Пресс, 2004
ШИШ: [Шишковский А.С.] Славяно-русский корнеслов. Язык наш – древо жизни на земле и отец наречий иных. СПб, Фонд славянской письменности и культуры, 2005
СЕН: Cehak-Hołubowiczowa Helena. Odkrycia zwiazane z kultem pogańskim na Sląsku we wczesnym srednowieczu // Miedzynarodowy kongres Archeologii słowianskiej. Warszawa, 14-18. IX. 1965. T..I. Wrocław-Warszawa-Krakуw, 1970

Статья опубликована в виде отдельной брошюры издательством «Альва первая» в сентябре 2006 года

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.488sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.669 секунд