Монограмма Святослава. Мы с ней встречались на одной из печатей (Печать Святослава) Х века, найденной в 1912 г. на территории Десятинной церкви в Киеве Д.В. Милеевым, рис. 10-1 [8, с. 166-168], где мы прочитали легенду как КЪНЯЗЬ СЬВАТО, рис. 10-2, СТLAOS, рис. 10-3. Теперь мы читаем монограмму как СЬВЯТОСЬЛАВЪ, рис. 10-4. Поскольку слоговой знак СЬ совпадает с кирилловской буквой С, данная монограмма отвечает условиям княжеского знака, хотя, возможно, что Святослав, не признававший христианства, к этому и не стремился. С монограммой Святослава из Киева мы встречались, рис. 10-5 и 10-6 [9, с. 249, табл. 1-1]. Полный текст был ЛЕТО ЖЕ 21 ВЪЛАДЫКИ КЪНАСЯ СЬВЯТОСЬЛАВА 6468, то есть ГОД ЖЕ 21 ВЛАДЫКИ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА 960, рис. 10-7 и 10-8. Монограмму на обеих сторонах печати мы читаем так же, как и предыдущую, СЬВЯТОСЬЛАВЪ, рис. 10-9. Это тоже княжеский знак по всем признакам. В Новгороде в 1980 г. на Троицком раскопе была найдена костяная трапециевидная привеска с монограммой Святослава как на одной, рис. 8-3, так и на другой стороне, рис. 8-4 [10, с. 151, рис. 8]. Мы читаем обе монограммы СЬВЯТОСЬЛАВЪ, рис. 8-5 и 8-6. Они отличаются от первых двух только наличием выступа ЛА в качестве намека на средний зуб, что не мешает при повороте монограммы на 900 вправо видеть букву С, так что перед нами действительно княжеский знак. В Пскове в слое XI в. была найдена подвеска с княжескими знаками, рис. 8-9 и 8-11 [11, с. 21, рис. 10]. На каждой стороне мы читаем одно и то же имя, СЬВЯТОСЬЛАВЪ, рис. 8-10 и 8-12. Вместе с тем, на одной подвеске есть христианский крест, который соответствовал положению Святослава в качестве сына христианки Ольги, тогда как на другой стороне его нет.
Рис. 10. Наше чтение монограмм Святослава
Монограммы Ярослава. На каменной заготовке рыболовного грузила из Новгорода был обнаружен знак в виде трезубца, рис. 8-7 [10, с. 151, рис. 10]. Мы читаем его ЯРОСЬЛАВЪ, рис. 8-8 и считаем княжеским и идентичным первым двум. Еще одна монограмма помещена на костяной пластинке лука из Таманского городища, рис. 8-11 [14, с. 215, табл. V-10]. Предполагается, что она принадлежит Мстиславу Владимировичу [15, с. 121, табл. 3-6] Мы читаем ее ЯРОСЛАВА ПЪЧАТЬ, рис. 8-12 и считаем идентичной предыдущим. Против чтения МЪСЬТИСЬЛАВЪ говорит середина знака, где можно узреть Я, РО, ВО, ТО, но не ТИ.
Монограмма Изяслава. Данную монограмму В.Л. Янин приписывает Изяславу, рис. 8-9 [10, с. 151, рис. 19]. На наш взгляд, это соответствует действительности, ибо монограмма читается нами как ИЗЯСЬЛАВЪ, РУСЬ, рис.8-10. При чтении кириллицей середина монограммы может быть прочитана как Ї, а все тело при повороте влево на 900 – как З, что образует начало имени ИЗЯСЛАВА. Так что данная монограмма может быть признана княжеским знаком.
Монограмма Ярополка. Ряд монограмм помещен в работе двух авторов, рассмотревших клейма на голосниках XI-XII вв., в частности, монограмма Ярополка, рис. 11-1 [12, с. 252, рис. 3]. Для чтения монограмма должна быть перевернута на 1800. Тогда ее действительно можно прочитать ЯРОПОЛЬКЪ, рис. 11-2. В этом перевернутом виде она напоминает ЮС МАЛЫЙ или букву А, и в этом смысле минимально удовлетворяет требованию княжеского знака.
Рис. 11. Наше чтение киевских монограмм
Монограмма Олега. Монограмму Олега, рис. 11-3 [12, с. 252, рис. 3] можно прочитать, так же перевернув изображение на 1800. Мы читаем ее ВОЛЪГЪ, то есть скорее ВОЛГА, чем ВОЛЕГ, рис. 11-4. При том же повороте на 1800 самым верхним знаком монограммы оказывается кружок О, что напоминает о кирилловской записи имени Олега. Поэтому можно говорить о минимальном соответствии данной монограммы требованиям, предъявляемым к княжескому знаку.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.389 секунд