В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 23, 2007

«Княжеские знаки» – суть и вымысел

Автор 14:05. Рубрика Исторические комментарии

Интересно отметить, что, судя по кирилловской букве О, имя это произносилось в Х веке как Олег, тогда как слоговая запись сохранила более архаичный варианта написания ВОЛЪГЪ. Отсюда следует, что при таком написании еще более архаичное произношение могло быть оглушенным, ВОЛЪКЪ. Но в таком случае перед нами очевидная находка потерянного имени. Дело в том, что у всех славян было в большом почете имя ВОЛК: у сербов оно трансформировалось в ВУК, у болгар – в ВЪЛКО, у русских весьма популярна фамилия ВОЛКОВ. Однако имени ВОЛК на Руси не было, хотя широко известно былинное имя ВОЛЬГА. Теперь ясно, что в записи ВОЛЪГЪ-ВОЛЪКЪ это имя фигурирует в своем раннем фонетическом облике и тем самым позволяет утверждать его наличие в русской культуре.

Это имя небезразлично с позиций славянской мифологии, ибо ВОЛК был, прежде всего, оборотнем, живя то в виде человека, то в виде животного или другого существа. Удивительна и монограмма этого имени, напоминающая острогу-трезубец; а острога является родной сестрой рогатины, с которой охотники ходили на медведя и, возможно, на волка. Словом, эта монограмма достойна особого пристального внимания.

Монограмма Олега-Владимира. Эта монограмма помещена под именем Изяслава, рис. 11-5 [12, с. 252, рис. 3]. На наш взгляд, однако, никаких данных за такое чтение нет. Прежде всего нет такого фрагмента монограммы, который бы в вертикальной плоскости напоминал З; кроме того, для чтения второй половинки имени, -СЛАВЪ, было бы необходимым иметь двузубец, а не трезубец монограммы. Наконец, сама монограмма удивительно напоминает монограммы Олега и Владимира одновременно. Поэтому мы ее и читаем ВОЛЪГЪ-ВЪЛАДИМЪР, КИЕВЪ, РУСЬ, рис. 11-6. При поворачивании на 900 вправо видны буквы О и В, начала имен Олега и Владимира. Эта монограмма тоже весьма интересна, как сплав языческой монограммы Олега (заметим, что она тут размещена правильно, кружочком О вверх) с христианской монограммой Владимира (о христианстве говорит равноконечный крест вверху). Здесь тоже есть над чем поразмышлять. При этом это уже второе изображение подобного рода; первое нам встретилось на монограммах из Старой Ладоги, нанесенное на обе стороны одной подвески. Предполагалось, что следующая монограмма принадлежит Мстиславу, рис. 11-7 [12, с. 252, рис. 3]. В таком случае мы должны были бы видеть наличие буквы М в одном из ракурсов данной монограммы, чего мы, однако, не наблюдаем. Кроме того, на наш взгляд, монограмму следует повернуть на 1800, рис. 11-8. В таком случае ее центр читается как БЕЧАТА, то есть ПЕЧАТЬ, а строчная надпись как СЬ НОВА КИЕВА, то есть ИЗ НОВОГО КИЕВА, рис. 11-9. Иными словами здесь отсутствует имя князя. Тем самым данную монограмму никоим образом нельзя принять за княжеский знак в смысле персональной принадлежности конкретному князю, хотя она вполне могла служить любому из князей в качестве неперсонифицированной Киевской печати.

Монограмма Мстислава. Она была нанесена на деревянный цилиндр № 1 1055-1076 гг. из Новгорода с надписью Емьця гривны 3, рис. 12-1 [10, с. 140, рис. 1]. В принципе прочитать слово МЪСЬТИСЬЛАВЪ слоговыми знаками на ней можно, рис. 12-2, однако кирилловская буква М на ней не усматривается ни прямо, ни после ее поворотов. В то же время, на ней довольно легко прочитать слово БЕЧАТА, то есть ПЕЧАТЬ. Поэтому хотя данная монограмма, вероятно, действительно принадлежит Мстиславу, мы бы ее охарактеризовали все же не как княжеский знак, а более осторожно, как печать Мстислава.

Монограммы Глеба. Они обе нанесены на деревянный цилиндр № 3 1059-1083 гг. из Новгорода, рис. 12-3 и 12-4 [10, с. 140, рис. 1]. Мы их читаем РУСЬ, ГЛЕБЪ, рис. 12-5. Слово БЕЧАТА здесь вычитать невозможно; что же касается кирилловского чтения, то только при очень большом воображении данный знак можно принять за букву Г. Поэтому данные монограммы можно принять за княжеские знаки с большой натяжкой. На костяном предмете XII-XIII вв. из Рюрикова городища (изображение которого мы повернули на 1800) можно видеть монограмму, рис. 12-9 [13, с. 84, рис. 34-9]. Мы читаем ее так же, РУСЬ, ГЪЛЕБЪ, рис. 12-10.

Наше чтение ряда монограмм

Рис. 12. Наше чтение ряда монограмм

Монограмма Святополка. В статье В.Л. Янина можно видеть и монограмму Святополка Изяславовича, рис. 12-6 [10, с. 84, рис. 34-9]. Мы читаем ее БЕЧАТА, рис. 12-7 СЬВЯТОПОЛЬКА, рис. 12-8. Вместе с тем, при повороте на 900 можно видеть букву С, совпадающую со слоговым знаком СЬ, что является признаком княжеского знака. Поэтому данную печать вполне можно считать княжеским знаком. Итак, завершая рассмотрение данной статьи В.Л. Янина, можно отметить, что знаки Святослава, Ярополка, Владимира, Святополка и Ярослава им выявлены абсолютно верно; знак Изяслава Владимировича, на наш взгляд, не подтверждается, ибо читается нами ВОЛЪГЪ-ВЪЛАДИМЪРЪ; подтверждается также чтение знаков Изяслава Ярославовича, Святополка и Глеба; что же касается знака Мстислава, то он хотя и содержит слоговое чтение, но не имеет чтения кирилловского, что, вероятно, означает отсутствие его притязаний на международное признание. Заметим также, что кресты на схеме Янина содержатся только в монограммах Святополка Ярополковича и Олега-Владимира; иными словами, только эти правители манифестировали свою христианскую принадлежность.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.298sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.456 секунд