В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 23, 2007

«Княжеские знаки» – суть и вымысел

Автор 14:05. Рубрика Исторические комментарии

Чтение монограмм на печатях. Приводятся монограммы на изображениях св. Николая XI-XII вв., рис.3-1 [2, с. 5, рис. 1-2], св. Михаила из Новгорода, рис. 3-2 [2, с. 5, рис. 1-3], Юрия Долгорукого, рис.3-3 [2, с. 5, рис. 1-5], св. Иоанна, рис. 3-4 [2, с. 5, рис. 1-6]. Мы читаем их БЕЧАТА, рис.3-8; БЕЧАТА, ТЪБЕРЬ, РУСЬ, рис.3-9; БЕЧАТЪКИ, рис.3-10 и БЕЧАТА, РУСЬ, рис.3-11. Так что мы не видим тут никакого знака, связанного как конкретно с каким-то князем, так и с титулом КЪНЯЗЬ вообще; напротив, перед нами, так сказать, гербовая печать Руси, которая и демонстрируется на важнейших оттисках учреждений (а изображенные святые были, видимо, небесными покровителями соответствующих храмов). Так же и в нынешнее время: любое учреждение кроме внутренних печатей имеет и одну гербовую.

Тут мы видим также печать св. Василия, рис. 3-5 [2, с. 5, рис. 1-4], св. Дмитрия, рис. 3-6 [2, с. 5, рис. 1-7], архангела Гавриила, рис. 3-7 [2, с. 12, рис. 5-1]. Все они имеют одинаковое чтение, ТЪБЕРЬ, РУСЬ, рис. 3-12, 3-13 и 3-14. Тем самым обозначено Тверское княжество в составе Руси. Таким образом, данная печать может быть на современном языке охарактеризована не как общегосударственная, а как областная; ее можно назвать «княжеской», но в смысле принадлежности не князю, а княжеству.

Наше чтение знаков на печатях из разных мест

Рис. 3. Наше чтение знаков на печатях из разных мест

Продолжая чтение на иной печати царя Константина, мы можем разделить монограмму на два знака, рис. 4-1 [2, с. 12, рис. 5-3]. Мы читаем РУНА, рис. 4-8, то есть СЛОГОВОЙ ЗНАК.

Наше чтение монограмм на печатях

Рис. 4. Наше чтение монограмм на печатях

Слово РУНА придает надписи сакральный характер, но совершенно не имеет отношения ни к князю, ни к княжеству, поэтом данную монограмму никоим образом нельзя считать «княжеским знаком». А на печати св. Георгия видно несколько отдельно стоящих знаков помимо лигатуры, рис. 4-2 [2, с. 12, рис. 5-4]. Мы полагаем, что основой лигатуры является Тверской областной знак и читаем ТВЕРЬ, РУСЬ РУНОВА, рис. 4-9. Как раз три отдельно стоящих знака и читаются РУНОВА, причем НО предано как кирилловская буква N. Вероятно, в этом состояла ошибка мастера, изготовлявшего чекан: кириллица уже имела широкое распространение. На печати Иоанна Предтечи имеется лигатура, рис. 4-3 [2, с. 12, рис. 5-5]. Мы читаем ее РУНОВЕ РУСЬ, то есть РУНИЧЕСКАЯ РУСЬ, рис.4-10. Возможно, такую монограмму можно считать официальной печатью всей Руси, но не светской, а сакральной, духовной. Опять-таки, она не имеет отношения ни к князьям, ни к княжествам.

Наше чтение монограммы Владимира

Рис. 5. Наше чтение монограммы Владимира

Монограммы на пломбах. На них мы видим знакомые начертания. На первой пломбе, рис. 4-4 [2, с. 12, рис. 5-6] мы видим надпись ЖИВА на одной стороне и РУНА на другой, рис. 4-11. На другой, рис.4-5 [2, с. 12, рис.5-7] читаем надпись БЕЧАТА, РУСЬ, рис. 4-12. На третьей , рис. 4-6 [2, с. 12, рис. 5-8] читаем надпись БЕЧАТА, РУНА, рис. 4-13. Итак, в первом случае мы имеем символ сакральности, во втором и третьем – общегосударственные печати Руси, но не княжеские знаки. А на перстне из Галича мы видим знакомую монограмму, рис. 4-7 [2, с. 12, рис. 5-9], которую мы читаем БЕЧАТА, ГАЛИЧЬ, рис. 4-14. Эту монограмму можно считать как княжескую в смысле областной Галицкой печати.

Монограммы Владимира. Рассмотрим теперь серию монограмм Владимира, опубликованную К. Болсуновским по клеймам на монетах.

Мы видим целую серию изображений одного типа, рис. 5-1, 5-2, 5-3, 5-4, 5-5 и 5-6 [1, с. 7, рис. 7, 8, 9]. Все они читаются одинаково, ВЪЛАДИМЪРЕВА БЕЧАТА, то есть ВЛАДИМИРОВА ПЕЧАТЬ, рис. 5-7, 5-8, 5-9, 5-10, 5-11, 5-12, 5-13 и 5-14. При переворачивании на 900 вправо мы видим кирилловскую букву В, первую буквы имени Владимира. Поэтому у нас нет сомнений в том, что данные монограммы действительно являются княжеским знаком Владимира. После распада СССР эти монограммы легли в основу герба Республики Украина. Еще одну монограмму Владимира мы видим на металлическом изделии из Мартыновского клада Киевской губернии, рис. 5-13 [3, с. 73, рис. 42]. Монограмма Владимира находится наверху надписи и читается ВЪЛАДИМЪРЪ, рис. 5-4. Остальная часть надписи выглядит как КЪНАСЬ, ЖИВИНА РУСЬ, ПЕЧАТА. Итак, речь идет о ВЛАДИМИРЕ-КНЯЗЕ, однако не о ВОЛЕВОЙ РУСИ, как тогда называлась Киевская Русь, а о ЖИВИНОЙ РУСИ, то есть части сербских и болгарских земель, которые со времен Святослава с его походом на Болгарию принадлежали Руси.

Наше чтение монограмм Владимира, Святополка, Ярослава

Рис. 6. Наше чтение монограмм Владимира, Святополка, Ярослава

Еще одна монограмма изображена на так называемой «печати Изяслава», древнейшей (по В.Л. Янину) печати Новгорода, рис. 5-15 [4, с. 39]. Мы уже читали надпись легенды как ГРАМОТА ВОЛОДИМЕРЬСЬКА, где слово ГРАМОТА было написано кириллицей, а слово ВОЛОДИМЕРЬСЬКА – слоговыми знаками. Теперь мы читаем монограмму как ВЪЛАДИМЪРОВА БЕЧАТА, рис. 5-16, отмечая при этом необычайно ясное начертание имени Владимира (по сути дела, тут знаки в монограмму так и не сливаются), а также наличие на печати креста. При этом крест – типично католический, со слегка покосившейся перекладиной (для того, чтобы обозначать слог НА в слове КЪНАЗЬ). Тем самым эта монограмма относится к периоду, когда Владимир принял христианство. При повороте на 900 вправо можно видеть букву В, но в дополнение к этому вершина правой части монограммы без поворота образует букву Л, а вершина левой части – букву А; кроме того середину монограммы можно принять за букву Д, а крест – за стилизованную букву Ї, наконец, общий вид монограммы похож на букву М, что дает начало имени ВЛАДИМИРА – ВЛАДИМ. Можно заподозрить и существование конечной буквы Р этого имени, если серединку рассмотреть повернутой на 900 вправо. Иными словами, после принятия Владимиром христианства на Руси монограмма князя стала походить на греческую надпись: слоговые знаки имени почти не сливаются, образуя как бы «мелкий шрифт», тогда как греческие буквы создают вензель «крупного шрифта». Этим реформатор хотел показать, что он с одной стороны не изменил традиции создавать слоговые монограммы, но с другой стороны, они получили более внятное начертание и возможность быть прочитанными и по-гречески.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.542sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.724 секунд